Гражданское дело № 2-3303/2021
УИД: 68RS0001-01-2021-005067-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов «13» декабря 2021 года.
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при участи помощника прокурора Октябрьского района г. Тамбова Коломлине М.В.,
при секретаре Комаровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мешковой Ираиды Валентиновны к ИФНС России по г. Тамбову о защите нарушенного трудового права,
Установил:
Мешкова И.В. обратилась в суд с иском ИФНС России по г. Тамбову, в котором просила:
- взыскать с ответчика недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 61 690 руб. 24 коп.;
- взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию за 81 день неиспользованного отпуска в размере 42 635 руб. 75 коп.;
- взыскать с ответчика недоплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 17 043 руб. 30 коп.;
- взыскать с ответчика недоплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 7 369 руб. 14 коп.;
- взыскать с ответчика проценты за задержку выплаты, в связи с увольнением и за ежегодный отпуск;
- компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование своих заявленных исковых требований указала, что в период с 17.10.1990 по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Тамбову, с ДД.ММ.ГГГГ - замещала должность главного государственного налогового инспектора правового отдела.
С ДД.ММ.ГГГГ была уволена, с должности главного государственного налогового инспектора правового отдела, в связи с сокращением замещаемой должности по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При ее увольнении ответчиком ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 81 календарных дней в соответствии с п. 13 ст. 46 указанного Федерального закона.
В период службы соответствующими приказами ИФНС России по г. Тамбову ей как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии из бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Тамбовской области, сверх установленного фонда оплаты труда, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2019-2021 г.г.
Указанные средства материального стимулирования выплачивались на основании сведений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и приказов УФНС России по Тамбовской области «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов УФНС России по Тамбовской области», а также писем УФНС России по Тамбовской области о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2019-2021 г.г. (с пометкой «Для служебного пользования») и изданных на основании данных приказов и писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по г. Тамбову (с пометкой «Для личного пользования») о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда и на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих ИФНС России по г. Тамбову. Комиссией были приняты решения об установлении размеров и выплате государственным гражданским служащим Инспекции сумм материального стимулирования.
На основании приказов ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ФИО1 по <адрес> за 2,3,4 кварталы 2019 г.; 1,2,3,4 кварталы 2020 г.» выплачены средства материального стимулирования в размере 27 725 руб., 24 375 руб., 23 435 руб., 28 037 руб., 15 330 руб., 21 404 руб., 4 642 руб. соответственно.
Также согласно приказов ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, ДД.ММ.ГГГГ. №дсп, от 23.03.2020г. №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ.№дсп, от 26.08.2020г. №дсп, от 22.09.2020г. №дсп, от 16.10.2020г. №дсп, от 27.11.2020г. №дсп, 30.11.2020г. №дсп, от 11.05.2021г. №дсп, от 24.06.2021г. №дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих сверх фонда оплаты труда» выплачены средства материального стимулирования за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ФИО1 по <адрес> истцу были произведены выплаты в размере 27 381 руб. 69 коп., 2 623 руб., 24 870 руб. 40 коп., 14 227 руб., 4 312 руб., 22 287 руб., 40 034 руб. соответственно.
Согласно выпискам из приказов, расчетным листкам и справке о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2019, 2020, 2021 годы, ей, Мешковой И.В., были начислены и выплачены по вышеуказанным приказам средства материального стимулирования.
Однако, по мнению истца, произведенные выплаты материального стимулирования ответчиком незаконно не были включены в расчет месячного денежного содержания и не учтены при расчете среднего заработка для компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой должности и за неиспользованные дни отпуска ко дню увольнения.
Также истица считает, что начисленные и выплаченные средства материального стимулирования незаконно не были включены в расчет ее месячного денежного содержания и небыли учтены при расчете среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска, предоставленного за период нахождения в отпуске ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 26 календарных дней и с 01.07.2021 по 14.07.2021 г. на 14 календарных дней.
При установлении размера всех компенсаций в расчет среднего заработка незаконно не включены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период работы с июля 2020 года по июнь 2021 года на общую сумму 185 070 руб. 72 коп., в том числе: июль 2020 г. – 28 037 руб., август 2020 г. – 15 669 руб., сентябрь 2020 г. – 20 802 руб., октябрь 2020 г. - 5 637 руб., ноябрь 2020 г. – 26 528 руб. 72 коп., декабрь 2020 г. – 21 404 руб., апрель 2021 г. – 4 642 руб., май 2021 г. – 22 287 руб., июнь 2021 г. – 40 034 руб.
При расчете оплаты ежегодного отпуска, предоставленного истцу с 10.08.2020г. по 04.09.2020г. на 26 календарных дней (приказ от 23.07.2020г. №@) в расчет среднего заработка незаконно не были включены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за год, предшествующий дате начала отпуска, т.е. за период с августа 2019 года по июль 2020 года на общую сумму 230 477,89 руб., в том числе: август 2019 г. – 27 381 руб. 69 коп., сентябрь 2019 г. – 2 623 руб., сентябрь 2019 г. – 27 725 руб., ноябрь 2019 г. – 24 870 руб., декабрь 2019 г. – 38 602 руб., февраль 2020 г. – 10 510 руб., март 2020 г. – 23 300 руб., апрель 2020 г. – 23 435 руб., июнь 2020 г. – 23 994 руб., июль 2020 г. – 28 037 руб.
Истица считает, что материальное стимулирование, выплачиваемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, входящим непосредственно в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем в соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование в период работы:
- с июля 2020 г. по июнь 2021 г. должно учитываться при расчете ее месячного денежного содержания для оплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованные дни оплачиваемого отпуска, при расчете выплаты ежегодного отпуска, предоставленного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
-с августа 2019 г. по июль 2020 г. должно учитываться при расчете оплаты ежегодного отпуска, предоставленного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, истца указывает на то, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014г. №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. №.
ФИО2 считает, что материальное стимулирование, выплаченное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в обязательном порядке входит в состав денежного содержания гражданского служащего, то есть должно учитываться работодателем при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении работника в связи с сокращением штатной численности и за дни неиспользованного отпуска.
На изложенного, с учетом средств материального стимулирования, начисленных и выплаченных за период работы с июля 2020 года по июнь 2021 года на общую сумму 185 070 руб. 72 коп., ФИО2 просит включить в расчет для компенсации четырехмесячного денежного содержания недоплату денежного содержания в сумме 61 690 руб. 24 коп. (185 070 руб. 72 коп.:12 мес.х4 мес.), недоплата за неиспользованный отпуск за 81 день в сумме 42 635 руб. 75 коп. (185 070 руб. 72 коп.:12:29,3)х81 дн.)). Таким образом недоплата составила 104 325 руб. 99 коп.
Кроме того, она на основании приказа от 09.06.2020г. №@ и от ДД.ММ.ГГГГ №@) находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске - 14 календарных дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и 26 календарных дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В этой связи, при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, в соответствии с п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. №, истица просит учесть суммы материального стимулирования, выплаченные за год, предшествующий дате начала отпуска.
ФИО2 считает, что со стороны ответчика в не полном объеме было выплачено денежное содержание за период ее нахождения в отпуске, а именно:
-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 369 руб. 14 коп.;
-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 043 руб. 30 коп.
Более того ФИО2 просит суд взыскать с ФИО1 по <адрес> проценты за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год., а также компенсацию морального вреда за допущенное нарушение ее трудовых прав.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства ФИО1» в <адрес>, Министерство Финансов РФ.
В судебном заседании ФИО2 настаивала на удовлетворении иска.
ФИО1 по <адрес> по доверенности ФИО5, ФИО6, ФИО7 иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, настаивали на том, что произведенные в отношении истца выплаты полностью согласуются с действующим правовым регулированием.
ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства ФИО1», Министерство Финансов Российской Федерации (третьи лица) явку своих ФИО1 в судебное заседание не обеспечили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в ФИО1 по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ замещала должность главного государственного налогового инспектора правового отдела.
С ДД.ММ.ГГГГ была уволена, в связи с сокращением замещаемой должности по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении ответчиком в отношении истца ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 81 календарных дней в соответствии с п. 13 ст. 46 указанного Федерального закона.
Из пункта 10 служебного контракта следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с увольнением истцу была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ в сумме 111 859 руб. 32 коп. из расчета месячного денежного содержания 27 964 руб. 83 коп. и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 81 календарных дней, в соответствии с п. 13 ст. 46 указанного Федерального закона в размере 70 395 руб. 48 коп., из расчета месячного денежного содержания 25 464 руб., что подтверждается расчетным листком за июль 2021 года.
Из материалов дела следует, что в период прохождения Мешковой И.В. гражданской службы соответствующими приказами ИФНС России по г. Тамбову, ей как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России, выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии из бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Тамбовской области, сверх установленного фонда оплаты труда, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды с 2019 г. по 2021 г.
Указанные средства материального стимулирования выплачивались на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и приказов УФНС России по Тамбовской области «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Тамбовской области, а также писем УФНС России по Тамбовской области о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2019, 2020, 2021 годы (с пометкой «Для служебного пользования») и изданных на основании данных приказов и писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по г. Тамбову (с пометкой «Для служебного пользования») о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда и на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих ИФНС России по г. Тамбову.
Комиссией были приняты решения об установлении размеров и выплате государственным гражданским служащим Инспекции сумм материального стимулирования.
На основании приказов ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ФИО1 по <адрес> за 4 квартал 2019 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года» ФИО2 были выплачены средства материального стимулирования в размере: 27 725 руб., 24 375 руб., 23 435 руб., 28 037 руб., 15 330 руб., 21 404 руб., 4 642 руб.
Также согласно приказов ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, от ДД.ММ.ГГГГ №дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих сверх фонда оплаты труда» выплачены средства материального стимулирования за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ФИО1 по <адрес> истцу были произведены выплаты в размере 27 381 руб. 69 коп., 2 623 руб., 24 870 руб. 40 коп., 14 227 руб., 10 510 руб., 23 300 руб., 23 994 руб. 20 коп., 15 699 руб., 5 472 руб., 5 637 руб., 22 216 руб. 72 коп., 4 312 руб., 22 287 руб., 40 034 руб.
Согласно выпискам из приказов, расчетным листкам и справке о доходах (форма 2-НДФЛ) за 2019, 2020, 2021 годы ФИО2 были начислены и выплачены по вышеуказанным приказам средства материального стимулирования.
Разница между фактически выплаченной компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания составляет – 61690,24 руб.: недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск за 81 дней составляет 42635,75 руб., размер невыплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске составляет 17043,30 руб., а также истцом рассчитаны проценты за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск.
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон №79-ФЗ) установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктами 3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии установленных Законом оснований.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Судом установлено, что во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Минфин ФИО1 ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Из информации Минфина ФИО1 следует, что в период с 2015 г. по 2017 г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС ФИО1, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. –постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2016 г. –постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2017 г. –постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.
В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС ФИО1 в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу в соответствии вышеуказанными приказами работодателем в вышеуказанные периоды работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка (денежного содержания) для расчета компенсации при увольнении.
При этом, оценивая доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, суд исходит из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее-Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с ДД.ММ.ГГГГ, в 2008 – 2012 года и в 2013г.
В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 – 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 – 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд считает необоснованными доводы ответчика о том, что содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации разъяснения не подлежат применению к спорным правоотношениям и распространяются только на выплаты в 2014 г.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд считает необходимым при разрешении данного спора учитывает содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснения.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Более того, согласно письма первого заместителя министра Финансов РФ от 27.04.2021г. № следует, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Кроме того, со стороны ответчиков и третьих лиц не представлены документы, подтверждающие, что спорные суммы выплачивались истцу на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора.
Исходя из анализа вышеприведенного законодательства, оценив установленные обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о взыскании недополученных денежных средств при увольнении подлежат удовлетворению.
Данные выводы суда также подтверждаются существом постановленного Верховным Судом РФ 01.07.2019г. определения по делу №-КГ19-2.
Представленный истцом расчет размера недоплаты с учетом произведенных ответчиком выплат, суд признает правильным, более того данный расчет в судебном заседании ФИО1 ответчика не оспаривался, в связи с чем подлежат взысканию с ответчиков пользу истца: недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 61 690 руб. 24 коп.; недоплаченная компенсация за 81 день неиспользованного отпуска в размере 42 635 руб. 75 коп.; недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 17 043 руб. 30 коп.; недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 7 369 руб. 14 коп.; проценты за несвоевременную выплату указанных выше сумм в размере 10 191 руб. 42 коп., рассчитанные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, включительно; проценты в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм – 128 738 руб. 43 коп., за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета, включительно.
Касаемо требований о взыскании процентов, суд исходил из положений ст. 236 ТК РФ, в силу которых при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая характер допущенного работодателем нарушения, его длительность, суд, следуя принципам справедливости и разумности, находит требования истца о возмещении морального вреда в размере 100 000 руб. завышенными и, соответственно, подлежащими снижению до 10 000 руб.
При этом суд учел, что по смыслу положений ст. 127 ТК РФ, в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 61 690 ░░░. 24 ░░░.;
-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 81 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 42 635 ░░░. 75 ░░░.;
-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 043 ░░░. 30 ░░░.;
-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 369 ░░░. 14 ░░░.;
-░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 191 ░░░. 42 ░░░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13.12.2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░;
-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ – 128 738 ░░░. 43 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 14.12.2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░;
-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.12.2021 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.