Решение по делу № 3а-1264/2019 от 27.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                    03 июля 2019 года

           Самарский областной суд в составе:

           председательствующего судьи        Калинниковой О.А.,

           при секретаре                                     Князькиной А.С.,

           с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,

представителя административного истца Овчаренко А.Б. – Кулаковой И.Ю., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области – Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1264/2019 по административному исковому заявлению Овчаренко А.Б. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

          Овчаренко А.Б. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:

          - пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;

         - пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647.

          В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве долевой собственности нежилое здание с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным и не использовалось в спорные налоговые периоды в качестве торгового объекта, объекта бытового обслуживания или общественного питания.

           В судебном заседании представитель административного истца Кулакова И.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, пояснив, что часть помещений в здании    используются собственниками как складские, основную площадь составляют пустующие помещения.

          Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р., действующий на основании доверенности, пояснил, что принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечни на 2017 и 2018 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, как административно-бытовое здание, которое могло быть использовано в качестве офисного.

           Заинтересованное лицо Смирнов О.В., являющийся сособственником спорного здания, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

           Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

           В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

           Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

           В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

          Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

            В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

            В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

           В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

            - от 14 ноября 2016 года № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;

            - от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год;

          Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2017 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года и в газете «Волжская коммуна» N 313(29859) 24.11.2016, N 316(29862) 29.11.2016, N 318(29864) 30.11.2016; Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день его принятия, а также в газете «Волжская коммуна», N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017г.

          По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

          В указанные Перечни на 2017 и 2018 г.г. включено принадлежащее административному истцу на праве долевой собственности нежилое здание с кадастровым номером , площадью 689, 7 кв.м,     расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) от 17.05.2019г., свидетельством о государственной регистрации права собственности от 09.07.2014г.

          Несмотря на истечение срока действия, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечни объектов на 2017 и 2018 г.г. на основании п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

          В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

         административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

          Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение «нежилое здание» и наименование «административно-бытовое здание», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

          Согласно технической документации – техническому паспорту на административно-бытовое здание от 15.07.2010 г., выполненному ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации», здание 1941 года постройки включает помещения назначением: коридоры, электрощитовая, помещения, сан.узлы, коридоры, л.клетка. Данные о наличии офисных помещений в технической документации отсутствуют.

          По сообщению ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» от 19.07.2010 г., наименование объекта «административно-бытовое здание» было внесено в технический паспорт на основании приказа ОАО «Моторостроитель» № 157 от 26.03.2010г., вследствие переименования «Детского санатория «Василек».

           Нежилое здание расположено на принадлежащем Овчаренко А.Б. и Смирнову О.В. (по ? доле) земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования «занимаемый нежилым зданием», о чем представлены выписка из ЕГРН от 17.05.2019г. и свидетельства о государственной регистрации права от 09.07.2014г.

           Таким образом, суд полагает, что одно только наименование спорного    нежилого здания, не может    быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ, поскольку сведения ЕГРН и технического учета не содержат сведений о том, что более 20% площади здания и (или) помещений в нем предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

           Не предполагает размещения административно-деловых или торговых центров (комплексов) и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание.

           В связи с этим для включения здания в Перечни объектов на 2017-2018г.г. требовалось установление его фактического использования.

          Однако, на момент подготовки и утверждения Перечней на 2017 и 2018г.г. административным ответчиком таких мероприятий не проводилось.

По результатам проведенного 19.01.2018 г. осмотра нежилого здания    уполномоченной организацией ГБУ СО «Региональный центр недвижимости» составлен акт, из которого видно, что фактическое использование здания с кадастровым номером определено: 422 кв.м – пустые помещения, 175, 3 кв.м – коридоры, лестницы, тамбуры, 27,5 кв.м – сан.узлы, 41, 9 склады, 7, 3 кв.м – технические помещения, 15, 9 кв.м. – комната отдыха. В особых отметках указано – беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует; возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц не установлена.

Сведения, позволяющие определить фактическое использование нежилого здания как административный либо офисный центр в акте    отсутствуют.

Иных доказательств административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ    суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что помещение используется им как складское, не опровергнуты.

           При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве долевой собственности нежилого здания с кадастровым номером в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017-2018 г.г. и полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты – приказы министерства имущественных отношений Самарской области в указанной части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

           В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

          С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.

          На основании изложенного, заявленные Овчаренко А.Б. требования подлежат удовлетворению.

          Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

          Административный иск Овчаренко А.Б.    удовлетворить.

          Признать недействующими со дня их принятия:

          - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

         - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

           Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления    в окончательной форме.

           Судья                                                                        О.А. Калинникова

           Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.07.2019г.

3а-1264/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Овчаренко А.Б.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
30.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
17.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2019[Адм.] Судебное заседание
03.07.2019[Адм.] Судебное заседание
31.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2019Регистрация административного искового заявления
28.05.2019Передача материалов судье
31.05.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2019Подготовка дела (собеседование)
17.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2019Судебное заседание
02.07.2019Судебное заседание
11.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее