Решение по делу № 5-573/2022 от 03.03.2022

Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года

Дело № 5-573/2022

78RS0014-01-2022-002682-30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                         03 марта 2022 года

Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Коновалова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ в отношении:

Васильева А.С., <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Вину Васильева А.С. в участии в массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание повлекло нарушение санитарных норм и правил, когда эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:

02.03.2022 года около 19 часов 40 минут Васильев А.С., находился у дома 35 по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, где принимал добровольное участие в одновременном массовом пребывании граждан в общественном месте, организованном «против войны с Украиной», и повлекшем нарушение санитарных норм и правил, установленных п.6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» (п.6 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.07.2020 №21), предписывающим гражданам соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, а также п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», предписывающим соблюдать всем физическим лицам социальную дистанцию от 1,5 до 2 метров.

В проводимой акции «против войны с Украиной», не являющейся публичным мероприятием участвовало порядка 200 человек, расстояние между участниками составляло менее 1 метра. В связи с допущенными нарушениями санитарных норм и правил, информация о выявленном нарушении была доведена до участников данного мероприятия, в том числе до Васильева А.С. старший лейтенант полиции ФИО1 старший инспектор ОООП УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга, осуществлявшим в соответствии со ст.ст.2, 12 ФЗ от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в общественных местах, а также предотвращению и пресечению административных правонарушений, который посредством громко-усиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомил об этом всех лиц, участвующих в данном мероприятии, а также потребовал прекратить данные противоправные действия и разойтись.

Однако, Васильев А.С. продолжил участие в акции, не использовав возможность выполнить в отведенный разумный промежуток времени законное требование сотрудника полиции.

Таким образом, Васильев А.С. участвовал в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, повлекшем нарушения санитарных норм и правил, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ.

Вышеуказанное административное правонарушение было выявлено 02.03.2022 года в 20 часов 10 минут по адресу: Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д.21, корп.3.

Васильев А.С. вину в совершении правонарушения не признал. Пояснил, что в акции не участвовал. Вышел из метро, играла музыка. Скапливался народ. Начали скандировать лозунги. Потом начались задержания. Он оказался в квадрате ОМОНа. Был в маске. Его нахождение там было случайным.

    Защитник ФИО2 позицию Васильева А.С. поддержала. В случае признания Васильева А.С. виновным, просила назначить минимальное наказание в виде штрафа.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к выводу, что вина Васильева А.С. в совершении административного правонарушения полностью подтверждается представленными в суд материалами, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 02.03.2022 года в отношении Васильева А.С. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, составленном в полном соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в котором отражено существо административного правонарушения и дана его юридическая квалификация, копия протокола вручена лицу, процессуальные права и ст.51 Конституции РФ разъяснены и понятны. В своих объяснениях при составлении протокола Васильев А.С. указал, что с протоколом не согласен;

- рапортами сотрудников УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО3 и ФИО4 от 02.03.2022 года, в которых изложены обстоятельства задержания Васильева А.С. 02.03.2022 года в 19 часов 40 минут по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр. д.35, и доставления его в 33 отдел полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга;

- протоколом ДЛ САП о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 02.03.2022;

- письменными объяснениями сотрудников ОР ППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербург ФИО3 и ФИО4 от 02.03.2022 года, которые будучи предупрежденными об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, указали, что в ходе исполнения служебных обязанностей 02.03.2022 года в 19 час. 40 мин. был задержан Васильев А.С., который принимал добровольное участие в одновременном массовом пребывании и передвижении граждан в общественном месте, организованном «против войны с Украиной» и повлекшем нарушение санитарных норм и правил, предписывающих соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, а так же соблюдение физическими лицами социальную дистанцию от 1,5 до 2 м. Расстояние между участниками составляло менее 1 метра. Информация о допущенных нарушениях санитарных норм и правил, а так же требования прекратить противоправные действия и разойтись неоднократно была доведена до участников мероприятия, в том числе до Васильева А.С. сотрудником полиции посредством громко-усиливающей аппаратуры. Однако Васильев А.С. продолжил участие в мероприятии. Возможность выполнить в отведенный разумный промежуток времени законное требование сотрудника полиции не использовал;

- копией служебного удостоверения сотрудника полиции ФИО4;

- копией паспорта ФИО3; копией выписки из приказа №302 л/с от 02 декабря 2021 года;

- копией паспорта Васильева А.С.;

- справкой ИЦ ГУ МВД по СПб и ЛО в отношении Васильева А.С., согласно которой он ранее к административной ответственности не привлекался;

- копией обращения к гражданам при нарушении порядка, являющейся приложением к объяснениям;

- письменными объяснениями старшего инспектора ОООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербург ФИО1 от 02.03.2022 года из которых следует, что 02.03.2022 года согласно плану-расчету расстановки личного состава ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области заступил на службу по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан в центральной части города, где планировалось массовое скопление граждан в общественных местах «против войны с Украиной». Службу нес у дома 35 по Невскому проспекту Санкт-Петербурга. В его задачи входило предупреждение и пресечение административных правонарушений. Примерно с 19 часов 00 минут начали скапливаться массы граждан, не соблюдающих между собой установленную социальную дистанцию, расстояние между участниками мероприятия составляло менее 1 метра, не все участники имели средства индивидуальной защиты. Когда количество собравшихся достигло примерно 200 человек, он посредством громко-усиливающей аппаратуры начал непрерывно оповещать всех участников мероприятия о том, что своими действиями они нарушают санитарные правила и нормы, предписывающие всем физическим лицам в условиях возможного распространения коронавирусной инфекции, соблюдать социальную дистанцию при нахождении в общественных местах. Также сообщал, что при одновременном массовом скоплении граждан, за данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, потом требовал от участников акции прекратить противоправные действия и покинуть места сбора. В случаях, когда мое законное требование не выполнялось в разумное время и граждане продолжали участие в одновременном массовом пребывании в общественном месте с нарушением санитарных норм и правил, осуществлялось задержание нарушителей и препровождение их в автобусы для дальнейшего доставления в отделы полиции и документирования правонарушений;

- копией служебного удостоверения сотрудника полиции ФИО1;

- копией ответа заместителя председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности ФИО5 врио начальника Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО6, согласно которому в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности на 01, 02, 03, 04 марта 2022 года уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга не подавалось и не согласовывалось;

- информацией по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на случай возможного осложнения оперативной обстановки на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области 02.03.2021 года;

- телефонограммой начальникам ОООП, ОУУП и ПДН, тыла 29, 33, 51 отделов полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга, ОИАЗ, ОГИБДД Д/Ч, командиру ОР ППСП о выделении сотрудников полиции;

- копией графика несения службы участковыми уполномоченными полиции группы участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних 33 отдела полиции УМВД России по Московскому району города Санкт-Петербурга на март 2022 года;

- протоколом АЗ №000818 об административном задержании от 02 марта 2022 года.

Суд признает представленные доказательства допустимыми, достоверными, полученными с соблюдением норм закона, подтверждающими наличие события и состава административного правонарушения, а также виновность Васильева А.С. в его совершении.

Нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении и сборе доказательств, влекущих признание данных доказательств недопустимыми, судом не установлено, все процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, нарушений закона при его составлении не допущено. Так, указанный протокол составлен уполномоченным на то должностным лицом, а кроме того, в нем указаны дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, квалификация действий Васильева А.С.

Васильев А.С. с протоколом об административном правонарушении был ознакомлен, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и положения ст.51 Конституции РФ, ему были разъяснены, копию протокола получил, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе.

Рапорта сотрудников полиции ФИО4, ФИО3 являются последовательными, обстоятельства, в них указанные, согласуются с изложенными в протоколе об административном правонарушении обстоятельствами правонарушения. При этом рапорта сотрудников полиции о выявленном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений само по себе, не может свидетельствовать об их субъективности в изложении совершенного Васильевым А.С. административного правонарушения. Таким образом, рапорта полицейских отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.

Кроме того, в материалах дела имеются письменные объяснения вышеназванных сотрудников полиции, которые при их даче были предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний.

Нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении и сборе доказательств, влекущих признание данных доказательств недопустимыми, судом не установлено, все процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Диспозицией ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе и за участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание повлекло нарушение санитарных норм и правил.

Положением ч.1, 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.

В силу ч.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

На основании ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан установлены следующие обязанности: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) отнесена к перечню заболеваний, представляющую опасность для окружающих.

30.01.2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 года, в связи со вспышкой нового коронавирусной инфекции в КНР и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и фиксированием новых вспышек заболеваний в разных странах, органами государственной власти принимается комплекс мер по борьбе и нераспространению эпидемии. В частности путем издания Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».

Согласно п.6.2 указанного постановления, в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии с п.6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом РФ постановлено соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Впоследствии в целях установления требований к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 года №15 были утверждены Санитарные правила – СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Согласно п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в качестве мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, на физических лиц было возложено соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), а также соблюдение ими социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Как усматривается из представленных материалов дела, исследованных судом в своей совокупности, 02.03.2022 года в 19 часов 40 минут Васильев А.С. находясь по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр. д.35, принимал добровольное участие в одновременном массовом пребывании граждан в общественном месте.

Судом из представленных в материалы дела доказательств выявлено, что в проводимой акции, не являющейся публичным мероприятием, участвовало не менее 200 человек, при этом расстояние между участниками составляло менее 1 метра. Информация о допускаемых нарушениях санитарных норм и правил участникам акции была доведена старшим инспектором ОООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербург ФИО1, который по средствам громко-усиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомил об этом всех лиц, участвующих в данном мероприятии, а так же потребовал прекратить данные противоправные действия и разойтись.

Между тем Васильев А.С. продолжил участие в акции, не использовав возможность выполнить в отведенный разумный промежуток времени законное требование сотрудника полиции, в связи с чем, был задержан и доставлен в отдел полиции.

В определении от 24.10.2013 №1721-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что положение ст.20.2.2 КоАП РФ, определяя через категорию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (пункты 1 - 6 статьи 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.

Вопреки доводам защиты нахождение Васильева А.С. 02.03.2022 года в составе группы граждан общей численностью около 200 человек в общественном месте по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр. д.35, без соблюдения требований п.6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» и п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ.

В силу положений ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 №52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч.3 ст. 39 вышеуказанного федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

СП 3.1.3597-20 принят в развитие именно ст. 39 данного Закона, о чем указано в преамбуле Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. N 15.

Согласно п.4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Таким образом, граждане обязаны соблюдать социальную дистанцию от 1,5 до 2 метров.

Доводы Васильев А.С. о том, что он не совершал административное правонарушение, расценивается судом как защитная версия, данная с целью уйти от административной ответственности за содеянное. Факт совершения Васильевым А.С. административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных выше доказательств по делу, в том числе объяснениями сотрудников полиции ФИО4, ФИО3, ФИО1.

         Не доверять сведениям, изложенным в письменных объяснениях сотрудников полиции у суда оснований нет. Перед дачей объяснений сотрудники полиции был предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний. Судом не было установлено каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции и о недопустимости их письменных объяснений в качестве доказательств. Исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, само по себе, к такому выводу не приводит.

На основании изложенного, суд считает установленной и доказанной вину Васильева А.С. в совершении указанного административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, как участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание повлекло нарушение санитарных норм и правил, когда эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Тот факт, что Васильев А.С. находился в маске, не снимает с него ответственности по соблюдению установленных санитарных ограничений, а потому не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.

Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Васильева А.С., а также норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием для прекращения производства по делу, не установлено.

Законность действий сотрудников полиции проверена в судебном порядке и сомнений не вызывает.

При назначении Васильеву А.С. наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, его личность, имущественное положение.

Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая необходимость соответствия меры наказания характеру и степени общественной опасности административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного, суд, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости при назначении наказания, приходит к выводу о возможности достижения целей административного наказания, установленных в ст.3.1 КоАП РФ посредством назначения лицу административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Васильева А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения его копии.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу.

<данные изъяты>

Судья:                                                                                 Коновалова Ю.В.

5-573/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Васильев Александр Сергеевич
Другие
Фадеева Елена Валерьевна
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Коновалова Юлия Вадимовна
Дело на сайте суда
msk.spb.sudrf.ru
03.03.2022Передача дела судье
03.03.2022Подготовка дела к рассмотрению
03.03.2022Рассмотрение дела по существу
04.03.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
29.03.2022Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
04.04.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
03.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее