Дело № 2-945/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Медведево 27 июля 2018 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Саутовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрченко Т.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Юрченко Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: ... ....
В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны РФ <...> года на основании ордера № ... Юрченко А.Н. на состав семьи из пятерых человек. В настоящее время в данной квартире зарегистрированы истец и Юрченко А.Н., который от участия в приватизации отказался. Поселок ... утратил статус закрытого военного городка, однако жилой фонд в ... в муниципальную собственность не передан. Поскольку занимаемое жилое помещение не является служебным, статус закрытого военного городка ... утрачен, истец полагает, что имеет право на приватизацию жилого помещения, однако ответчики необоснованно отказывают в заключении договора на передачу жилого помещения в собственность.
Истец Юрченко Т.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании от 20 июля 2018 года представитель истца Юрченко Т.В. – Макутонина О.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, суду дала пояснения, аналогично изложенному в иске.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представители третьих лиц Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, администрация муниципального образования «Кундышское сельское поселение», ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области», Базы (техническая, ракет, боеприпасов, ВМФ, 1 разряда) войсковой части 58661 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ просили рассмотреть дело в их отсутствие, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц ООО «ГУЖФ», Базы (техническая, ракет, боеприпасов, ВМФ, 1 разряда) войсковой части 58661 предоставили заявления, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Представители третьих лиц ФБУ «Войсковая часть 31353», войсковой части 31353 в судебное заседание не явились, извещались по известному суду адресу.
Третье лицо Юрченко А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статьи 2, 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривают, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилой фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст. 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Установленный данной правовой нормой перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец Юрченко Т.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: ..., которое было предоставлено КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа на основании ордера № ... от <...> года Юрченко А.Н., на состав семьи, состоящий из пяти человек: на него, супругу Юрченко Т.В., ФИО6, ФИО7, ФИО8 (л.д.7).
Согласно поквартирной карточке кроме истца в спорной квартире зарегистрирован Юрченко А.Н., который дал нотариально удостоверенное согласие (...6 от <...> года) и не возражает против приватизации спорной квартиры Юрченко Т.В. без его участия (л.д. 19).
Согласно ответу муниципального образования «Кундышское сельское поселение» от 11 июля 2018 года №451 в муниципальную собственность спорное жилое помещение не передано.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» от 13 октября 1997 года № 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Судом установлено, что жилой дом № ... по ул. ... включен в реестр федерального имущества, правообладатель – войсковая часть 31353, собственником и балансодержателем является Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России».
Исходя из положений Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 Об учете и реестре федерального имущества при принятии решения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть приложено соответствующее свидетельство о государственной регистрации прав. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 13 июля 2018 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на ... (л.д. 78).
Ответчиками не представлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке. В ордере № ..., выданном <...> года КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа на спорную квартиру, не указано на служебный характер данного жилого помещения.
Истец проживает в спорной квартире, требований о прекращении с ней договора найма жилого помещения и о выселении не предъявлялось.
В связи с чем, оснований полагать, что жилое помещение, занимаемое Юрченко Т.В., является служебным и в силу этого не подлежит приватизации, у суда не имеется.
Истец ранее участия в приватизации не принимала, иных жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в собственности не имеет, что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями.
Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 349-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности. Подраздел «Республика Марий Эл» исключен из данного перечня.
В связи с изданием указанного распоряжения ... утратил статус закрытого военного городка Вооруженных сил Российской Федерации.
С момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям применяются нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Соответственно истец имеет право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», а отказ собственника жилого помещения в заключении с истцом договора на передачу квартиры в собственность не основан на нормах действующего законодательства, поэтому представляется необоснованным. Тем более, что никаких доказательств отнесения спорной квартиры к числу служебных суду не представлено.
При этом отсутствие договора социального найма и решения уполномоченного собственника о передаче жилого помещения в собственность граждан не может являться препятствием к осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами указанных документов.
Из выписки из реестра федерального имущества от 06 июля 2018 года № 498/1 следует, что помимо нахождения вышеуказанного жилого дома в федеральной собственности наличия иного вещного права в отношении данного имущества не имеется. Данная выписка отражает нахождение жилого дома, в котором располагается квартира истцов на балансе войсковой части 31353, которая являлась воинской частью Министерства обороны РФ.
Судом на основании представленного технического паспорта установлено, что занимаемая истцом квартира является изолированным жилым помещением. Сведений о том, что спорное жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Юрченко Т.В. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░, ....
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░