Судья: Доценко И.Н. Гр.д. № 33-14344/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 декабря 2018 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Пияковой Н.А.
Судей Филатовой Г.В.Лазарева Н.А.
при секретаре: Сукмановой Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Попель А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кузнецова Георгия Анатольевича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в выдаче государственного жилищного сертификата Кузнецову Георгию Анатольевичу.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выдать государственный жилищный сертификат по государственной программе РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» Кузнецову Георгию Анатольевичу в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке на 2018 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кузнецову Георгию Анатольевичу отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., возражения на жалобу представителя Кузнецова Г.А. по доверенности Скотникова Д.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов Г.А. (далее истец) обратился в суд с иском к администрации г.о.Чапаевск Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее ответчики) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований истец указал, что ему, признанному вынужденным переселенцем на основании решения о признании лица вынужденным переселенцем, отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Считает такое решение незаконным, поскольку с 2002 г. имеет статус вынужденного переселенца, при этом был включен в списки вынужденных переселенцев и поставлен на учет в жилищном отделе администрации г.о.Чапаевск в составе члена семьи своей матери ФИО1
В 2009 году ФИО1 умерла, после ее смерти истец ежегодно писал заявления от своего имени о подтверждении статуса нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, решение об отказе в выдачи жилищного сертификата, принятое на заседании областной комиссии по выдаче ГЖС 17.06.2015 г., до настоящего времени ему не вручено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным отказ областной комиссии по выдаче государственных жилищных сертификатов от 17.06.2015 года и обязать Министерство социально- демографической и семейной политики Самарской области выдать Кузнецову Г.А. государственный жилищный сертификат в 2018 году в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Попель А.В. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность оспариваемого решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кузнецов Г.А. является вынужденным переселенцем с 15.06.2002 года.
Постановлением Администрации г.Чапаевск Самарской области от 23.09.2002 года № вынужденные переселенцы ФИО1 с сыном Кузнецовым Г.А. внесены в списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий.
21.01.2007 года умерла ФИО1, о чем 24.01.2007 года выдано свидетельство о смерти серии II-ЕР.
20.05.2008 года Кузнецов Г.А. обратился в Администрацию г.Чапаевска Самарской области с заявлением о включении его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
02.02.2017 года Кузнецов Г.А. обратился в Администрацию г.Чапаевска Самарской области с заявлением о включении его в список получателей ГЖС на 2018 год.
22.02.2018 года Кузнецов Г.А. обратился в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, однако Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области было отказано Кузнецову Г.А. в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку отсутствует постановление о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещений (протокол от 16.03.2018 года).
Разрешая заявленные исковые требования, суд признал отказ в выдаче жилищного сертификата незаконным, придя к выводу о том, что истец Кузнецов Г.А., признанный признан в установленном законом порядке вынужденным переселенцем и включенный в списки вынужденных переселенцев, и поставленный на учет в жилищном отделе администрации г.о.Чапаевск в составе члена семьи своей матери ФИО1, после ее смерти сохранял право состоять в очереди в качестве такого члена семьи и подлежал учету при выдаче государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
В связи с чем требования истца о признании незаконным отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в выдаче государственного жилищного сертификата Кузнецову Г.А., обязании Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области выдать государственный жилищный сертификат по государственной программе РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», являются обоснованными.
При этом судом обоснованно указано на то, что выдача сертификатов в силу п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» осуществляется в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке.
Судебная коллегия не усматривает оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на объективной оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», п. 37 и п. 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 года N 845, учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным выше Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В п.2 вышеприведенных Правил определено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпунктом «ж» п.5 Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Подпунктом «б» п.17 Правил определено, что применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил: проживающие с гражданином - участником основного мероприятия независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
В соответствии с п.п.»в» п.18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем вынужденных переселенцев основного мероприятия - гражданам, указанным в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил для участия в основном мероприятии граждане, указанные в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в основном мероприятии, а также предоставляют определенный подпунктом «д» пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия. В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его.
В силу п.33 Правил государственный заказчик основного мероприятия в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников основного мероприятия.
В п.п. «а» п.36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований) осуществляется в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников основного мероприятия.
Правовое положение истца соответствует требованиям, установленным в приведенных нормативных актах, и он имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О вынужденных переселенцах", с даты первичной постановки на учет.
Об исключении его из очереди на жилье Кузнецов Г.А. не просил, а действующим законодательством не предусмотрено повторная постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истец, состоявший на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в качестве члена семьи своей матери ФИО1 с 23.09.2002г., после смерти матери не утратил права состоять на учете, поскольку отсутствуют основания для снятия его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Все необходимые документы в распоряжение министерства были представлены, в связи с чем отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в выдаче государственного жилищного сертификата Кузнецову Г.А. нельзя признать законным.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истицы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Попель А.В. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий: Судьи: