дело № 2-2940/2022
УИД 23RS0040-01-2022-002005-21
Решение
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 13 апреля 2022 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Фойгеля К.М., при секретаре Балачевцевой Е.А.,
с участием представителя истца Сахаровой Н.С.,
предъявившей доверенность № от 17.03.2022г.,
представителя ответчика
Министерства здравоохранения Краснодарского края Бобылевой Е.Л.,
предъявившей доверенность № от 10.01.2022г.,
представителя третьего лица
ГБУЗ «Городская поликлиника №5» г. Новороссийска Турилов С.Н.,
Предъявившего доверенность № от 28.03.2022г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дубина Е. В. в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Городская поликлиника №5 г. Новороссийска» об обеспечении лекарственными препаратами по жизненным показаниям,
установил:
Дубина Е.В. в интересах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратились в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Городская поликлиника №5 г. Новороссийска» об обеспечении лекарственными препаратами по жизненным показаниям.
В обоснование требований указано, что согласно выписному эпикризу из истории болезни № от 10 06.2021 из ФГБОУ ВО Воронежский государственный медицинский университет им Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения Российской Федерации Детская Клиническая больница ВГМУ, выписке из истории развития ФИО2, несовершеннолетней: «..после ухудшения самочувствия в декабре месяце 2017 года поставлен диагноз «<данные изъяты>».
После прохождения лечения в 2021 году в ФГБОУ ВО Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения Российской Федерации Детская Клиническая больница ВГМУ несовершеннолетней установлена помпа (Medtronic MiniMed MMT-722WWS), а также рекомендован контроль гликемии перед каждым приемом пищи, в ночные часы, коррекция гликемии (также указано о необходимости обеспечить тест-полосками к глюкометру из расчета не менее 10 измерений в сутки, что является крайне травмирующим фактором для кожного покрова несовершеннолетней ФИО2)
Родителями несовершеннолетней во исполнение предписания врачей о постоянном контроле гликемии был приобретен за счет собственных средств аппарат постоянного мониторинга Freestyle Libre (1 поколения).
Однако, в настоящее время требуется его замена в связи с истечением срока установленного заводом-изготовителем, а также существует необходимость комплектования расходными материалами к указанному мониторингу в виде сенсора Freestyle Libre.
Таким образом, несовершеннолетней ФИО2 постоянный мониторинг жизненно необходим.
На протяжении всего 2021 года мать несовершеннолетней неоднократно обращалась в ГП № 5 г. Новороссийска с соответствующими обращениями о необходимости обеспечения ее ребенка системой НМГ
Согласно протоколу врачебной комиссии от 11.01.2022 г. № при определении потребности в НМГ ребенку с сахарным диабетом 1 типа врачебной комиссией ГП № 5 г. Новороссийска установлено: ребенок, ФИО2, нуждается в системе НМГ в виде датчиков FreeStyle Libre в количестве 26 штук в год.
Согласно ответу ГП № 5 г. Новороссийска от 14 01,2022 года, заявка на получение ФИО2 указанной системы НМГ подана в Министерство здравоохранения Краснодарского края.
На дату подачи настоящего иска в суд, несовершеннолетняя ФИО2 не обеспечена системой НМГ FreeStyle Libre, что послужило основанием обращения в суд.
Просит суд обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края и ГБУЗ «Городская поликлиника № 5 города Новороссийска» Министерства здравоохранения Краснодарского края обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., бесплатно пожизненно сканером FreeStyle Libre -1, в количестве 1 (одна) штука на 2 (два) года, а также бесплатно пожизненно медицинскими изделиями - датчиками FreeStyle Libre, из расчета 27 (двадцать семь) штук на 1 (один) год; взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Дубина Е.. фактически понесенные расходы на приобретение датчика непрерывного мониторинга глюкозы в размере 77 673 руб.; взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Дубина Е.В. уплаченную истцом государственную пошлину в размере 2 530 руб.
Истец Дубина Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, воспользовались правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ, на ведение гражданского дела через представителя.
Представитель истца Сахарова Н.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылева Е.Л. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника №5» г. Новороссийска по доверенности Турилов С.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Конституционному праву, закрепленному в ст. 7, корреспондирует норма ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где предусмотрено, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статья 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Как указано в ч. 15 ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что у дочери Дубины Е.В. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждён диагноз <данные изъяты>.
ФИО2 15.12.2020 повторно установлена инвалидность, что подтверждается справкой серии МСЭ-2018 № (л.д. 11).
Как усматривается из протокола врачебной комиссии от № от 11.01.2022г. ГБУЗ «Городская поликлиника №5» г. Новороссийска ФИО2 ребенок нуждается в системе НМГ в виде датчиков FreeStyle Libre, в количестве 26 штук в год, в связи с лабильным течением заболевания, гипогликемия до 1,8-2,9 ммоль/л, 1-2 раза в месяц, гипергликемия до 22 ммоль/л.
В целях получения лекарственного препарата « FreeStyle Libre» Дубина Е.В. обратилась в МБУЗ «Городская поликлиника №5» г. Новороссийска с соответствующим заявлением.
Ответом от 29.04.2021г. № ГБУЗ «Городская поликлиника №5» г. Новороссийска сообщила, что о результатах рассмотрения обращения будет сообщено дополнительно.
Повторным ответом МБУЗ «Городская поликлиника №5» г. Новороссийска Дубина Е.В. было сообщено, что ее заявка по вопросу обеспечения ее ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. системой непрерывного мониторинга (либра) и расходными материалами к ней рассмотрено, и заявка подана в Министерство здравоохранения КК.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не допускается.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (перечень которых утверждается Правительством РФ), оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерного наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Сахарный диабет является социально значимым заболеванием на основании Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В соответствии со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми медицинскими изделиями.
Согласно п. 1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые аппараты, приборы и оборудование, прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальной программное обеспечение, и предназначенное производителем для лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека. Не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии со стандартами медицинской помощи на основании п. 1 ч. 3 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Сахарный диабет входит в Перечень заболеваний (утвержденный Постановлением Правительства от 30.07.1994 № 890), при лечении которого все лекарственные средства и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. При этом, в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р) не указаны системы постоянного мониторинга гликемии.
В силу ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
На основании приказа Минздрава России от 29.04.2015 №213н «О форме заявки на доставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют заявки на поставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
На основании утвержденных заявок осуществляются мероприятия по централизованной закупке лекарственных препаратов в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2011 года № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей» согласно предусмотренному финансированию.
Согласно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р (далее - перечень ЖНВЛП).
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно важных лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.
В силу приказа Минздравсоцразвития России от 5.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) относится к полномочиям врачебной комиссии медицинской организации.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов РФ в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Жизненная необходимость ФИО2 в лекарственном препарате « Freestyle Libre», обоснованно подтверждена квалифицированным консилиумом врачей, подтверждена соответствующим протоколом о назначении пациенту лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям.
Таким образом, проанализировав приведённые нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования Дубина Е.В., действующей в интересах своей дочери – ребёнка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., об обеспечении ребёнка-инвалида лекарственным препаратом по жизненным показаниям являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В части взыскания денежных средств за фактические понесенные расходы на приобретение датчика непрерывного мониторинга глюкозы в размере 77 673 руб., суд полагает необходимым отказать.
Так Дубина Е.В. в обоснование заявленных требований указывает, что она на протяжении всего 2021 неоднократно обращалась в ГП № 5 г. Новороссийска с соответствующими обращениями о необходимости обеспечения ее ребенка системой НМГ.
Однако, согласно протоколу врачебной комиссии от 11.01.2022 г. № при определении потребности в НМГ ребенку с сахарным диабетом 1 типа врачебной комиссией ГП № 5 г. Новороссийска установлено: ребенок, ФИО2, нуждается в системе НМГ в виде датчиков FreeStyle Libre в количестве 26 штук в год только в 2022г.
Относительно вопроса обращения настоящего решения к немедленному исполнению суд отмечает следующее.
Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решения, перечисленные в статье 211 ГПК РФ, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.
В то же время согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Таким образом, в связи с вышеописанными обстоятельствами суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Дубина Е. В. в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Городская поликлиника №5 г. Новороссийска» об обеспечении лекарственными препаратами по жизненным показаниям – удовлетворить частично.
Возложить на Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатно системой непрерывного мониторинга глюкозы «Freestyle Libre» (сканер, датчики) в количестве, установленном учреждением здравоохранения по месту наблюдения, в течение всего периода наличия заболевания.
В остальной части удовлетворения исковых требований – отказать.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья К.М. Фойгель
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2022г.