САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-434/2015 |
Судья Прокофьева А.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Венедиктовой Е.А. |
судей |
Сопраньковой Т.Г., Емельяновой Е.А. |
при секретаре |
Кириченковой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании <...> гражданское дело №... по апелляционной жалобе Кузнецовой Е. П. на решение Сестрорецкого районного суда города Санкт-Петербурга от <...> по иску Кузнецовой Е. П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <...> о включении периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить пенсию с учетом выработанного стажа.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А :
Кузнецова Е.П., с учетом уточнений, обратилась с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ <...> о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, обязании зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы: в СПбГУЗ <...> на должности врача-педиатра с <...> по <...>; на должности <...>: с <...> по <...> с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>; периоды прохождения курсов повышения квалификации: с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>; с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, обязании назначить пенсию с даты обращения с <...>, указав, что спорные периоды необоснованно не были включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от <...> иск Кузнецовой Е.П. удовлетворен частично; ссуд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) <...> учесть
Кузнецовой Е.П. периоды курсов повышения квалификации с <...> в стаж работы, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения; в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Кузнецова Е.П. просит решение суда от 30 сентября 2014 года отменить в отказанной части, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено судебной коллегией в соответствии со статьей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, направившего в суд представителя.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ после 1 ноября 1999 года, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 и предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал в учреждении - санаторий (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Аналогичные санатории были включены в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При этом пунктом 2 указанного Постановления было установлено, что 2. Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 16 - 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением комиссии УПФ РФ (ГУ) <...> от 07.02.2014 № 9отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", так как не выработан необходимый стаж.
Специальный стаж истицы был определен ответчиком в размере <...>.
В специальный трудовой стаж истицы не включены отдельные периоды работы истца, в том числе спорные периоды работы в СПбГУЗ <...> на должности <...> с <...> по <...>; на должности <...>: с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>; с <...> по <...>, с <...> по <...>; в СПбГУЗ <...> в должности <...> с <...> по <...>, т.к. данные учреждения не предусмотрены Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, не подтверждены данными персонифицированного учета.
СПбГУЗ <...> не входит в перечень организаций, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, не относится к специализированным санаториям (курортам), предусмотренным п. 21 Списка должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, так как профиль санатория для лечения поименованных в постановлении наименований (для лечения туберкулеза, последствий полиомелита, гематологических больных, больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, психоневрологический) материалами дела не подтвержден.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, для разрешения вопроса о включении в специальный медицинский стаж периодов осуществления медицинской деятельности в санатории следует устанавливать, предусмотрено ли уставными документами, лицензиями санатория (курорта) осуществление на спорный период трудовой деятельности гражданина, приходящийся на период после 30 октября 1999 года, осуществление медицинской деятельности по одному из профилей видов деятельности, дающих право на зачет периода работы в специальный медицинский стаж (лечение туберкулеза всех форм, больных с последствиями полиомиелита; гематологических больных; лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; больных ревматизмом; психоневрологических больных).
Таковые документы за спорный период в суд первой и апелляционной инстанций не представлены.
То обстоятельство, что в спорный период у ответчика имелось государственное задание на оказание услуг по санаторно-курортному лечению, в том числе по профилю лечения "ревматизм", отсылка в лицензии на возможность осуществления такой деятельности, само по себе не является подтверждением осуществления лечения больных с указанным заболеванием, при отсутствии в штатном расписании врачей- специалистов по указанному профилю (л.д.108-191 т.1), а также с учетом представленных сведений о нахождении в санатории менее 1% больных с указанны диагнозом от общего числа за спорный период (л.д.45 т.1).
Иные доказательства предоставления ответчиком соответствующих медицинских услуг, равно как и выполнения истцом обязанностей по обслуживанию больных с нарушением опорно-двигательного аппарата или больных ревматизом в течение полного рабочего дня в материалах дела отсутствуют и в суд первой и апелляционной инстанции не представлялись.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований о включении в специальный стаж спорных периодов.
Также судебная коллегия согласна с выводом суда об отказе во включении в специальный стаж работы периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в спорные периоды; в остальной части включения в специальный страж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации решение не обжалуется.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
То есть, во время нахождения на курсах повышения квалификации за истцом были сохранены место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Между тем, обучение истца на курсах повышения квалификации имело место в период занятия истцом в должностях врача-педиатра и врача- физиотерапевта в СПбГУЗ <...> а, следовательно, не было связано с исполнением истцом работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несостоятельности доводов истца, изложенных в жалобе.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: