№33a-3694/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 07 июня 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ночевника С.Г.,
судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,
при секретаре Конкине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Бочкарева Вадима Денисовича на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 19 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Бочкарева Вадима Денисовича к призывной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ленинградской области» об оспаривании решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя административного истца Чаплыгина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и полагавшего решение суда незаконным и необоснованным, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Бочкарев В.Д. обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Ломоносовского муниципального района от 31.10.2017 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения в срок, не превышающий четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, решения об освобождении административного истца от призыва на военную службу, взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан подлежащих призыву на военную службу, от 31.10.2017 Бочкарев В.Д. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии Ломоносовского муниципального района от 31.10.2017 Бочкареву В.Д. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Указанное решение нарушает права административного истца на освобождение от призыва на военную службу (п.п. «а» п.1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») (л.д.3-4).
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 19.02.2018 в удовлетворении административного искового заявления Бочкарева В.Д. отказано в полном объеме (л.д.51-58).
В апелляционной жалобе представитель административного истца Бочкарева В.Д. - Чаплыгин А.А. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что судом первой инстанции неверно применены нормы процессуального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы судом отказано. Административными ответчика не представлены медицинские сведения, опровергающие доводы административного истца (л.д.61).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец и представитель административных ответчиков, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пп. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют, в том числе, граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Из п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, следует, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно п. 18 указанного Положения, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, Бочкарев В.Д. поставлен на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
Согласно врачебному заключению Бочкарев В.Д. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б-3»).
Решением призывной комиссии от 07.11.2017 Бочкареву В.Д. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ №53 до 31.08.2021 (л.д.45).
26.12.2017 Бочкарев В.Д. прошел контрольное медицинское обследование в Призывной комиссии Ленинградской области, которое подтвердило ранее установленную категорию годности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Бочкаревым В.Д. требованиях, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обжалуемое решение принято в рамках представленной призывной комиссией Ломоносовского района Ленинградской области компетенции, порядок принятия соблюден, основания для принятия указанного решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу имелись.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает правильными в связи со следующим.
Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2017 года он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности "В", а также того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.
Между тем именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
При этом судебная коллегия учитывает, что при несогласии с результатами медицинского освидетельствования Бочкарев В.Д. имел право на проведение независимой экспертизы, порядок производства которой установлен постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе", однако, данным правом не воспользовался.
Тот факт, что Бочкаревым В.Д. своим правом не воспользовался, не свидетельствует о нарушении организации призыва призывной комиссией.
Кроме того, из материалов дела следует, что Бочкаревым В.Д. в призывную комиссию представлена справка установленной формы о прохождении им обучения в <данные изъяты>, из которой следует, что Бочкарев В.Д. обучается по очной форме в названном образовательном учреждении, срок окончания обучения - 31.08.2021 (л.д.31).
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, что возлагает на органы государственной власти обязанность принимать необходимые меры в целях реализации гражданами указанного права.
Нормы законодательства о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением, направлены на содействие гражданам в получении образования.
Возникновение права на получение отсрочки от призыва связано с самим фактом поступления и обучения гражданина в образовательном учреждении и не может быть произвольно ограничено. При предоставлении призывником документов, подтверждающих обучение, у призывной комиссии в силу вышеприведенных норм возникает обязанность принять решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в настоящее время у административного истца имеется право на освобождение от призыва на военную службу, судебной коллегией отклоняются, поскольку по окончанию срока действия отсрочки от призыва вопрос о призыве Бочкарев В.Д. на военную службу подлежит рассмотрению в общем порядке, в том числе в части определения его годности к военной службе по состоянию здоровья как путем проведения медицинского освидетельствования непосредственно призывной комиссией, так, при необходимости, и путем направления на стационарное либо амбулаторное медицинское освидетельствование.
Как верно указано судом первой инстанции, определение Бочкареву В.Д. категории годности «Б-3» не повлекло для административного истца последствий в виде призыва на военную службу, не привело к нарушению его прав и свобод, не создало препятствий к осуществлению им прав и не возлагает на него какие-либо обязанности.
Предоставление административным истцом документов, подтверждающих право на отсрочку от прохождения военной службы в связи с обучением, исходя их
положений п.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», исключало возможность принятия одновременного с решением о предоставлении отсрочки, которое комиссия обязана была принять исходя из волеизъявления призывника, иного предусмотренного в данном пункте решения.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 К АС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 19 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Бочкарева Вадима Денисовича без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Смирнов А.С.