Дело № 33-1973 судья Морозова И.С. 2019 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И ЕСудебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Климовой К.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
07 мая 2019 года
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по апелляционной жалобе Литвиновой М.А. и апелляционному представлению прокурора Пеновского района Тверской области
на решение Торжокского городского суда Тверской области от 06 ноября 2018 г., которым постановлено:
«иск прокурора Пеновского района Тверской области в интересах Литвиновой М.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе Тверской области (межрайонное) об отказе Литвиновой М.А. в установлении (выплате) пенсии от 28 июня 2018 года в части невключения в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации: с 29 мая 1994 года по 11 июня 1994 года, с 25 мая 1997 года по 15 июня 1997 года, с 20 ноября 2006 года по 26 ноября 2006 года, с 13 октября 2008 года по 17 октября 2008 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) включить Литвиновой М.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400 - ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды курсов повышения квалификации: с 29 мая 1994 года по 11 июня 1994 года, с 25 мая 1997 года по 15 июня 1997 года, с 20 ноября 2006 года по 26 ноября 2006 года, с 13 октября 2008 года по 17 октября 2008 года.
В удовлетворении остальной части иска прокурору Пеновского района Тверской области в интересах Литвиновой М.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) отказать».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Пеновского района Тверской области в интересах Литвиновой М.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) (далее – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязании засчитать в специальный стаж период работы с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. и периоды прохождения курсов повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 16 марта 2018 г. Требования мотивированы тем, что 16 марта 2018 г. Литвинова М.А. обратилась в УПФР в Осташковском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением пенсионного органа от 28 июня 2018 г. ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого для назначения пенсии специального стажа. При этом из подсчета специального стажа исключены: период работы с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. в должности заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям МБОУ «Пеновская средняя общеобразовательная школа им. Е.И.Чайкиной», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 1994 г., 1997 г., 2006 г. и в 2008 г. Указанное решение является незаконным. В период с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. Литвинова М.А. осуществляла педагогическую деятельность, ее педагогическая нагрузка составляла: за 2009-2010 учебный год - 06 час. в неделю, за 2010-2011 учебный год - 10 час. в неделю, за 2011-2012 учебный год - 12 час. в неделю, за 2012-2013 учебный год - 06 час. в неделю. Наименование должности Литвиновой М.А., указанное работодателем и не соответствующее Списку, не может нарушать ее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Просит признать решение УПФР в Осташковском районе Тверской области (межрайонное) об отказе Литвиновой М.А. в назначении досрочной пенсии по старости от 28 июня 2018 г. незаконным, обязать засчитать Литвиновой М.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. в должности заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям в МБОУ «Пеновская средняя школа им. Е.И. Чайкиной», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 1994 г., 1997 г., 2006 г. и в 2008 г., и назначить Литвиновой М.А. досрочную страховую пенсию по старости с 16 марта 2018 г.
Определением суда от 19 октября 2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБОУ «Пеновская СОШ им. Е.И. Чайкиной».
В судебном заседании прокурор Дорофеева Д.Е. и истец Литвинова М.А. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчика УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) Тиханина Е.К. возражала по заявленным требованиям.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, МБОУ «Пеновская СОШ им. Е.И. Чайкиной», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суд не уведомило, ходатайств об отложении не заявляло.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением Торжокского городского суда Тверской области от 22 марта 2019 г., Литвинова М.А. просит отменить решение суда в части невключения судом в специальный стаж периода работы с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. и отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с 16 марта 2018 г., и принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных прокурором в защиту ее пенсионных прав исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Суд не учел положения пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Кроме того, суд необоснованно не принял во внимание, что работая заместителем директора средней общеобразовательной школы, она осуществляла педагогическую деятельность.
В апелляционном представлении, срок на подачу которого восстановлен определением Торжокского городского суда Тверской области от 22 марта 2019 г., прокурором Пеновского района Тверской области также ставится вопрос о частичной отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов представления указывается на то, что выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того указывается, что суд необоснованно не принял во внимание представленные истцом доказательства, подтверждающие трудовую занятость истца на должности, связанной с осуществлением педагогической деятельности.
На апелляционные жалобу и представление УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы и представления, и указывается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились. Литвинова М.А. и представитель МБОУ «Пеновская СОШ им. Е.И. Чайкиной», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались. Представитель УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) просил дело рассмотреть в свое отсутствие. При таких обстоятельствах судебная коллегия, с учетом положений статей 113-117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы, представления и возражений на них, заслушав объяснения прокурора Иванченко Ю.А., поддержавшей доводы жалобы и представления, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 16 марта 2018 г. Литвинова М.А. обратилась в УПФР в Осташковском районе Тверской области (межрайонное) (после реорганизации – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное)) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста).
Решением УПФР в Осташковском районе Тверской области (межрайонное) от 28 июня 2018 г. № Литвиновой М.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа (25 лет).
По подсчетам пенсионного органа специальный стаж истца на 16 марта 2018 г. составил – ** лет ** месяцев ** дней.
В специальный стаж истца ответчиком не включены: период работы с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. в должности заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям в МБОУ «Пеновская средняя общеобразовательная школа им. Е.И.Чайкиной»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29 мая 1994 г. по 11 июня 1994 г., с 25 мая 1997 г. по 15 июня 1997 г., с 20 ноября 2006 г. по 26 ноября 2006 г., с 13 октября 2008 г. по 17 октября 2008 г.
Поскольку в части признания незаконным решения пенсионного органа о невключении в специальный стаж Литвиновой М.А. курсов повышения квалификации и в части зачета в специальный стаж Литвиновой М.А. периодов курсов повышения квалификации с 29 мая 1994 г. по 11 июня 1994 г., с 25 мая 1997 г. по 15 июня 1997 г., с 20 ноября 2006 г. по 26 ноября 2006 г., с 13 октября 2008 г. по 17 октября 2008 г. решение суда сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционных жалобы и представления. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса РФ недопустимо.
Разрешая спор, суд, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором в интересах Литвиновой М.А. исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002 г. № 781).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781.
Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 01 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. № 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. № 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. № 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. № 191; действовало в спорный период работы истца с 01 сентября 2009 г. по 03 августа 2011 г., утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. № 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю; периоды работы в должности заместителя директора в общеобразовательных учреждениях – школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии, что работа в указанной должности непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, и указанная работа выполняется при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Судом установлено, что в период с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. Литвинова М.А. работала в должности заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям МБОУ «Пеновская средняя общеобразовательная школа им. Е.И.Чайкиной» на полную ставку.
В период работы в должности заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г., Литвинова М.А. в указанной школе также выполняла обязанности учителя и ее педагогическая нагрузка составляла: за период 2009-2010 учебный год - 06 час. в неделю (0,33 ставки учителя <данные изъяты>), за период 2010-2011 учебный год - 10 час. в неделю (0,55 ставки учителя <данные изъяты> и <данные изъяты>), за период 2011-2012 учебный год - 12 час. в неделю (0,67 ставки учителя <данные изъяты>), за период 2012-2013 учебный год - 06 час. в неделю (0,33 ставки учителя <данные изъяты> и <данные изъяты>).
Указанные обстоятельства, установленные судом первой инстанции на основании совокупности доказательств, представленных сторонами в материалы дела, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно должностной инструкции заместителя директора школы по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), утвержденной директором МБОУ «Пеновская СОШ им. Е.И.Чайкиной» 15 сентября 2009 г., основными направлениями деятельности заместителя директора по ИКТ являются: - определение и осуществление комплексной программы информатизации школы; организация целенаправленного процесса развития информатизации школы, руководство и контроль этого процесса; - проведение мониторинга процесса информатизации школы; - обеспечение процессов создания и развития центра информационной культуры на базе учебного заведения; - овладение новыми информационными технологиями для их использования во всех образовательных и воспитательных направлениях; - установление контактов с внешними организациями по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности. В должностные обязанности заместителя директора по ИКТ входит: анализ - проблем информатизации школы, актуальных и перспективных потребностей в развитии информационно-коммуникационного обеспечения, перспективных возможностей школы в области информационного и коммуникационного обеспечения, хода, развития и результатов процессов информатизации школы, использования АИС «Школа», АБИС, школьного сайта, регионального образовательного портала всеми участниками образовательного процесса; прогнозирование последствий запланированных процессов информатизации школы; планирование и организация - процесса разработки и реализации программы информатизации школы, выполнение основных направлений развития процесса информатизации, разработка общих требований к процессам и результатам деятельности по информатизации школы и критериев их оценки, текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива в области использования информационных и коммуникационных технологий с целью реализации программы информатизации, обучение педагогических и управленческих кадров по вопросам использования информационных технологий в образовательной и управленческой деятельности, изучение, обобщение и распространение опыта осуществления деятельности по вопросам информатизации школы, сбор и накопление информации о значимых для школы инновациях в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности, заказ на поставку учебного оборудования, его обслуживание и ремонт, проведение семинаров, конференций и других мероприятий по использованию и распространению опыта использования информационных и коммуникационных технологий и т.д.
Из анализа основных направлений деятельности заместителя директора по ИКТ и его должностных обязанностей следует, что работа в указанной должности непосредственно связана с продвижением в школе информационных и коммуникационных технологий, и не является работой, непосредственно связанной с образовательным или воспитательным процессом.
Учитывая, что работа в должности заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям МБОУ «Пеновская СОШ им. Е.И.Чайкиной» непосредственно не связана с образовательным (воспитательным) процессом, принимая во внимание, что в период с 01 сентября 2009 г. по 01 сентября 2013 г. Литвинова М.А., выполняя обязанности учителя, не выполняла норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителя (не менее 18 час. в неделю), то, с учетом нормативных положений, регулирующих порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, отсутствуют правовые основания для включения указанного периода трудовой деятельности Литвиновой М.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Ссылки в апелляционных жалобе и представлении на подпункт «а» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку положения подпункта «а» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 к спорным правоотношениям не применимы. Литвинова М.А. в спорный период работы не занимала должность директора школы.
Вопрос о тождественности выполняемых Литвиновой М.А. функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этого периода в специальный стаж, мог быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которое не содержится в нормативно-правовых актах. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих предусмотрена должность заместителя директора образовательного учреждения.
Доводы прокурора о том, что трудовые функции по должности заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям аналогичны трудовым функциям по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценены в совокупности с другими доказательствами по делу и обоснованно отвергнуты с приведением в решении мотивов именно такой оценки доказательств по делу, что соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Без учета вышеуказанного периода работы на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости Литвинова М.А. не имела необходимого специального стажа и соответственно права на досрочную страховую пенсию.
Доводы апелляционных жалобы и представления сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Торжокского городского суда Тверской области от 06 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Литвиновой М.А. и апелляционное представление прокурора Пеновского района Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи К.В.Климова
Ю.В.Комарова