Решение по делу № 8Г-19219/2024 [88-20556/2024] от 28.08.2024

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                  № 88 -20556/2024

    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                    3 октября 2024 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного

суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №42RS0018-01-2023-002220-83 (№2-204/2024) по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Новокузнецка Кемеровской области-Кузбасса, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Лепешкиной Людмилы Валентиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области о возложении обязанности совершить действия по обеспечению инвалида средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 16 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июня 2024г.

    Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В., возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Новокузнецка Кемеровской области - Кузбасса обратился в суд с иском в интересах Лепешкиной Л.В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее – ОСФР по Кемеровской области) о возложении обязанности совершить действия по обеспечению инвалида средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу соблюдения ответчиком законодательства по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее также - ТСР)

Установлено, что Лепешкина Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы по <данные изъяты>. Индивидуальной программой реабилитации ей рекомендованы технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 46 см; глубина сиденья: 45 см; высота подлокотника: 23 см; высота подножки: 38 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; виде сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножки редуцирующаяся по высоте) 1шт.; а также кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 48 см; глубина сиденья: 46 см; высота подлокотника: 23 высота подножки: 38 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: редуцирующаяся по высоте) 1 шт., <данные изъяты> 1 шт., <данные изъяты>, в том числе при недоразвитии 1 шт.; чехол <данные изъяты> хлопчатобумажный 1 шт., чехол на <данные изъяты>: 1 шт. Срок проведения мероприятий: 24 апреля 2023 г. - бессрочно.

Прокурор просил суд с учетом уточненных исковых требований возложить на ОСФР по Кемеровской области обязанность обеспечить Лепешкину Л.В. техническими средствами реабилитации, а именно ходунками шагающими, поручнями (перила) для самоподнимания прямыми (линейные); кресло-стулом с санитарным оснащением (без колес). В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для исполнения до 1 марта 2024 г., в течение которого указанные действия должны быть совершены, взыскать с ОСФР по Кемеровской области в пользу Лепешкиной Л.В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 16 февраля 2024 г. исковые требования удовлетворены, суд возложил на ОСФР по Кемеровской области обязанность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Лепешкину Л.В. техническими средствами реабилитации: поручнями (перилами) для самоподнимания прямые (линейные), креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес), ходунками шагающими, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июня 2024 г. решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 16 февраля 2024 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Кемеровской области ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права. В обосновании доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, не установлены юридически значимые обстоятельства для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Указывает, что заявление об обеспечении техническим средством реабилитации Лепешкиной Л.В. зарегистрировано от 3 апреля 2023 г. В тот же день было оформлено уведомление о постановке Лепешкиной Л.В. на учет по обеспечению техническим средством реабилитации.

Обеспечение инвалидов техническим средством реабилитации осуществляется по государственным контрактам, заключаемым территориальными отделениями Фонда в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предусмотрена определенная закупочная процедура, для проведения которой Фонду требуется определенный период времени, включая определение соответствующего поставщика технических средств реабилитации. Считает, что ОСФР по Кемеровской области свои обязательства перед Лепешкиной Л.В. исполнило в полном объеме, технические средства реабилитации получены Лепешкиной Л.В. или находятся на стадии изготовления и получения.

Фактические обстоятельства дела не содержат сведений о неправомерных действиях (бездействии) ответчика, отсутствует вина ответчика, причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом, личные неимущественные права Лепешкиной Л.В. ответчиком не нарушены.

Прокурором, участвующим в деле, относительно доводов кассационной жалобы представлены письменные возражения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, ответчик не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав процессуального истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы жалобы заслуживают внимания.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.

             Как установлено судами и следует из материалов дела, Лепешкина Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, с 9 марта 2023 г. инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой от 9 марта 2023 г. МСЭ-2021 .

              В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № разработанной 11 мая 2023 г. Бюро медико-социальной экспертизы Лепешкиной Л.В. рекомендованы технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) 1шт.; а также кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) 1 шт.; <данные изъяты> 1 шт., <данные изъяты>, в том числе при недоразвитии 1 шт.; чехол на <данные изъяты> хлопчатобумажный: 1 шт., чехол <данные изъяты> шерстяной: 1 шт. Срок реабилитационных мероприятий с 24 апреля 2023 г. - бессрочно.

26 мая 2023 г. истец обратилась с заявлением в ОСФР по Кемеровской области для обеспечении ее техническими средствами реабилитации: креслом – коляской с ручным приводом комнатной и креслом – коляской с ручным приводом прогулочной.

Лепешкина Л.В. поставлена на учет по обеспечению указанными техническими средствами реабилитации, о чем ей ОСФР выдано уведомление от 26 мая 2023 г. .

              Согласно акту приема-передачи товара от 9 ноября 2023 г. истцу выдана кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, государственный контракт на изготовление которой подписан 22 августа 2023 г.

              Согласно акту приема-передачи товара от 14 ноября 2023 г. Лепешкиной Л.В. выдана кресло-коляска с ручным приводом комнатная, государственный контракт на изготовление которой подписан 11 октября 2023 г.

              Согласно акту сдачи-приемки работ от 20 ноября 2023 г. Лепешкиной Л.В. выдан <данные изъяты>, в том числе при недоразвитии, государственный контракт, на изготовление которого, подписан 20 ноября 2023 г.

              Актом сдачи - приемки работ от 30 ноября 2023 г. подтверждается выдача Лепешкиной Л.В. <данные изъяты>, государственный контракт, на изготовление которого, подписан 11 августа 2023 г.

              Согласно акту приема-передачи товара от 23 января 2024 г. истцу выданы ортопедические брюки, государственный контракт на изготовление которых подписан 10 ноября 2023 г., при этом, ходунки шагающие; поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), рекомендованные Бюро МСЭ за счет средств федерального бюджета, являясь техническими средствами реабилитации, входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также предусмотренные ИПРА в отношении Лепешкиной Л.В. не выданы и по настоящее время.

Суд пришел к выводу о том, что посредством выдачи уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, должностное лицо отделения Фонда подтвердило право истца на получение рекомендованных технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, однако, несмотря на указанное, Лепешкина Л.В. всеми необходимыми техническими средствами реабилитации не обеспечена, что подтверждается письменным отзывом представителя ОСФР по Кемеровской области на исковое заявление.

Установив, что истец обеспечена не всеми средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида ей не выданы : ходунки шагающие; поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, установив длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида, отметив, что в результате действий Фонда материальный истец была лишена мер социальной защиты в виде обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, которыми она должна пользоваться на основании индивидуальных программ реабилитации инвалида..

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца в сумме 5 000 руб., суд первой инстанции, исходил из того, что отсутствие рекомендованных технических средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации, а также учел возраст и состояние здоровья истца, объем причиненных нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, степень вины ответчика, период, в течение которого нарушаются права инвалида, руководствуясь требованиями разумности и справедливости.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что реализация указанного права инвалида не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты. То обстоятельство, что поставщики технических средств реабилитации не высказывают намерений поставлять соответствующее техническое средство, по мнению суда апелляционной инстанции, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в натуре.

Своевременность размещения заявок на заключение государственного контракта, обеспечение иных инвалидов средствами реабилитации не умаляет право инвалида Лепешкиной Л.В. на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку названные в жалобе действия Фонда не привели к желаемому результату.

Между тем материалы дела не содержат такие доказательств, что инвалиду разъяснялось его право как на предоставления этих средств в натуре, так и посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.

С учетом того, что в суде первой инстанции с достоверностью установлено и не оспорено ответчиком, что до обращения прокурора в интересах Лепешкиной Л.В. в суд она не была обеспечена техническими средствами реабилитации, а также закупочная процедура ОСФР по Кемеровской области не проводилась более 5 месяцев, инвалиду не разъяснено его право на самостоятельное приобретение средств реабилитации с последующей выплатой компенсации, доводы ответчика о том, что ответчиком выполнены все необходимые меры по обеспечению Лепешкиной Л.В. техническими средствами реабилитации, по мнению суда апелляционной инстанции, являются несостоятельными.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту также - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту также - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В п. 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктами «а» и «д» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В силу абзц. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (действовал в период спорных правоотношений, отменен приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н в связи с утверждением нового Порядка, вступившего в силу 27 октября 2023 г.), в п. 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Аналогичные положения предусмотрены в п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Между тем, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, в связи с необеспечением Лепешкиной Л.В. техническими средствами реабилитации восстановление ее нарушенного права возможно путем возложения на ОСФР по Кемеровской области обязанности обеспечить Лепешкину Л.В. техническими средствами реабилитации, без учета вышеуказанного порядка предоставления технических средств реабилитации, о необходимости соблюдения которого суду пояснял ответчик.

В случае необеспечения Лепешкиной Л.В. по каким-либо причинам техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, право Лепешкиной Л.В. на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, а начиная с 16 октября 2023 г. в порядке, предусмотренном приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н.

Делая вывод о том, что ОСФР по Кемеровской области нарушил срок предоставления Лепешкиной Л.В. технических средств реабилитации, суд оставил без внимания и надлежащей правовой оценки приводимые ответчиком доводы и представленные в их обоснование доказательства.

Так, в ходе рассмотрения дела ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу приводило доводы о том, что обеспечение граждан, признанных инвалидами техническими средствами реабилитации путем предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

Выводы суда о том, что обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации не может быть поставлено в зависимость от проведения закупок для обеспечения государственных нужд и не является основанием для непредоставления инвалидам средств реабилитации основаны на неправильном применении законодательства, регулирующего механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации.

Согласно п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Для заключения контрактов Фонд при определении поставщика обязан использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Подпунктом «а» п. 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 г. № 256, (далее - Административный регламент), предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.

Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Между тем суды, разрешая спор, неправильно истолковали подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с чем не установили юридически значимые обстоятельства для дела (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а потому выводы суда о нарушении ОСФР по Кемеровской области права Лепешкиной Л.В. на обеспечение техническими средствами реабилитации, восстановление которого возможно путем возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации, не могут быть признаны правомерными.

Так, судом оставлено без внимания, что Лепешкина Л.В. на основании ее заявления от 26 мая 2023 г. поставлена ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу 26 мая 2023 г. на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем ей выдано уведомление.

Для проведения процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и формирования извещения о проведении закупки, ответчиком на официальном были размещены в 2023 году соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации на поставку технических средств реабилитации, в том числе ходунков, поручней, кресел-стульев с санитарным оснащением, необходимых Лепешкиной Л.В., однако информация от потенциальных поставщиков на эти запросы не поступила, в связи с чем проведение электронных аукционов не состоялось по причине отсутствия заявок.

При отсутствии информации, необходимой для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, произвести ее обоснование для отражения в соответствии с п.9 ч.1 ст. 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в извещении о проведении закупки не представляется возможным.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, а выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Отношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, не являются гражданско-правовыми, они урегулированы специальным законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.

Вместе с тем указанным обстоятельствам и представленным стороной ответчика доказательствам в подтверждение проводимой им работы по обеспечению Лепешкиной Л.В. техническими средствами реабилитации не дана надлежащая оценка. Мотивы, по которым суд пришел к выводу о том, что проводимая ответчиком работа по обеспечению Лепешкиной Л.В. техническими средствами реабилитации указывает на бездействие ответчика, в судебном акте не приведены.

Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.

Кроме того, устанавливая срок исполнения возложенной на ОСФР по Кемеровской области решением суда обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации в срок до 1 марта 2024 г., суды первой и апелляционной инстанций не учли, что обеспечение истца техническим средством реабилитации в соответствии с решением суда возможно только с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учитывая неправильные выводы судов о возложении на ответчика обязанности обеспечить Лепешкина Л.В. техническими средствами реабилитации, нельзя признать правильным и вывод судов о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, связанного с нарушением права на предоставление средств реабилитации, поскольку право на компенсацию морального вреда обусловлено нарушением/отсутствием нарушений в действиях ответчика.

В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.1 ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч.ч. 1, 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п.п. 1 - 3 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Приведенные требования процессуального закона в силу абзаца второго ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Ввиду изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 16 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июня 2024г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции –Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 14 октября 2024 г.

8Г-19219/2024 [88-20556/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Лепешкина Людмила Валентиновна
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кожевникова Л.П.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
03.10.2024Судебное заседание
03.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее