Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2022 года.
Дело № 2А-269/2022 УИД № 60RS0024-01-2022-00942-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации г. Себеж 22 июля 2022 года. Себежский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Дмитриева С.О., при секретаре судебного заседания Елисеевой В.В.,
с участием: представителя административного истца, заместителя прокурора Себежского района Псковской области Любавиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Себежского района Псковской области к Администрации городского поселения «Идрица» Себежского района Псковской области о признании незаконным бездействия Администрации и обязаннии устранения нарушения законодательства, о возможности получении муниципальных услуг в электронном виде,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Себежского района Псковской области в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, регламентирующего предоставление гражданам государственных (муниципальных) услуг.
По результатам данной проверки в деятельности Администрации городского поселения «Идрица» Себежского района выявлены нарушения. Органом местного самоуправления не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронном виде.
В судебном заседании административный истец поддержал административное исковое заявление, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика будучи надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседание, в суд не прибыл, просил рассмотреть административное дело без него, с иском согласен.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, районной прокуратурой в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего предоставление гражданам государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу требований ст. ст. 25 и 27 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных функций прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод граждан, и принять исчерпывающие меры по устранению нарушений Федерального законодательства. В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст.4 Закона № 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с этапом № 5, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием.
При этом пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Вопреки вышеуказанного требования Федерального закона № 210-ФЗ органом местного самоуправления не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронном виде.
Пунктом 1.3 Раздела 4.6 «Цифровое государственное управление» паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) предусмотрено обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Указанный паспорт национального проекта разработан во исполнение Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» на период до 2024 года».
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены, муниципальные услуги в электронном виде Администрацией городского поселения «Идрица» не предоставляются, на официальном сайте Администрации городского поселения «Идрица» в сети Интернет по адресу: «admidritsa.ru» соответствующая возможность отсутствует.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Доказательств, наличия возможности получения муниципальных услуги в электронном виде, на официальном сайте Администрации городского поселения «Идрица» в сети Интернет по адресу: «admidritsa.ru», ответчиком не представлено.
Установленные обстоятельства влекут нарушение прав и законных интересов лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, на доступность их получения.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения закона путем принятия мер к получению физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, муниципальных услуг, в электронном виде, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Установление указанного срока для исполнения решения суда является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При наличии препятствий для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░