№ 2-8955/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Антощук Ю.С.,
с участием представителя истца Загидулиной Л.В.,
представителя ответчика Борисова В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 06 декабря 2018 года гражданское дело по заявлению прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения,
установил:
Прокурор города Сыктывкара обратился с иском (с учетом уточнений от 27.11.2018) в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворового проезда общего пользования между домами №46 и №48 по ул. Димитрова в г.Сыктывкаре в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», указав в обоснование требований, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности, чем создается угроза для жизни и здоровья людей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «УК ЖУК» и ООО «Управляющая компания».
В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении требований настаивала.
Представитель ответчика с требованиями не согласился.
Представители третьих лиц участия в рассмотрении дела не приняли.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на земельных участках, расположенных между домами №46 и №48 по ул.Димитрова в г.Сыктывкаре, имеется асфальтированный проезд, являющийся территорией общего пользования и предназначенный для движения пешеходов и транспортных средств.
Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (ч.9 ст.9 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
В силу ст.16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) (далее – ГОСТ) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием дворового проезда общего пользования между домами №46 и №48 по ул. Димитрова г. Сыктывкара установлено, что проезжая часть указанного дворового проезда находится в ненадлежащем состоянии, на всем протяжении проезжей части имеются многочисленные просадки и выбоины, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 70 см, ширине – 270 см и глубине – 13 см., о чем составлен соответствующий акт.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
Согласно ст.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ст.12 Закона).
Согласно ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с ч.1 ст.44 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.
Поскольку ненадлежащее эксплуатационное состояние проезжей части дворового проезда общего пользования между домами №46 и №48 по ул. Димитрова в г.Сыктывкаре безусловно влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц (участников дорожного движения), суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по приведению дороги в соответствие с требованиями ГОСТа являются обоснованными.
Доводы представителя ответчика о том, что придомовая территория является общим имуществом собственников многоквартирного дома, которые и должны нести бремя содержания дворовых проездов, суд считает несостоятельными.
В силу положений ст. 16 (чч.1 и 4) Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда, Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что земельные участки, расположенные у домов №46 и №48 по ул. Димитрова до настоящего времени не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.
Следовательно, оснований полагать, что данные участки относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов и подлежат обслуживанию управляющей организацией, не имеется.
При таких обстоятельствах, администрация МО ГО «Сыктывкар» в рамках своих полномочий обязана организовать работы по ремонту автомобильной дороги в районе дворовой территории вышеуказанных домов.
Доводы представителя ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора подлежат отклонению, поскольку таковой законом не предусмотрен.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения суда, указанный в иске (до 01.09.2019), с учетом возможностей ответчика по его исполнению, суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Требования прокурора города Сыктывкара удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок не позднее 01.09.2019 организовать работы по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна проезжей части дворового проезда общего пользования между домами №46 и №48 по ул.Димитрова в г.Сыктывкаре в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий О.Л.Саенко