2-4895/2023
28MS0013-01-2023-004016-40
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-6747/2024
г. Владивосток «08» августа 2024 года
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Аноприенко К.В.,
рассмотрел в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания
гражданское дело по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Полигон» к Севостьяновой Елене Викторовне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
по кассационной жалобе Севостьяновой Елены Викторовны на решение мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 от 24 ноября 2023 года и апелляционное определение Благовещенского городского суда Амурской области от 24 апреля 2024 года.
Изучив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции
у с т а н о в и л :
ООО «Полигон» обратилось в суд с иском к Севостьяновой Е.В., указав, что ответчик, являясь собственником жилого дома <адрес> в городе Благовещенске Амурской области, не исполняет обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых истцом, что привело к образованию задолженности за период с 1 апреля 2019 года по 31 августа 2022 года в сумме 20 686 руб. 85 копеек. Судебный приказ о взыскании задолженности отменен по возражениям должника определение мирового судьи от 9 марта 2023 года.
Уточнив исковые требования, истец просил суд взыскать с ответчика задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2022 года в сумме 17 202 руб. 46 копеек, пени за тот же период в сумме 1 918 руб. 17 копеек, возместить расходы по уплате государственной пошлины 902 руб. 12 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска.
Решением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 от 24 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Благовещенского городского суда Амурской области от 24 апреля 2024 года, исковые требования удовлетворены частично. С Севостьяновой Е.В. в пользу ООО «Полигон» взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2022 года в сумме 17 202 руб. 46 копеек, пени 300 руб., расходы по уплате государственной пошлины 902 руб. 12 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Севостьянова Е.В. просит об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, принятых с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в иске.
Письменных возражений на доводы кассационной жалобы не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении настоящего дела судами были допущены.
Из материалов гражданского дела следует и представленными в деле доказательствами подтверждается, что Севостьяновой Е.В. с 2016 года на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес> в городе Благовещенске Амурской области<данные изъяты>.
ООО «Полигон» является региональным оператором, уполномоченным на осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Благовещенска, Благовещенского района, Ивановского района, Тамбовского района Амурской области в соответствии с соглашением от 14 мая 2018 года, заключенным с министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований ООО «Полигон» к Севостьяновой Е.В. о взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2022 года и пени, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что истцом были оказаны ответчику услуги по утилизации твердых коммунальных отходов, обязанность по оплате данных услуг лежит на ответчике как собственнике жилого помещения, указанную обязанность ответчик в спорный период времени надлежащим образом не исполнила, в связи с чем должна погасить образовавшуюся задолженность и оплатить пени за просрочку оплаты.
Отклоняя возражения ответчика о том, что договор на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов между сторонами не заключался, места накопления отходов в месте проживания ответчика не созданы, услуга по вывозу отходов не осуществлялась, суды указали, что к порядку заключения такого договора применимы правила о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения после публичной оферты регионального оператора, опубликованной в средствах печати, для жителей <адрес> ответчиком определено место накопления отходов <адрес> удаленность этих мест сбора отходов не освобождает ответчика от обязанности по надлежащему обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотренным законом способом, ответчик не представил доказательств самостоятельной утилизации отходов законным способом, а обстоятельства ненадлежащего оказания истцом услуги по вывозу ТКО не оформлены актами в соответствии с пунктами 16, 19 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.
Кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 приведенной статьи закона).
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 (Правила № 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил № 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил № 1130).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Правил № 1130 раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (пункт 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и взаимосвязанных с ним положений пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (Правила № 1156), региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В пунктах 1-4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предписано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 8 м, но не более 100 м.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления (статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами; услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) является коммунальной услугой (абз. 9 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, далее Правила № 354).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.
В соответствии с абз. пунктом 148(1) (абз. 1, 2) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) – 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (абз. 1 пункта 148(2) Правил № 354).
Из пункта 148(5) Правил № 354 следует, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах «а» - «е» и «л» - «с» пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исполнительными органами субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей (пункт 148(13) Правил № 354).
В соответствии с абз. 2 пункта 148(21) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) – 148(11) настоящих Правил.
Согласно запрету, предусмотренному пунктом 148(26) Правил № 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил № 1156).
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам (абз. 2 пункта 148(45) Правил № 354).
В пункте 17 приложения № 1 к Правилам № 354 установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Из приведенных положений законодательства, подлежащего применению при разрешении настоящего спора, следует, что оказание региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должно осуществляться на основании заключенного с потребителем этой услуги договора в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, содержащей сведения о местах накопления ТКО.
Места (площадки) накопления ТКО должны быть созданы и обеспечены содержанием органами местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также внесены в соответствующую схему.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны осуществлять их складирование только в местах (на площадках) накопления ТКО.
Региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленных для оказания этой услуги местах накопления ТКО в соответствии с требованиями к качеству оказания данной слуги, установленными Правилами № 354.
При соблюдении перечисленных условий оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленных нормативными правовыми актами, региональный оператор вправе требовать получения за это соразмерной платы, возмещающей ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Соглашаясь с выводами судов о том, что отсутствие заключенного между сторонами спора в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исключает возникновение обязательств сторон из названного договора в силу его публичной природы, возможности заключения в конклюдентном виде, кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с выводами о том, что такая услуга истцом ответчику была фактически оказана.
При разрешении гражданского дела судами первой и апелляционной инстанции не было установлено соблюдение перечисленных требований закона к надлежащему исполнению истцом коммунальной услуги, о взыскании задолженности по оплате которой им предъявлен иск к Севостояновой Е.В.
В этих целях, с учетом содержания приведенного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, в качестве существенных для настоящего дела обстоятельств надлежало установить создание надлежащих условий для жителей <адрес> (в том числе для ответчика) пользоваться услугами регионального оператора ООО «Полигон», включая создание (оборудование) мест (площадок) накопления ТКО с соблюдением предъявляемых к ним требований законодательства.
В неоднократных возражениях на иск и при обжаловании решения суда первой инстанции Севостоянова Е.В. ссылалась на официальный ответ управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о том, что места погрузки ТКО для домов, <адрес> не оборудованы. Надлежащей оценки данные возражения в судах не получили.
Законность сделанных судами выводов о том, что для жителей СНТ <адрес> местами (площадками) накопления ТКО являются место накопления отходов в СТ <адрес> <адрес>, контейнерная площадка <адрес> в городе Благовещенске, с соблюдением, в том числе, требований об удаленности этих мест сбора отходов от места жительства ответчика, ссылками на конкретные положения законодательства, допускающие такой порядок определения мест накопления ТКО, не подтверждена.
Основывая решение об удовлетворении иска на том, что ответчик не представила доказательства исполнения ею обязанности по надлежащему обращению с ТКО, доказательства самостоятельной утилизации ТКО, судами не учтены цели и предписания Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которым органы местного самоуправления и региональный оператор обязаны создать надлежащие условия исполнения данной обязанности, для чего организовать места (площадки) накопления ТКО и оказать в этих местах надлежащего качества коммунальную услугу.
Выводы суда о то, что ответчик не представила суду допустимые доказательства неоказания истцом надлежащего качества коммунальной слуги по обращению с твердыми коммунальными отходам, предусмотренные пунктами 16, 19 Правил № 1156, свидетельствуют о неправильном применении судами статей 55, 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик настаивала на том, что такая услуга ей вообще не оказывалась, так как для её оказания не были созданы необходимые условия, а именно отсутствуют места накопления ТКО для жителей СНТ <адрес> в то время как указанные пункты Правил № 1156 не устанавливают специальные формы фиксации отклонения от параметров качества коммунальной услуги.
С учетом изложенного, сделанные судами выводы и принятые на их основе судебные постановления не соответствуют законодательству, подлежащему применению при разрешении спора, рассмотренного с нарушением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание наличие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, необходимость установления всех существенных для дела обстоятельств в соответствии с законодательством, регулирующим спорные отношения, кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отменить принятые по делу решение и апелляционное определение, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л :
решение мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 от 24 ноября 2023 года и апелляционное определение Благовещенского городского суда Амурской области от 24 апреля 2024 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья К.В. Аноприенко