УИД:22RS0550-01-2023-000110-76
Дело № 2-92/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года с. Табуны
Табунский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующей - судьи Мозер А.И.,
при секретаре судебного заседания Шаранюк Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Виллера Владимира Федоровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Виллер В.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Исковые требования обоснованы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Основанием подачи такого заявления стала работа на должностях Государственной противопожарной службы. Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. Из стажа его работы исключены периоды работы в должности начальника караула в ПСО ГПС по охране <адрес> Управления мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец просил включить вышеуказанные периоды его работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
В судебное заседание истец Виллер В.Ф. не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом представил письменные пояснения, согласно которым заявленные требования он поддерживает в полном объеме, поскольку характер его работы, должностные обязанности и условия работы в должности начальника караула (командира отделения) после реорганизации Государственной противопожарной службы не изменились и на момент обращения с заявлением к ответчику он продолжал осуществлять трудовую деятельность в должности начальника караула 59 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по <адрес>, соответственно в спорный период времени он осуществлял трудовую деятельность в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, затем в Государственной противопожарной службе МЧС России и имеет право на досрочную пенсию. В должности начальника караула он работает до сих пор. В период работы ему предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и командировка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда возражения на исковые требования Виллера В.Ф., обоснованные тем, что в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) работа истца протекала в учреждении противопожарной службы субъекта Российской Федерации, а не в учреждении Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Условия работы истца в спорные периоды не соответствовали требованиям, как действовавшему ранее Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и действующему в настоящее время закону «О страховых пенсиях». Включение периода работы в ведомственной пожарной охране и пожарной охране субъекта в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не предусмотрено. Исключение периодов учебных отпусков и командировки из стажа на должностях Государственной противопожарной службы вязано с тем, что работодателем не указан код льготного характера работы.
Представитель третьего лица – Главное управление МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В направленном в адрес суда отзыве, указали, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. Аналогичное право для работников государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено. Пожарно-спасательный отряд государственной противопожарной службы по охране <адрес> являлся филиалом (обособленное структурное подразделение) краевого государственного учреждения Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>, то есть выполнял функции противопожарной службы субъекта Российской Федерации, работа в которой не дает право на досрочное назначение страховой пенсии. Согласно приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании отрядов ГПС по субъектам Российской Федерации», постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении деятельности краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» и приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании подразделений ГПС МЧС России по <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ созданы территориальные подразделения – Отряды Государственной противопожарной службы и Пожарные части ГПС МЧС России по <адрес>.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, в соответствии с положениями ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно указанной статье, работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Названным списком утверждены должности, в том числе начальника караула пожарной части, командира отделения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Виллер В.Ф. принят на должность начальника караула пожарной части ГПС по охране <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом из ОГПС по охране <адрес> в ПСО ГПС по охране <адрес> управления по обеспечению мероприятий в области ГО ЧС и пожарной безопасности в <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ принят на работу переводом из ОГПС по охране <адрес> в ПСО ГПС по охране <адрес> управления по обеспечению мероприятий в области ГО ЧС и пожарной безопасности в <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ переведен в 9 ОФПС по <адрес> на должность начальника караула 59 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>»; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира отделения 59 ПЧ ФПС; ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в 59 ПСЧ 8 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода на должность начальника караула 59 ПСЧ 9 ПСО ФПС ГПС.
Указанные периоды работы Виллера В.Ф. подтверждаются трудовой книжкой серии АT-VI № от ДД.ММ.ГГГГ на его имя и не оспариваются ответчиком.
Согласно справке о переименовании предприятия от ДД.ММ.ГГГГ №:
- Управление пожарной охраны УВД <адрес>исполкома было переименовано в Отдел пожарной охраны УВД <адрес>исполкома (приказ УВД <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ №);
- Отдел пожарной охраны УВД <адрес>исполкома переименован в Противопожарную аварийно-спасательную службу (далее ПАСС) УВД <адрес> (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ №);
- ПАСС УВД <адрес> переименован в Управление Государственгной противопожарной службы (далее ГПС) УВД <адрес> (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ №);
- Подразделения ПАСС УВД (пожарные части и отряды) переименованы в отряды ГПС УВД и части ГПС УВД (приказ УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №);
- в соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № учредителем подразделений Государственной противопожарной службы являлось Министерство внутренних дел РФ;
- Указом Президента РФ от 09.11.2001 №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ГПС МВД России преобразована в ДД.ММ.ГГГГ в ГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), с включением в ее состав входящих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в систему ГПС МВД России центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом;
- в соответствии с приказом МСЧ России от 26.10.2004 №487 «О мероприятиях по созданию территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ», с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> создан территориальный орган – Главной управление МЧС России по <адрес>;
- в соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерация и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ было создано краевое государственное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>»;
- в соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2004 № 631 «О создании отрядов ГПС по субъектам Российской Федерации», постановлением Администрации Алтайского края от 09.08.2007 № 355 «Об обеспечении деятельности краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» и приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании подразделений ГПС МЧС России по <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ созданы территориальные подразделения - отряды Государственной противопожарной службы и Пожарные части ГПС МЧС России по <адрес> (далее - ОГПС и ПЧ ГПС), которые находились в подчинении Главного управления МЧС России по <адрес>;
- в соответствии с приказом МЧС России от 28.08.2008 № 507 «О подразделениях федеральной противопожарной службы» с 23.03.2009 ОГПС и ПЧ ГПС реорганизованы в территориальные подразделения - государственные учреждения отряды федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю (далее - ОФПС по Алтайскому краю), которые находились в подчинении Главного управления МЧС России по Алтайскому краю;
- в соответствии с приказом МЧС России от 1.8.10.2011 № 614 «Об утверждении уставов территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, расположенных в Сибирском федеральном округе» с 18.10.2011 ОФПС по Алтайскому краю реорганизованы в территориальные подразделения - федеральные государственные казенные учреждения отряды федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю, которые находятся в подчинении Главного управления МЧС России по Алтайскому краю;
- в соответствии с приказами МЧС России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе» с 31.12.2019 ликвидированы, в том числе Федеральное государственное казенное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю»;
- Приказом МЧС России от 29.10.2019 № 623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России» с 01.01.2020 введено штатное расписание Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, в составе которого входит, в том числе 9 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (<адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ Виллер В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочно (льготной) пенсии отказано, ввиду отсутствия необходимого 25-летнего стажа работы, дающего право на назначение пенсии по старости досрочно. Ответчиком не включен в льготный стаж, в том числе период работы в должности начальника караула пожарной части УГПС УВД по охране <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в льготный стаж истца периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула, исходя из следующего:
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России преобразована с 01.01.2002 в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Так, в силу частями 2, 4 и 5 статьи 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма - подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 №1376-р «Об обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации» и постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2005 №116 «О создании краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» на базе ГУ МЧС России Алтайского края создано с 01.05.2005 краевое государственное учреждение Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, учредителем которого является Администрация Алтайского края. На Управление возложены функции по осуществлению на территории Алтайского края деятельности в области гражданской обороны, а также деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе по организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях), по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Как установлено судом, в спорный период истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Также из данного определения следует, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2014 г. №67-КГ14-1.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается только работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, следовательно, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не обладают.
Из лицевого счета застрахованного лица Виллера В.Ф., застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, также следует, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) работодатель, предоставляя в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации информацию, не кодировал работу истца как работу, дающую право на досрочную страховую пенсию по старости.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, оснований для удовлетворения требований истца в части включения в льготный стаж периода работы в должности начальника караула в ПСО ГПС по охране <адрес> Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в данной части надлежит отказать.
Что касается иных спорных периодов работы истца, а именно, периодов учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то в указанной части исковые требования суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что служба истца Виллера В.Ф. в указанные выше периоды проходила в должности начальника караула, командира отделения пожарной части УГПС УВД по охране <адрес> (переименован в ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>), то есть в должности, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения указанных периодов в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов пребывания в командировке и оплачиваемых учебных отпусках не принимаются во внимание судом, поскольку не основаны на нормах материального права.
В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Вопреки доводам ответчика указанные Правила не содержат прямого запрета на включение в льготный стаж работника периодов нахождения его в командировках.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, направляемому в служебную командировку, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. Период пребывания в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а значит, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку добросовестность гражданина в силу п. 5 ст. 10 ГК РФ презюмируется, бремя доказывания его недобросовестности возлагается на пенсионный орган.
Однако, доказательств того, что истец часть месяца числился занятым на вредных работах, а на период нахождения в командировке или учебном отпуске переводился работодателем на работы в нормальные условия труда, ответчиком по делу не представлено.
Возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный Фонд.
Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии записи в трудовой книжке и выданных работодателем документов об уточнении характера работы и условий труда, не может служить основанием для исключения спорных периодов работы из стажа истца (нахождения в командировке и ученическом отпуске), дающего право на досрочное назначение пенсии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2021 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В п.9 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст.1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Издание приказов, распоряжений, регулирующих и отражающих истинную картину трудовой деятельности работника, сохранение их на предприятии, направление в архив необходимых сведений по роду выполняемой им работы, по продолжительности периодов выполняемой работы и ее специфике является обязанностью работодателя, а не работника.
Отсутствие указанной информации не по вине работника не позволяет ему представить в суд указанные сведения, являющиеся доказательствами в обоснование заявленных им требований, а соответственно, нарушает права работника на его пенсионное обеспечение в старости, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд исходит из того, что работник, который занимает должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованную в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ, но при этом отсутствует на работе в связи с нахождением в отпуске (в том числе учебном) или в командировке, для целей исчисления страховых взносов о доптарифам продолжает считаться занятым на указанных работах.
Периоды нахождения истца в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются сведениями, предоставленными Главным управлением МЧС России по <адрес> о начислении заработной платы истцу за указанные периоды, ФАУ ДПО Барнаульский учебный центр ФПС и КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум» об обучении истца.
В связи с изложенным спорные периоды трудовой деятельности: период нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат зачету в стаж истца, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом изложенные заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Виллера Владимира Федоровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, удовлетворить частично.
Включить в специальный страховой стаж Виллера Владимира Федоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №, №), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы в Государственной противопожарной службе:
- периоды нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Табунский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий подпись А.И. Мозер
Копия верна
Судья Табунского районного суда
Алтайского края А.И. Мозер
Секретарь с/з Е.И. Шаранюк
Решение вступило в законную силу: ________________
УИД: 22RS0050-01-2023-000110-76
Подлинник подшит в деле №2-92/2023
Табунского районного суда Алтайского края