Решение по делу № 33-960/2024 от 01.04.2024

Судья Валюшина А.Р. Дело № 2-10165/2023

№ 33-960/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Резепиной Е.С., Душечкиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 мая 2024 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Кашина А.Д. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности объектом недвижимости, о признании права на получение единовременной выплаты,

по апелляционной жалобе Кашина А.Д. и апелляционному представлению прокурора Кетовского района Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2023 года,

Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Кетовского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Кашина А.Д. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) об установлении факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение единовременной выплаты.

В обоснование иска указал, что в результате проведения прокуратурой Кетовского района Курганской области проверки по обращению Кашина А.Д. установлено, что вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей 27.04.2023, полностью уничтожены жилой дом, надворные постройки и имущество Кашина А.Д., расположенные по адресу <адрес>. Кашин А.Д. проживал в жилом доме по вышеуказанному адресу с 2015 года совместно с супругой К.Г.,Е., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв. м., по данному адресу, вместе с тем, сведения об утраченном жилом доме в ЕГРН отсутствуют.

В мае 2023 года Кашин А.Д. обратился в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилого помещения по адресу <адрес>, по результатам рассмотрения которого в предоставлении выплаты Кашину А.Д. было отказано по основанию, указанному в пункте 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 02.05.2023 № 99, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на вышеуказанное жилое помещение. Не соглашаясь с отказом в предоставлении выплаты, истец указал, что на момент пожара Кашин А.Д. с супругой в течение 10 лет постоянно проживал по указанному адресу, пользовался жилым помещением, нес бремя его содержания, оплачивал коммунальные услуги, принимал меры по сохранности жилья. Обратил внимание на социальную значимость вопроса обеспечения жилыми помещениями лиц, утративших жилье в результате пожара, в связи с чем просил суд установить факт владения и пользования на праве собственности Кашиным А.Д., <...> года рождения, жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации на территории Курганской области во время пожара, произошедшего 27.04.2023, признать за Кашиным А.Д. право на единовременную выплату в размере 500000 руб.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, согласно доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Шушарина Е.Н., представитель третьего лица Правительства Курганской области Прилипко В.А. с исковыми требованиями не согласились, согласно доводам, изложенным возражениях относительно заявленных исковых требований.

Представители третьих лиц Департамента финансов Курганской области, Администрации Кетовского района Курганской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, предоставили отзывы относительно заявленных исковых требований, в удовлетворении которых пpocили отказать.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 22.12.2023 исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Кашина А.Д. к ГУ СЗН Курганской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности объектом недвижимости, о признании права на получение единовременной выплаты оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением, истец Кашин А.Д. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что его фактическое проживание в жилом доме, расположенном по адресу <адрес> подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе показаниями свидетелей С.Л.В., П.Т.А., Н.П.С., Я.Н.П. Не согласен с выводом суда об отсутствии у него права на предоставление единовременной выплаты в размере 500000 руб. даже в случае установления юридического факта его владения и пользования на праве собственности вышеуказанным жилым домом в связи с тем, что право собственности на дом в установленном порядке зарегистрировано не было. Полагает, что он имеет право на получение денежной выплаты в размере 500000 руб.

Также, не согласившись с решением, прокурор Кетовского района Курганской области обратился в суд с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что фактическое проживание Кашина А.Д. в утраченном в результате пожара жилом доме подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и показаниями свидетелей, допрошенных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции. В связи с этим полагает необоснованным вывод суда о недостаточности доказательств для установления факта владения и пользования на праве собственности Кашиным А.Д. жилым домом, расположенным по адресу <адрес>. Отмечает, что установление юридического факта владения и пользования на праве собственности истцом жилым домом является самостоятельным требованием, оценка доказанности данного факта не должна ставиться в зависимость от последующей реализации истцом права на получение денежной выплаты. Приводя в апелляционном представлении доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Кашина А.Д., указывает о наличии у последнего права на получение денежной выплаты в размере 500000 руб. в связи с уничтожением жилого дома в результате пожара.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области в возражениях на апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу Кашина А.Д. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель процессуального истца Григорьева И.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержала, просила решение отменить, удовлетворить исковые требования Кашина А.Д.

Истец Кашин А.Д. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Смирнов Р.А., представитель ответчика Правительства Курганской области Столярова Н.А. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Пунктом «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кашин А.Д., <...> года рождения, является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, расположенном по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Кроме того, истец Кашин А.Д. является правообладателем жилого помещения - квартира, расположенного по адресу <адрес>, также с <...> по указанному адресу истец состоит на регистрационном учете.

Сведения о жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> <адрес>, право собственности на которое зарегистрировано за Кашиным А.Д., в ЕГРН отсутствуют.

Вместе с тем, из пояснений свидетелей, допрошенных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, следует, что с 2015 года Кашин А.Д. совместно с супругой К.Г.,Е. проживал в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу.

Факт проживания Кашина А.Д. в указанном жилом доме по состоянию на <...> подтверждается также справкой муниципального казенного учреждения «Введенский территориальный отдел» Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области от <...> , договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Курганэнерго» от <...> .

Согласно справке, выданной Главным управлением МЧС России по Курганской области 28.04.2023, жилой дом и находящиеся на земельном участке надворные постройки, баня, гараж, расположенные по адресу: <адрес>, были утрачены 27.04.2023 в результате пожара.

Согласно сведениям Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области, предоставленным в материалы дела по запросу суда, Кашиным А.Д., К.Г.,Е. была получена единовременная материальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в размере 10000 руб.

Из материалов дела следует, что 04.05.2023 истец Кашин А.Д. обратился в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилого помещения по адресу <адрес>.

В соответствии с уведомлением ГУ СЗН Курганской области от 09.06.2023 на основании распоряжения ГУ СЗН Курганской области от 03.06.2023 -р Кашину А.Д. было отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с несоответствием категории граждан, указанной в подпункте 1 пункта 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 02.05.2023 № 99. Дополнительно ГУ СЗН Курганской области было указано, что на день введения режима чрезвычайной ситуации право собственности на утраченное жилое помещение ни за Кашиным А.Д., ни за его супругой К.Г.,Е. не зарегистрировано, при этом, иные нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов Кашиным А.Д. также представлены не были.

Считая отказ в предоставлении выплаты незаконным, истец обратился в прокуратуру Кетовского района Курганской области с просьбой оказать помощь и обратиться в суд с целью установления факта владения и пользования на праве собственности утраченным в результате пожара жилым домом.

Проанализировав вышеперечисленные обстоятельства и представленные доказательства (письменные документы, показания свидетелей) суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, необходимых для установления факта владения и пользования Кашиным А.Д. на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, в ходе рассмотрения дела стороной истца не представлено, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что само по себе установление факта владения и пользования Кашиным А.Д. на праве собственности жилым домом, расположенным по вышеуказанному адресу, не влечет право истца на получение единовременной выплаты в связи с утратой жилого помещения в результате пожара в размере 500000 руб., поскольку право собственности на утраченный объект недвижимости в ЕГРН не зарегистрировано.

Проверяя и оценивая фактически обстоятельства дела, их юридическую квалификацию, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Губернатора Курганской области от 27.04.2023 № 41 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории Курганской области введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Курганской области от 02.05.2023 № 99 утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, который устанавливает порядок и условия предоставления такой денежной выплаты гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 27.04.2023 в деревне Логоушка Кетовского муниципального округа Курганской области, в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 27.04.2023 № 41 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что право на получение денежной выплаты имеют граждане, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Предоставление денежной выплаты согласно пункту 3 указанного Порядка, в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о предоставлении денежной выплаты (04.05.2023), осуществляется в отношении следующих категорий граждан:

1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), являвшихся местом их регистрации и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;

2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения;

3) граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.

Согласно подпунктам 2, 3 пункта 5, пункту 6 Порядка предоставления единовременной выплаты денежная выплата за утраченное жилое помещение предоставляется ГУ СЗН Курганской области гражданам, указанным в подпункте 2 и 3 пункта 3 названного Порядка, в размере 500000 рублей.

Денежная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договору страхования утраченного жилого помещения (пункт 4 Порядка).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Порядка сведений о зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости правах собственности заявителя на жилые помещения (для заявителей, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 3 Порядка, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).

При обращении за денежной выплатой заявитель должен представить копии правоустанавливающих документов, удостоверяющих право собственности заявителя и членов его семьи на утраченное жилое помещение (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство, вступившее в законную силу решение суда), либо технического паспорта на жилой дом, либо договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения (для заявителей, указанных в подпункте 3 пункта 3 Порядка).

По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 6 Порядка, комиссия принимает рекомендательное решение о предоставлении заявителю денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты, которое оформляется протоколом. Протокол заседания комиссии в течение трех дней со дня подписания направляется в Главное управление для принятия решения (пункт 10 Порядка).

В соответствии с пунктом 11 Порядка решение о предоставлении заявителю денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты принимается Главным управлением в течение пяти дней со дня проведения заседания комиссии.

В силу подпункта 1 пункта 12 Порядка основанием для отказа в предоставлении заявителю денежной выплаты является несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 3 Порядка.

В соответствии с пунктом 13 Порядка право на получение денежной выплаты удостоверяется сертификатом на получение денежной выплаты по форме согласно приложению 2 к Порядку.

Исходя из изложенного выше, необходимым условием предоставления материальной помощи в связи с утратой жилого помещения или садового дома региональное законодательство установило наличие права собственности в отношении такой недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01.2017, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Между тем, данные положения закона регулируют гражданский оборот, поскольку наличие государственной регистрации права собственности является основанием для ввода объекта недвижимости в гражданский оборот и возможности совершения с ним гражданско-правовых сделок, однако, данные положения сами по себе не могут рассматриваться как достаточные основания для отказа в предоставлении материальной помощи как меры социальной поддержки при уничтожении имущества в связи с чрезвычайной ситуацией.

Так, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, по настоящему делу возник не гражданско-правовой спор в отношениях, основанных на равенстве, а о праве граждан на получение со стороны государства мер социальной поддержки в связи с возникновением чрезвычайной ситуации. Соответственно, при толковании положений законодательства, регламентирующих порядок предоставления материальной помощи, следует учитывать данные обстоятельства.

Из смысла положений как статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так и из положений Порядка следует, что при возникновении чрезвычайно ситуации и неблагоприятных последствий граждане вправе получить материальную помощь. Предоставление данной помощи является не возмещением ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, а мерой социальной поддержки, которая предоставляется гражданам, оказавшимся в такой ситуации.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, принадлежащем истцу Кашину А.Д. на праве собственности, на момент пожара находился жилой дом, при этом основанием для отказа в предоставлении Кашину А.Д. единовременной денежной выплаты послужило отсутствие в ЕГРН зарегистрированного права собственности на данный дом.

Вместе с тем, применительно к заявленному по настоящему делу спору отказ в выплате материальной помощи за уничтоженный жилой дом следует рассматривать как формальный.

Так, собственник земельного участка вправе осуществлять на нем строительство (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 названного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладателю земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу названного федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, предоставлено право до 01.03.2031 направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», часть 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что возможность регистрации права собственности на строение, возведенное истцом на земельном участке, сохранялось вплоть до его уничтожения, при этом предусмотренный Порядком размер материальной помощи не ставится в зависимость от размера жилого дома, уничтоженного в результате пожара.

Таким образом, при установлении факта наличия такого дома на земельном участке до пожара, само по себе отсутствие технической документации на данный дом и отсутствие регистрации права собственности на такой дом не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении материальной помощи, поскольку в данном случае пострадавшие, находящиеся в одной и той же жизненной ситуации (признанной чрезвычайной ситуацией регионального уровня), ставятся в различное положение, что противоречит конституционному принципу равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для установления юридического факта владения Кашиным А.Д. на праве собственности указанным жилым домом, поскольку данное требование заявлено излишне.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций.

В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Предметом спора является право Кашина А.Д. на получение материальной помощи в размере 500000 руб. Установление (или неустановление) обстоятельств, при наличии которых граждане вправе претендовать на получение материальной помощи, свидетельствует об установлении (неустановлении) оснований иска, что в, свою очередь, является основанием для удовлетворения (или отказа в удовлетворении) иска.

Истец избирает способ защиты, предусмотренный законом, использование надлежащего способа защиты при установлении оснований влечет принятие судом решения о восстановлении нарушенного или оспариваемого (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Поскольку право Кашина А.Д. восстанавливается посредством признания судом за ним права на материальную помощь, соответственно, отсутствуют основания как для указания в резолютивной части всех установленных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2023 года отменить.

Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Кашина А.Д. удовлетворить частично.

Признать за Кашиным А.Д. право на единовременную выплату в размере 500000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Судья – председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 мая 2024 года.

Судья Валюшина А.Р. Дело № 2-10165/2023

№ 33-960/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Резепиной Е.С., Душечкиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 мая 2024 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Кашина А.Д. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности объектом недвижимости, о признании права на получение единовременной выплаты,

по апелляционной жалобе Кашина А.Д. и апелляционному представлению прокурора Кетовского района Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2023 года,

Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Кетовского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Кашина А.Д. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) об установлении факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение единовременной выплаты.

В обоснование иска указал, что в результате проведения прокуратурой Кетовского района Курганской области проверки по обращению Кашина А.Д. установлено, что вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей 27.04.2023, полностью уничтожены жилой дом, надворные постройки и имущество Кашина А.Д., расположенные по адресу <адрес>. Кашин А.Д. проживал в жилом доме по вышеуказанному адресу с 2015 года совместно с супругой К.Г.,Е., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв. м., по данному адресу, вместе с тем, сведения об утраченном жилом доме в ЕГРН отсутствуют.

В мае 2023 года Кашин А.Д. обратился в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилого помещения по адресу <адрес>, по результатам рассмотрения которого в предоставлении выплаты Кашину А.Д. было отказано по основанию, указанному в пункте 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 02.05.2023 № 99, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на вышеуказанное жилое помещение. Не соглашаясь с отказом в предоставлении выплаты, истец указал, что на момент пожара Кашин А.Д. с супругой в течение 10 лет постоянно проживал по указанному адресу, пользовался жилым помещением, нес бремя его содержания, оплачивал коммунальные услуги, принимал меры по сохранности жилья. Обратил внимание на социальную значимость вопроса обеспечения жилыми помещениями лиц, утративших жилье в результате пожара, в связи с чем просил суд установить факт владения и пользования на праве собственности Кашиным А.Д., <...> года рождения, жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации на территории Курганской области во время пожара, произошедшего 27.04.2023, признать за Кашиным А.Д. право на единовременную выплату в размере 500000 руб.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, согласно доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Шушарина Е.Н., представитель третьего лица Правительства Курганской области Прилипко В.А. с исковыми требованиями не согласились, согласно доводам, изложенным возражениях относительно заявленных исковых требований.

Представители третьих лиц Департамента финансов Курганской области, Администрации Кетовского района Курганской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, предоставили отзывы относительно заявленных исковых требований, в удовлетворении которых пpocили отказать.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 22.12.2023 исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Кашина А.Д. к ГУ СЗН Курганской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности объектом недвижимости, о признании права на получение единовременной выплаты оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением, истец Кашин А.Д. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что его фактическое проживание в жилом доме, расположенном по адресу <адрес> подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе показаниями свидетелей С.Л.В., П.Т.А., Н.П.С., Я.Н.П. Не согласен с выводом суда об отсутствии у него права на предоставление единовременной выплаты в размере 500000 руб. даже в случае установления юридического факта его владения и пользования на праве собственности вышеуказанным жилым домом в связи с тем, что право собственности на дом в установленном порядке зарегистрировано не было. Полагает, что он имеет право на получение денежной выплаты в размере 500000 руб.

Также, не согласившись с решением, прокурор Кетовского района Курганской области обратился в суд с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что фактическое проживание Кашина А.Д. в утраченном в результате пожара жилом доме подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и показаниями свидетелей, допрошенных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции. В связи с этим полагает необоснованным вывод суда о недостаточности доказательств для установления факта владения и пользования на праве собственности Кашиным А.Д. жилым домом, расположенным по адресу <адрес>. Отмечает, что установление юридического факта владения и пользования на праве собственности истцом жилым домом является самостоятельным требованием, оценка доказанности данного факта не должна ставиться в зависимость от последующей реализации истцом права на получение денежной выплаты. Приводя в апелляционном представлении доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Кашина А.Д., указывает о наличии у последнего права на получение денежной выплаты в размере 500000 руб. в связи с уничтожением жилого дома в результате пожара.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области в возражениях на апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу Кашина А.Д. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель процессуального истца Григорьева И.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержала, просила решение отменить, удовлетворить исковые требования Кашина А.Д.

Истец Кашин А.Д. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Смирнов Р.А., представитель ответчика Правительства Курганской области Столярова Н.А. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Пунктом «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кашин А.Д., <...> года рождения, является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, расположенном по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Кроме того, истец Кашин А.Д. является правообладателем жилого помещения - квартира, расположенного по адресу <адрес>, также с <...> по указанному адресу истец состоит на регистрационном учете.

Сведения о жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> <адрес>, право собственности на которое зарегистрировано за Кашиным А.Д., в ЕГРН отсутствуют.

Вместе с тем, из пояснений свидетелей, допрошенных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, следует, что с 2015 года Кашин А.Д. совместно с супругой К.Г.,Е. проживал в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу.

Факт проживания Кашина А.Д. в указанном жилом доме по состоянию на <...> подтверждается также справкой муниципального казенного учреждения «Введенский территориальный отдел» Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области от <...> , договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Курганэнерго» от <...> .

Согласно справке, выданной Главным управлением МЧС России по Курганской области 28.04.2023, жилой дом и находящиеся на земельном участке надворные постройки, баня, гараж, расположенные по адресу: <адрес>, были утрачены 27.04.2023 в результате пожара.

Согласно сведениям Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области, предоставленным в материалы дела по запросу суда, Кашиным А.Д., К.Г.,Е. была получена единовременная материальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в размере 10000 руб.

Из материалов дела следует, что 04.05.2023 истец Кашин А.Д. обратился в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилого помещения по адресу <адрес>.

В соответствии с уведомлением ГУ СЗН Курганской области от 09.06.2023 на основании распоряжения ГУ СЗН Курганской области от 03.06.2023 -р Кашину А.Д. было отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с несоответствием категории граждан, указанной в подпункте 1 пункта 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 02.05.2023 № 99. Дополнительно ГУ СЗН Курганской области было указано, что на день введения режима чрезвычайной ситуации право собственности на утраченное жилое помещение ни за Кашиным А.Д., ни за его супругой К.Г.,Е. не зарегистрировано, при этом, иные нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов Кашиным А.Д. также представлены не были.

Считая отказ в предоставлении выплаты незаконным, истец обратился в прокуратуру Кетовского района Курганской области с просьбой оказать помощь и обратиться в суд с целью установления факта владения и пользования на праве собственности утраченным в результате пожара жилым домом.

Проанализировав вышеперечисленные обстоятельства и представленные доказательства (письменные документы, показания свидетелей) суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, необходимых для установления факта владения и пользования Кашиным А.Д. на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, в ходе рассмотрения дела стороной истца не представлено, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что само по себе установление факта владения и пользования Кашиным А.Д. на праве собственности жилым домом, расположенным по вышеуказанному адресу, не влечет право истца на получение единовременной выплаты в связи с утратой жилого помещения в результате пожара в размере 500000 руб., поскольку право собственности на утраченный объект недвижимости в ЕГРН не зарегистрировано.

Проверяя и оценивая фактически обстоятельства дела, их юридическую квалификацию, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Губернатора Курганской области от 27.04.2023 № 41 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории Курганской области введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Курганской области от 02.05.2023 № 99 утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, который устанавливает порядок и условия предоставления такой денежной выплаты гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 27.04.2023 в деревне Логоушка Кетовского муниципального округа Курганской области, в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 27.04.2023 № 41 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что право на получение денежной выплаты имеют граждане, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Предоставление денежной выплаты согласно пункту 3 указанного Порядка, в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о предоставлении денежной выплаты (04.05.2023), осуществляется в отношении следующих категорий граждан:

1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), являвшихся местом их регистрации и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;

2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения;

3) граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.

Согласно подпунктам 2, 3 пункта 5, пункту 6 Порядка предоставления единовременной выплаты денежная выплата за утраченное жилое помещение предоставляется ГУ СЗН Курганской области гражданам, указанным в подпункте 2 и 3 пункта 3 названного Порядка, в размере 500000 рублей.

Денежная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договору страхования утраченного жилого помещения (пункт 4 Порядка).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Порядка сведений о зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости правах собственности заявителя на жилые помещения (для заявителей, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 3 Порядка, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).

При обращении за денежной выплатой заявитель должен представить копии правоустанавливающих документов, удостоверяющих право собственности заявителя и членов его семьи на утраченное жилое помещение (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство, вступившее в законную силу решение суда), либо технического паспорта на жилой дом, либо договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения (для заявителей, указанных в подпункте 3 пункта 3 Порядка).

По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 6 Порядка, комиссия принимает рекомендательное решение о предоставлении заявителю денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты, которое оформляется протоколом. Протокол заседания комиссии в течение трех дней со дня подписания направляется в Главное управление для принятия решения (пункт 10 Порядка).

В соответствии с пунктом 11 Порядка решение о предоставлении заявителю денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты принимается Главным управлением в течение пяти дней со дня проведения заседания комиссии.

В силу подпункта 1 пункта 12 Порядка основанием для отказа в предоставлении заявителю денежной выплаты является несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 3 Порядка.

В соответствии с пунктом 13 Порядка право на получение денежной выплаты удостоверяется сертификатом на получение денежной выплаты по форме согласно приложению 2 к Порядку.

Исходя из изложенного выше, необходимым условием предоставления материальной помощи в связи с утратой жилого помещения или садового дома региональное законодательство установило наличие права собственности в отношении такой недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01.2017, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Между тем, данные положения закона регулируют гражданский оборот, поскольку наличие государственной регистрации права собственности является основанием для ввода объекта недвижимости в гражданский оборот и возможности совершения с ним гражданско-правовых сделок, однако, данные положения сами по себе не могут рассматриваться как достаточные основания для отказа в предоставлении материальной помощи как меры социальной поддержки при уничтожении имущества в связи с чрезвычайной ситуацией.

Так, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, по настоящему делу возник не гражданско-правовой спор в отношениях, основанных на равенстве, а о праве граждан на получение со стороны государства мер социальной поддержки в связи с возникновением чрезвычайной ситуации. Соответственно, при толковании положений законодательства, регламентирующих порядок предоставления материальной помощи, следует учитывать данные обстоятельства.

Из смысла положений как статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так и из положений Порядка следует, что при возникновении чрезвычайно ситуации и неблагоприятных последствий граждане вправе получить материальную помощь. Предоставление данной помощи является не возмещением ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, а мерой социальной поддержки, которая предоставляется гражданам, оказавшимся в такой ситуации.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, принадлежащем истцу Кашину А.Д. на праве собственности, на момент пожара находился жилой дом, при этом основанием для отказа в предоставлении Кашину А.Д. единовременной денежной выплаты послужило отсутствие в ЕГРН зарегистрированного права собственности на данный дом.

Вместе с тем, применительно к заявленному по настоящему делу спору отказ в выплате материальной помощи за уничтоженный жилой дом следует рассматривать как формальный.

Так, собственник земельного участка вправе осуществлять на нем строительство (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 названного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладателю земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу названного федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, предоставлено право до 01.03.2031 направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», часть 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что возможность регистрации права собственности на строение, возведенное истцом на земельном участке, сохранялось вплоть до его уничтожения, при этом предусмотренный Порядком размер материальной помощи не ставится в зависимость от размера жилого дома, уничтоженного в результате пожара.

Таким образом, при установлении факта наличия такого дома на земельном участке до пожара, само по себе отсутствие технической документации на данный дом и отсутствие регистрации права собственности на такой дом не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении материальной помощи, поскольку в данном случае пострадавшие, находящиеся в одной и той же жизненной ситуации (признанной чрезвычайной ситуацией регионального уровня), ставятся в различное положение, что противоречит конституционному принципу равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для установления юридического факта владения Кашиным А.Д. на праве собственности указанным жилым домом, поскольку данное требование заявлено излишне.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций.

В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Предметом спора является право Кашина А.Д. на получение материальной помощи в размере 500000 руб. Установление (или неустановление) обстоятельств, при наличии которых граждане вправе претендовать на получение материальной помощи, свидетельствует об установлении (неустановлении) оснований иска, что в, свою очередь, является основанием для удовлетворения (или отказа в удовлетворении) иска.

Истец избирает способ защиты, предусмотренный законом, использование надлежащего способа защиты при установлении оснований влечет принятие судом решения о восстановлении нарушенного или оспариваемого (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Поскольку право Кашина А.Д. восстанавливается посредством признания судом за ним права на материальную помощь, соответственно, отсутствуют основания как для указания в резолютивной части всех установленных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2023 года отменить.

Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Кашина А.Д. удовлетворить частично.

Признать за Кашиным А.Д. право на единовременную выплату в размере 500000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Судья – председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 мая 2024 года.

33-960/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кетовского района в интересах Кашина Александра Деонисимовича
Кашин Александр Деонисимович
Ответчики
ГУ социальной защиты населения Курганской области
Другие
администрация Кетовского района
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Правительство Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.krg.sudrf.ru
01.04.2024Передача дела судье
16.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024Передано в экспедицию
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее