Судья Сокольская Е.В. уг. № 22-561/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 12 марта 2020г.

Суд апелляционной инстанции Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трубниковой О.С.,

судей Лисовской В.А., Подопригора Е.В.,

при ведении протокола секретарем Каштановым М.В.,

с участием государственного обвинителя Филипповой А.А.,

адвоката Денисова Д.А.,

осужденного Полумордвинова О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Денисова Д.А. в интересах осуждённого Полумордвинова О.А. на приговор Кировского районного суда г.Астрахани от 31 января 2020г., которым

Полумордвинов Олег Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, не судимый, осуждён,

по ч.2 ст. 286 УК Российской Федерации к штрафу в размере 300000 рублей.

Заслушав доклад судьи Трубниковой О.С. по обстоятельствам дела, содержанию приговора и доводам апелляционной жалобы, выслушав осужденного Полумордвинова О.А. и его защитника - адвоката Денисова Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, государственного обвинителя Филиппову А.А., полагавшую, что приговор является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Приговором суда Полумордвинов О.А. признан виновным в превышении должностных полномочий, то есть совершении должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Преступление совершено на территории Кировского района г.Астрахани, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В судебном заседании Полумордвинов О.А. вину в совершении преступления не признал.

В апелляционной жалобе адвокат Денисов Д.А. в интересах осуждённого Полумордвинова О.А. ставит вопрос об отмене приговора ввиду его незаконности и необоснованности, с вынесением оправдательного приговора в отношении Полумордвинова О.А. ввиду отсутствия в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК Российской Федерации.

В обоснование жалобы указывает, что приговор в отношении Полумордвинова О.А. постановлен с грубейшими нарушениями уголовно-процессуального закона, а выводы суда не соответствуют изложенным в приговоре фактическим обстоятельствам дела.

Указывает, что постановление о привлечении Полумордвинова О.А. в качестве обвиняемого, а также обвинительное заключение не соответствуют требованиям ст. 220 УПК Российской Федерации, а именно: не приведены нормативно-правовые акты, а также иные документы, которыми установлены права и обязанности подсудимого Полумордвинова О.А. как должностного лица - заместителя председателя Правительства Астраханской области - министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, со ссылкой, какие из них превышены; не указано, в чем именно выразилось существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Имеющаяся в обвинении формулировка «о дискредитации им, как представителем власти, органов исполнительной власти в глазах населения и общественности, нарушение нормального функционирования и подрыв авторитета органов исполнительно власти» носит неопределенный характер, ее обоснование в обвинении не приведено; не приведено обоснование ущерба бюджету Астраханской области на сумму 672900 рублей при наличии принятого в соответствии с законом неотмененного распоряжения № 168-р от 16.06.2011 г. министра финансов Астраханской области ФИО10 об увеличении бюджетных ассигнований в сумме 672900 рублей по разделу 1003 «Социальное обеспечение населения», путем перемещения бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Астраханской области от 21.12.2010 № 83/2010- 03 «О бюджете Астраханской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», которые поступили в распоряжение министерства строительного и дорожного хозяйства Астраханской области в указанной сумме для выдачи социальной выплаты ФИО19; не указано, имеется ли прямая причинная связь между действиями Полумордвинова О.А. и существенным нарушением охраняемых законом интересов общества и государства во взаимосвязи с п. 3 настоящего ходатайства, а именно наличия распоряжения № 168-р от 16.06.2011 г. министра финансов Астраханской области ФИО10 об увеличении бюджетных ассигнований в сумме 672900 рублей для выдачи социальной выплаты ФИО19; указано о том, что Полумордвинов О.А. незаконно принял решение о предоставлении ФИО19 социальной выплаты из бюджета Астраханской области, путем подписания распоряжение № 297 от 21.06.2017 «О заключении соглашения», что противоречит изложенным в обвинении периодам деяния, инкриминируемого Полумордвинову О.А.

Приводя собственный анализ показаний свидетелей, утверждает о законности действий Полумордвинова О.А., который предоставил социальную выплату министру международных и внешнеэкономических связей АО ФИО19 на основании п. 13 трудового договора, заключенного между Губернатором АО ФИО12, во исполнение поручения Губернатора АО и распоряжения министра финансов Астраханской <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что суд необоснованно положил в основу обвинительного приговора показания ФИО11, которая в 2011 г., то есть на момент инкриминируемого Полумордвинову О.А. деяния, находилась в декретном отпуске.

Полагает, что вывод суда о совершении Полумордвиновым О.А. преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК Российской Федерации противоречит также и письменным материалам уголовного дела, исследованным судом и обстоятельствам, которые были установлены в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела, в том числе тому, что между гражданином ФИО19, замещающим государственную должность министра международных и внешнеэкономических связей АО и Губернатором Астраханской области ФИО12 был заключен трудовой договор, из пункта 13 которого следует, что работнику предоставляются основные гарантии и компенсации, в том числе улучшение жилищных условий. В типовом трудовом договоре с лицом, замещающим государственную должность Астраханской области, а именно в п. 13 отсутствует одно его условие «улучшение жилищных условий», однако Губернатор Астраханской области предусмотрел данное условие договора именно для ФИО19, в связи с чем, впоследствии ФИО19 были выделены денежные средства на улучшение жилищных условий на основании заключенного в строгом соответствии с требованиями закона соглашения № 1 от 21 июня 2011г. между ФИО19 и министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Утверждает, что судом не было принято во внимание, что социальная выплата была предоставлена ФИО19 не в рамках Закона Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» от 10.10.2006 № 75/2006-03, а в рамках Трудового кодекса РФ и нельзя утверждать о том, что признание ФИО19 как лица замещающего государственные должности Астраханской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий лиц, происходит по заявлению на общих основаниях, указанных в Законе Астраханской области. Кроме того, нормативного акта, регламентировавшего алгоритм «улучшения жилищных условий», указанных в п. 13 трудового договора, заключенного между Губернатором АО ФИО12 и министром международных и внешнеэкономических связей Астраханской области ФИО19 не было, в связи с чем указание в приговоре на нарушение Полумордвиновым О.А. Закона АО «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» от 10.10.2006 № 75/2006-03 и постановления Правительства Астраханской области № 86-П от 20.03.200 «О порядке предоставления гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств областного бюджета» является несостоятельной. Также не было принято во внимание, что ни министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, ни сам Полумордвинов О.А., возглавлявший в 2011 г. указанное министерство, не являлись инициаторами перераспределения бюджетных средств на получение социальной выплаты на приобретение жилья ФИО19

Указывает, что Полумордвинов О.А. либо сотрудники возглавляемого им министерства в министерство финансов Астраханской области с инициативой вынесения распоряжения о перераспределении денежных средств для социальной выплаты ФИО19 на улучшение жилищных условий не обращались, таких доказательств в материалах уголовного дела не имеется, как и не имеется сведений о направлении Полумордвиновым О.А., либо сотрудниками министерства строительства и дорожного хозяйства АО в министерства финансов АО проекта указанного распоряжения, что ставит под сомнение выводы суда о причастности Полумордвинова О.А. к вынесению министерством финансов Астраханской области распоряжения № 168-р от 16.06.2011 г. «О внесении изменений в распоряжение министерства финансов Астраханской области от 24.12.2010 № 342-р».

Отмечает также, что Полумордвинов О.А. никакими властными полномочиями по перераспределению финансовых средств не обладал, денежные средства были перераспределены министерством финансов Астраханской области и Минэкономразвития Астраханской области, поскольку только вышеуказанные министерства могли это сделать от иных органов исполнительной власти - Службы природопользования и охраны окружающей природной среды Астраханской области и министерства ЖКХ Астраханской области.

Утверждает, что в ходе рассмотрения настоящего уголовного дела было установлено, что Полумордвинов О.А. принимая решение о предоставлении социальной выплаты ФИО19 действовал в рамках предоставленных ему полномочий во исполнение поручения Губернатора Астраханской области ФИО12, в соответствии с п. 13 трудового договора ФИО19 от 30.12.2009 г., распоряжения министерства финансов Астраханской области № 168-р от 16.06.2011 г. «О внесении изменений в распоряжение министерства финансов Астраханской области от 24.12.2010 № 342-р», в связи с чем, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК Российской Федерации.

На апелляционную жалобу адвоката Денисова Д.А. государственным обвинителем Поваляевой В.Н. поданы возражения, в которых она, не соглашаясь с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, указывает, что приговор в отношении Полумордвинова О.А. является законным, обоснованным и справедливым, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу адвоката - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что вывод суда о виновности Полумордвинова О.А. в совершении инкриминируемого ему деяния соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных в судебном разбирательстве доказательств, полно и правильно изложенных в приговоре.

Тщательно проверив и оценив показания Полумордвинова О.А., отрицавшего виновность в инкриминируемом преступлении, и утверждавшем о законности своих действий в предоставлении социальной выплаты ФИО19, суд первой инстанции обоснованно отверг их, как не нашедшие своего подтверждения, с приведением мотивов принятого решения.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Полумордвинов О.А. являясь с 30 декабря 2009 г. заместителем Председателя Правительства Астраханской области – министром строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, превысил должностные полномочия, выразившиеся в том, что в период времени с 14 апреля 2011г. по 29 апреля 2011г. незаконно поручил подчинённым сотрудникам составить письмо на имя Губернатора Астраханской области с расчетом социальной выплаты ФИО19 в соответствии с требованиями закона Астраханской области от 10.10.2006 № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», которое он подписал и организовал предоставление в администрацию Губернатора Астраханской области.

При этом в указанном письме содержались ложные сведения об основаниях для выдачи социальной выплаты ФИО19. Далее на основании этого письма и поручения Губернатор Астраханской области ФИО12, министр финансов Астраханской области ФИО14 неосведомленный о преступном умысле Полумордвинова О.А. подписал распоряжение об увеличении бюджетных ассигнований Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на 672900 рублей. поручил организовать выдачу социальной выплаты ФИО19

После чего Полумордвинов подписал заведомо незаконные распоряжения №297 от 21 июня 2011г. «О заключении соглашения», № 1 от 21 июня 2011г. и № 317 от 24 июня 2011г. «О предоставлении социальной выплаты ФИО19», в соответствии с которыми ФИО19 из бюджета Астраханской области необоснованно выделены денежные средства в размере 672900 рублей на приобретение жилья. При этом Полумордвинову О.А. достоверно было известно об отсутствии у ФИО19 права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного бюджета, в целях улучшения жилищных условий граждан.

Действия Полумордвинова О.А. повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в дискредитации им, как представителем власти, органов исполнительной власти в глазах населения и общественности, нарушение нормального функционирования и подрыв авторитета органов исполнительной власти, составляющих одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаваемого, гарантируемого и осуществляемого на всей территории Российской Федерации, а также ущерб бюджету Астраханской области на сумму 672900 рублей.

Выводы суда о виновности Полумордвинова О.А. в совершении инкриминируемого преступления подтверждаются совокупностью исследованных, проверенных в судебном заседании и изложенных в приговоре доказательств.

Все доводы адвоката о непричастности его подзащитного к совершенному преступлению и об отсутствии доказательств его вины, аналогичные тем, которые приведены в апелляционной жалобе, тщательно проверялись судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в приговоре, как не нашедшие своего подтверждения.

Так, согласно постановления Губернатора Астраханской области от 30.12.2009 г. №650, Полумордвинов О. А. был назначен на должность заместителя председателя Правительства Астраханской области - министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, 05.09.2011 г. постановлением Губернатора Астраханской области отстранен от занимаемой должности.

В соответствии с трудовым договором от 30.12.2009 Полумордвинов О.А. принял на себя обязательства, связанные с замещением государственной должности Астраханской области – заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области. В силу должностных обязанностей Полумордвинов О.А. был обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Законы Астраханской области и другие нормативные акты, а также права и законные интересы граждан и организаций; беречь государственное имущество, в том числе предоставленное для исполнения должностных обязанностей.

Согласно Положению о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, утвержденному Постановлением Правительства Астраханской области от 05.03.2005 №11-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, дорожного хозяйства и жилищной политики на территории Астраханской области,

Положением об отделе жилищной политики министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, утвержденным министром Полумордвиновым О.А. 05.10.2009, определены полномочиям отдела, к которым в том числе отнесены: оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, по обеспечению жильем в порядке, установленном законодательством Астраханской области; ведение учета государственных гражданских служащих Астраханской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления жилищных субсидий; предоставление на рассмотрение комиссии в установленном порядке списка получателей субсидии на очередной финансовый год (проверка представленных учетных дел государственных гражданских служащих на наличие документов, необходимых для улучшения жилищных условий, анализ потребностей государственных гражданских служащих в улучшении жилищных условий и обоснование потребности в финансировании за счет средств областного бюджета, подготовка документов для рассмотрения на комиссиях по вопросу предоставления социальных выплат, осуществление хранения учетных дел.

Порядок предоставления жилищных субсидий утвержден Постановлением Правительства Астраханской области от 26.02.2007 №69-П, согласно которому комиссия рассматривает список государственных гражданских служащих Астраханской области, имеющих право на получение жилищных субсидий, и их учетные дела, принимает решение о выделении жилищной субсидии либо об отказе в ее выделении.

Из показаний представителя потерпевшего ФИО25 установлено, что она состоит в должности руководителя правового отдела министерства строительства и ЖКХ Астраханской области. Об обстоятельствах преступления ей стало известно из материалов уголовного дела при ознакомлении с ними. Согласно предъявленному Полумодвинову О.А. обвинению, вследствие предоставления социальной выплаты ФИО19 бюджету области причинен материальный ущерб в размере 672 900 рублей.

Из показаний свидетеля ФИО19 в суде следует, что с 2009 года по март 2019 года он занимал государственную должность министра международных и внешнеэкономических связей Астраханской области, государственным гражданским служащим не являлся. При заключении трудового договора с Губернатором области он попросил последнего оказать содействие в улучшении его жилищных условий, что нашло отражение в одном из пунктов указанного договора. В 2011 году им было написано и передано Губернатору заявление об улучшении жилищных условий, на которое Губернатор наложил резолюцию «Полумордвинову, решить». По результатам рассмотрения заявления ему была предоставлена социальная выплата в размере 672 900 рублей, с распоряжением о ее предоставлении он ознакомился. Также с Полумордвиновым О.А. он подписал соглашение о расходовании указанной социальной выплаты и написал заявление о перечислении денежных средств продавцам квартиры. Денежные средства в сумме 672 900 рублей были перечислены на счета продавцов приобретенной им квартиры.

Из показаний свидетеля ФИО16 в суде следует, что он состоит в должности заместителя министра строительства Астраханской области. В 2011 году он курировал вопросы экономики и финансов, вопросы жилищной политики контролировал заместитель министра ФИО17 В 2011 г. исполняя обязанности последнего, к нему зашел начальник жилищного отдела ФИО18 со служебной запиской на имя министра Полумордвинова О.А., в которой излагались обстоятельства, исключающие возможность предоставления социальной выплаты ФИО19, которую он подписал.

Из показаний свидетеля ФИО18 следует, что в 2011 году он занимал должность начальника отдела жилищной политики министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, куда поступило заявление ФИО19 об улучшении жилищных условий. Им была подготовлена и передана служебная записка за подписью заместителя министра ФИО16 на имя Полумордвинова О.А. о том, что ФИО19 жильем обеспечен, оснований для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья не имеется. Полумордвинов О.А. направил его к ФИО17, которому он доложил об отсутствии оснований для предоставления субсидии ФИО19 и предложил созвать комиссию для решения вопроса, но ФИО17 пояснил, что собирать комиссию не надо. Также он разговаривал с Полумордвиновым О.А., который пояснил, что учетное дело на ФИО19 заводить не надо, нужно лишь рассчитать субсидию и подготовить необходимые документы. При этом нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок предоставления социальных выплат для улучшения жилищных условий лицам, замещающим государственные должности, нет. Закон Астраханской области «О предоставлении жилых помещений» распространял свое действие в этой части на государственных гражданских служащих, а для лиц, замещающих государственные должности, предусматривал лишь возможность предоставления жилых помещений.

Свидетель ФИО20 в суде подтвердила, что в 2011 году, она работала главным специалистом отдела жилищной политики министерства строительства и дорожного хозяйства, к ним в отдел на исполнение было передано заявление ФИО19 об улучшении жилищных условий. Она совместно с ФИО18 и юристом подготовили служебную записку за подписью ФИО16 на имя Полумордвинова О.А. об отсутствии оснований для предоставления ФИО19 субсидии для улучшения жилищных условий. Данная служебная записка от Полумордвинова О.А. вернулась к ним в отдел с резолюцией о необходимости получить юридическую консультацию у ФИО17 Впоследствии ФИО18 дал ей поручение готовить расчет компенсации по аналогии с Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений» как на государственного гражданского служащего, но без учета членов семьи ФИО19 Она рассчитала социальную выплату ФИО19, в размере 672 900 рублей. Возможность предоставления социальной выплаты на приобретение жилья для лиц, замещающих государственные должности, законом не предусмотрена. Порядок предоставления такой выплаты этим лицам никаким нормативно-правовым актом не регламентирован. Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений» была предусмотрена лишь возможность предоставления лицам, замещающим государственные должности, служебных помещений.

Свидетель ФИО17 в суде подтвердил, что в 2011 году он состоял в должности заместителя министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, курировал вопросы жилищной политики. В апреле 2011 г. в жилищный отдел поступило заявление ФИО19 об улучшении его жилищных условий. Начальником отдела жилищной политики министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО18 совместно с руководителем юридического отдела ФИО27, на имя Полумордвинова О. А. была подготовлена, за подписью ФИО16, который замещал его на период отсутствия, служебная записка, об отсутствии оснований для признания ФИО19 нуждающимся в улучшении жилищных условий и для предоставления последнему выплаты на приобретение жилья. ФИО19 не относился к категории лиц, которые могут признаваться нуждающимися, не был государственным гражданским служащим и Закон №75-03 «О предоставлении жилых помещений» в части предоставления социальной выплаты на него не распространялся, поскольку для лиц, замещающих государственные должности, этим законом предусмотрена лишь единственная возможность улучшить свои жилищные условия путем предоставления служебного жилого помещения. Вместе с тем, нормативно-правового акта, регламентирующего порядок предоставления ФИО19 социальной выплаты в соответствии с его трудовым договором, не было, поэтому, когда ФИО18 и ФИО27 обратились к нему за консультацией, он сказал им, что вопрос нужно решать по аналогии с Законом «О предоставлении жилых помещений», что и было сделано. ФИО20 произвела расчет выплаты ФИО19 по этому закону, но без учета членов его семьи. Этот расчет с обоснованием возможности применения Закона «О предоставлении жилых помещений» был направлен за подписью Полумордвинова О.А. Губернатору области, который поставил на нем визу «готовьте решение». Эта виза была адресована Минфину области, который и изыскал возможность выделения министерству строительства и дорожного хозяйства денежных средств министерства ЖКХ и службы природопользования, о чем было подготовлено распоряжение. Затем Полумордвинов О.А. подписал с ФИО19 соглашение о расходовании социальной выплаты и распоряжение о ее предоставлении. Предоставленная социальная выплата была перечислена на счета продавцов, у которых ФИО19 купил квартиру.

Из показаний свидетеля ФИО11 состоящей в должности начальника отдела планирования расходов отраслей национальной экономики ЖКХ, природопользования и капитального строительства министерства финансов Астраханской области следует, что согласно распоряжению министерства финансов №168-р от 16.06.2011 о перераспределении денежных средств, главным распорядителем которых выступало министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, денежные средства в сумме 492 716 рублей, и денежные средства, в сумме 180 184 рубля, главным распорядителем которых являлась служба природопользования сэкономленные в 2011 году, были перемещены с одних статей расходов на другую - на социальные выплаты в министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области. Министерство ЖКХ области распорядителем сэкономленных денег не являлось. В соответствии с п.4.4 постановления Минфина №6-П от 28.01.2010, все изменения в бюджетную роспись готовят главные распорядители, которые подготавливают и направляют в Минфин области проект распоряжения Минфина о перемещении денежных средств с приложением к нему проекта перечня источников финансирования, чтобы было видно, с каких статей бюджетной классификации денежные средства забираются и на какие отдаются. Минфин проверяет представленный проект на соответствие ст.217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сбалансированность бюджета, наличие или отсутствие оснований для социальных выплат не проверяет, ответственность за это несут главные распорядители бюджетных средств. Минфин своего документа не готовит, подписи ставятся в этих проектах. В данном случае проект должен был подготавливаться министерством строительства и дорожного хозяйства по согласованию со службой природопользования. После подписания распоряжения его копия направляется главным распорядителям, которые заносят сведения о перераспределении денежных средств в специальную форму №2. Изменения, внесенные в бюджетную роспись, находят свое отражение в Законе «О бюджете».

Из показаний свидетеля ФИО21 состоявшей с 2006 по 2019 г.г. в должности начальника отдела кадров управления государственной гражданской службы администрации Губернатора Астраханской области следует, что из предъявленному ей для обозрения типовому трудовому договору с лицами, замещающими государственную должность, п.13 этого договора не содержит обязательств Губернатора области по улучшению жилищных условий министров.

В своих показаниях свидетель ФИО22, состоящая в должности заместителя начальника правового управления администрации Губернатора Астраханской области, подтвердила, о том, что означают резолюции Губернатора «решить» и «готовьте решение» на документах по данному уголовному делу, ей не известно. Вместе с тем, если подобное поручение давалось Губернатором лично ей, то она готовила решение в соответствии с законом, решение могло быть любым.

Из показаний свидетеля ФИО23 данных в входе предварительного расследования и оглашенными в порядке ч.1 ст.281 УПК Российской Федерации, следует, что она и ее супруг - ФИО24 на основании договора от 12.05.2011 продали ФИО19 квартиру по адресу: <адрес> за <данные изъяты>. При этом часть денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей ФИО19 передал им сразу после заключения договора, а оставшуюся часть в сумме 672 900 рублей была переведена на сберегательную книжку ее и мужа позже.

Выше приведённые показания свидетелей объективно подтверждаются письменными доказательствами по делу, в том числе:

-Законом Астраханской области от 10.10.2006 №75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области»;

- Постановлением Правительства Астраханской области №86-П от 20.03.2007 «О порядке предоставления гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств областного бюджета», которым утвержден порядок предоставления гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств областного бюджета. Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области определено уполномоченным органом по предоставлению гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств областного бюджета;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законом Астраханской области от 09.09.2005 №48/2005-03 «О государственной гражданской службе Астраханской области»;

- Законом Астраханской области от 22.06.2006 №26/2006-03 «О реестре должностей государственной гражданской службы Астраханской области», согласно которому, установлен перечень таких должностей, к числу которых министры Астраханской области не относятся;

- Законом Астраханской области от 15.11.2006 №79/2006-03 «О государственных должностях Астраханской области», согласно которому, министры Астраханской области отнесены к числу государственных должностей;

- Уставом Астраханской области от 09.04.2007 №21/2007-03 согласно ст.ст. 21,26 предусмотрена должность министра как члена Правительства Астраханской области и руководителя министерства;

- Законом Астраханской области от 05.06.2009 №42/2009-03 «О правительстве Астраханской области», которым предусмотрены социальные и трудовые гарантии членов Правительства Астраханской области. Право на социальную выплату на приобретение жилья этим законом не предусмотрено;

- заявлением ФИО19 от 13.04.2011 на имя Губернатора Астраханской области ФИО12, об оказании ему материальной помощь для улучшения жилищных условий, с резолюцией Губернатора от 14.04.2011 «Полумордвинову О.А. для решения»;

- служебной запиской заместителя министра ФИО16 на имя Полумордвинова О.А., согласно которой по поручению последнего рассмотрено обращение ФИО19 по оказанию материальной помощи на улучшение жилищных условий, из которой следует, что ФИО19 на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства не состоит, заявления о принятии на учет как государственный гражданский служащий в Минстрой не подавал и, согласно представленных документов, зарегистрирован в квартире матери, где на каждого члена семьи приходится по 21,3 кв.м., то есть более 11 кв.м, общей площади жилого помещения, необходимых для постановки на учет. Его жена и дочь имеют в собственности по 19,3 кв.м., что также более учетной нормы. Семья ФИО19 жильем обеспечена. К служебной записке прикреплена резолюция за подписью Полумордвинова О.А. - ФИО16. Прошу получить юр. комментарий у ФИО17

- трудовым договором от 30.12.2009, заключенным между работодателем в лице Губернатора Астраханской области ФИО12 и ФИО19, замещающим государственную должность Астраханской области - министра международных и внешнеэкономических связей Астраханской области, работнику ФИО19 в числе основных гарантии и компенсаций предоставляется улучшение жилищных условий (п.13 договора);

- письмом от 29.04.2011 за исх.№03-02-01/2545 на имя Губернатора области министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Полумордвинов О.А. сообщает, что по поручению Губернатора заявление ФИО19 с просьбой об оказании материальной помощи на улучшение жилищных условий министерством рассмотрено. В соответствии с действующим законодательством обеспечение жильем государственных гражданских служащих Астраханской <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется путем предоставления социальной выплаты за счет средств областного бюджета. Объем выделяемой ФИО19 социальной выплаты составит - 672,9 тыс. рублей. В письме приведен расчет предоставляемой социальной выплаты на улучшение жилищных условий на состав семьи 1 человек. На письме имеется резолюция Губернатора от 03.05.2011 «готовьте решение»;

- распоряжением министра финансов Астраханской области ФИО14 от 16.06.2011 №168-р «О внесении изменений в распоряжение Министерства финансов Астраханской области от 24.12.2010 №342-р «Об утверждении сводной бюджетной росписи бюджета Астраханской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в распоряжение внесены изменения путем перемещения бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Астраханской области от 21.12.2010 №83/2010-03 «О бюджете Астраханской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

- распоряжением от 21.06.2011 №297 о заключении соглашения между министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в лице министра Полумордвинова О.А. и ФИО19 об осуществлении совместных действий по реализации мер государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий граждан путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья за счет средств областного бюджета;

- соглашением от 21.06.2011 №1 между министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в лице министра Полумордвинова О.А. и ФИО19 об осуществлении совместных действий по реализации мер государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий граждан путем предоставления социальной выплаты в размере - 672 900 рублей;

- заявлением от 24.06.2011 ФИО19 к министру Полумордвинову О.А. о перечислении социальной выплаты на счета продавцов квартиры;

- распоряжением министра Полумордвинова О.А. от 24.06.2011 №317 «О предоставлении социальной выплаты ФИО19» последнему была выделена социальная выплата на приобретение жилья за счет средств бюджета Астраханской области в размере 672 900 рублей с перечислением ее на счета продавцов квартиры;

- договором купли-продажи от 22.06.2011 согласно которому ФИО19 (покупатель) приобрел у продавцов ФИО24 и ФИО23 квартиру по <адрес> за <данные изъяты> рублей, при этом 672 900 рублей будут перечислены продавцам министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской <адрес> после регистрации договора купли-продажи, остальные денежные средства -<данные изъяты> рублей передаются продавцам за счет средств ФИО19 до подписания договора. 23.06.2011 право собственности на вышеназванную квартиру зарегистрировано за ФИО19;

- платежными поручениями №1585, 1586 от 29.06.2011 согласно которым денежные средства от министерства строительства и дорожного хозяйства в общей сумме 672 900 рублей перечислены на счета ФИО24 и ФИО23;

- выпиской из ЕГРН по состоянию на 21.06.2012 согласно которой за ФИО19 значатся зарегистрированными на праве собственности: квартира по адресу: <адрес> земельный участок для садоводства;

- свидетельством о регистрации права собственности ФИО19 на квартиру по адресу: <адрес> выданным 23.06.2011 г.;

- письмом министра финансов Астраханской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается финансовым органом, внесение изменений в нее осуществляется на основании решения руководителя финансового органа (ст.217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

- распоряжением министерства финансов от 16.06.2011 №168-р, согласно которому на основании предложений главных распорядителей средств бюджета Астраханской области о перемещении бюджетных ассигнований, образовавшихся за счет экономии в результате проведения торгов в 2011 году. Эти изменения были учтены при внесении изменений в Закон Астраханской области от 21.12.2010 №83/2010-03 «О бюджете Астраханской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

- Законом от 01.12.2011 №95/2011-03 «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», по коду «Социальные выплаты» предусмотрены денежные средства - 672 900 рублей, главным распорядителем которых выступает министерство строительства и дорожного хозяйства области;

- Законом Астраханской области от 21.12.2010 №83/2010-03 «О бюджете Астраханской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в ранее действовавшей редакции свидетельствует о том, что главными распорядителями денежных средств по кодам бюджетной классификации, с которых они были сняты и перераспределены, являлись министерство строительства и дорожного хозяйства и служба природопользования и охраны окружающей среды, а также другими, имеющимися в деле, подробно приведёнными в приговоре, доказательствами, которые суд обоснованно признал достоверными, допустимыми, а в своей совокупности, достаточными для разрешения уголовного дела.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами, содержащимися в апелляционной жалобе о том, что приговор основан на недостоверных и недостаточно проверенных доказательствах, поскольку ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала бы сомнение, не положено в обоснование выводов суда о виновности Полумордвинова О.А. в совершении инкриминируемого ему преступления.

Данную в приговоре оценку доказательств по делу суд апелляционной инстанции находит правильной, приведенные в приговоре мотивы оценки доказательств убедительными. Какие-либо не устраненные судом существенные противоречия в доказательствах, требующие их истолкования в пользу осужденного, по делу отсутствуют.

Как видно из материалов дела, предварительное расследование и судебное разбирательство по уголовному делу проведены в соответствии с требованиями УПК Российской Федерации, с достаточной полнотой и объективностью. Обстоятельства по делу исследованы в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Как видно из описательно-мотивировочной части приговора, показаниям подсудимого и свидетелей об обстоятельствах совершения преступления, данные, как на стадии предварительного расследования, так и в ходе судебного разбирательства, суд тщательно проверил, оценил в совокупности с другими, представленными стороной обвинения и стороной защиты доказательствами, и привел в приговоре мотивы, по которым признал эти показания достоверными.

Никаких оснований полагать, что суд необъективно подошёл к рассмотрению данного дела, невнимательно отнёсся к показаниям осуждённого, других допрошенных лиц и к доводам защиты, формально оценил доказательства, не имеется.

Признав достоверными и допустимыми собранные доказательства, суд обоснованно признал установленным тот факт, что Полумордвинов О.А., являясь должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, был наделен полномочиями распоряжаться вверенными Министерству строительства и дорожного хозяйства финансовыми средствами исключительно в соответствии с действующим законодательством, осведомленный о том, что ФИО19 не является гражданским служащим и на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоит, то есть умышленно, совершил действия, которые никто и не при каких обстоятельствах не вправе совершать, то есть явно выходящие за пределы его полномочий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Полумордвинов О.А. действовал в соответствии с законом и в рамках представленных ему полномочий, являются несостоятельными, поскольку в силу наделенных полномочий он должен был бережено относиться к средствам бюджета области, мог принимать решение о предоставлении жилых помещений либо социальной выплаты на приобретение жилья лишь в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, закрепляющего категории граждан, которым они могли быть предоставлены, а также основания и порядок их предоставления. При этом, как верно установлено судом первой инстанции полномочиями по предоставлению субсидий ФИО19, Полумордвинов не обладал. Кроме того, достоверно зная, что под действия Закона Астраханской области №75-ОЗ «О предоставлении жилых помещений» в части предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, ФИО19 не подпадает, поскольку как установлено материалами дела, государственным гражданским служащим области не является, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит и поставлен быть не может ввиду того, что он сам и его семья жильем, с позиции указанного закона, обеспечены вернул предоставленную ему служебную записку ФИО16 ФИО18, дав поручение подготовить расчет социальной выплаты как государственному служащему, что подтверждается письмом с расчетом от 29.04.2011 на имя Губернатора Астраханской области.

Таким образом, тщательно исследовав обстоятельства дела и правильно оценив все доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вины осужденного Полумордвинова О.А. в инкриминируемом преступлении, квалифицировав его действия по ч. 2 ст. 286 УК Российской Федерации, как совершение должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

По смыслу закона, ответственность за превышение должностных полномочий по ст. 286 УК Российской Федерации наступает в случае совершения должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Оснований для иной уголовно-правовой оценки по доводам апелляционной жалобы совершенного осужденным преступления, возвращения уголовного дела прокурору, а также для отмены обвинительного приговора и постановления в отношении Полумордвинова О.А. оправдательного приговора, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обвинительное заключение составлено с нарушением норм уголовно-процессуального кодекса, противоречат содержанию обвинительного заключения, в котором в соответствии с положениями ст. 220 УПК Российской Федерации изложено существо обвинения, место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели и последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для дела, кроме того, согласно материалам дела, следователем по окончании производства по уголовному делу в полной мере соблюдены и требования ст. 217 УПК Российской Федерации.

Обстоятельств, предусмотренных ст.237 УПК Российской Федерации, для возвращения дела прокурору у суда не имелось.

Вопреки доводам жалобы, предусмотренные ст. 73 УПК Российской Федерации и подлежащие доказыванию обстоятельства, приговором установлены, а сам приговор, в полной мере соответствует требованиям ст.307-309 УПК Российской Федерации.

Из материалов дела обстоятельств, свидетельствующих о нарушении в ходе судебного разбирательства принципов состязательности и равноправия сторон, не усматривается.

Иные доводы, выдвигавшиеся в защиту осужденного Полумордвинова О.А., аналогичные тем, которые приведены в апелляционной жалобе, тщательно проверялись судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения, в связи с чем обоснованно были отвергнуты по мотивам, указанным в приговоре, не подтвердились указанные доводы и при проверке дела в суде апелляционной инстанции.

Данных о том, что в нарушение уголовно-процессуального закона, дело рассмотрено с обвинительным уклоном, не имеется. Согласно протоколу судебного заседания, требования к судебному разбирательству, указанные в ст.15, 244 УПК Российской Федерации, судом выполнены. Председательствующий судья создал сторонам все необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

При назначении наказания Полумордвинову О.А. в соответствии с требованиями ст. 6, 43, 60 УК Российской Федерации судом учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, его положительные характеристики, привлечение к уголовной ответственности впервые, добровольное возмещение материального ущерба, наличие наград, грамот и благодарностей, состояние здоровья, а также отсутствие у осужденного отягчающих наказание обстоятельств.

Назначенное осужденному наказание суд апелляционной инстанции признает справедливым и соразмерным содеянному.

Соглашается суд апелляционной инстанции и с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для изменения осужденному, в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК Российской Федерации, категории преступления.

Нарушений уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона, влекущих отмену приговора или его изменение по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2020░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░– ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 47.1 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

22-561/2020

Категория:
Уголовные
Другие
Полумордвинов Олег Анатольевич
Денисов Д.А.
Абдулхаиров Р.Р.
Попова О.Э.
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Трубникова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.ast.sudrf.ru
12.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее