Гражданское дело № 2-3381/2019
УИД 47RS0005-01-2019-003891-32
29 октября 2019 года г. Выборг
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Коженковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Юлии Владимировны к администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок площадью 991 +/- 11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в границах в соответствии с межевым планом, выполненным 20 февраля 2019 года кадастровым инженером ФИО1
В обоснование заявленных требований истец указал, что в 1999 году был принят в члены СНТ «Поляна». Истцу выделен земельный участок № (ранее № №), расположенный по адресу: <адрес>
Администрация Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству отказала в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок.
Истец пользуется земельным участком. Без оформления права собственности на земельный участок не может им распоряжаться.
Истец, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просил. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Ответчик администрация Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, будучи надлежаще уведомленная о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направила, об отложении слушания дела не просила. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третье лицо Садоводческое некоммерческое товарищество «Поляна» Городского военного комиссариата, будучи надлежаще уведомленное о времени и месте слушания дела, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не просило. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Министерство обороны РФ, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не просило. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо ЛОГКУ «Ленобллес», будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не просило. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не просило. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, находит, исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Членами садоводческого товарищества могут стать граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет (п. 1 ст. 18 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Решением общего собрания членов садоводства в 1999 года истец принят в члены садоводства с предоставлением земельного участка № № (ранее №).
В членской книжке садовода было указано, что земельный участок № № №) предоставлен истцу. За указанный земельный участок истец оплачивал членские взносы. Факт оплаты членских взносов и пользования земельным участком также подтверждается справкой СНТ «Поляна» и копией членской книжки садовода.
Таким образом, судом установлено, что истцу на законном основании был предоставлен земельный участок № 23 (ранее 427) в СНТ «Поляна».
Постановлением администрация Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 20 февраля 2018 года № 117 земельному участку, предоставленному истцу присвоен адрес: <адрес>.
Названный участок сформирован, его границы согласованы со смежными землепользователями, что подтверждается генеральным планом СНТ «Поляна», межевым планом, площадь участка составила 991 +/- 11 кв.м., выполненным 20 февраля 2019 года кадастровым инженером ФИО1
Площадь сформированного участка не превышает предельно-допустимые размеры земельных участков, предоставляемых под садоводство.
В собственности истца иные земельные участки также отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН от 19 августа 2019 года.
17 февраля 1993 года Командующий войсками ордена Ленина Ленинградского военного округа дал разрешение Санкт-Петербургскому городскому военному комиссариату организовать садоводческое товарищество в восточном районе земельного участка войсковой части 67679 площадью 80 га.
24 июня 1993 года, а потом повторно 04 октября 1993 года Ладожский лесхоз провел техническое обследование испрашиваемого земельного участка и согласовал отвод земельного участка.
05 августа 1993 года Комитет по лесу Ленинградской области согласовал отвод земельного участка.
Согласно постановления администрации Выборгского района Ленинградской области от 27 октября 1993 года № 3059 глава администрации обратился в администрацию Ленинградской области с ходатайством о предоставлении Санкт-Петербургскому городскому военному комиссариату под организацию коллективного садоводства земельного участка площадью 130 гектаров в кварталах 122, 129, 130, 139 и 140 Боровского лесничества Ладожского военного лесхоза.
Распоряжением Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 117-р разрешен перевод земель лесного фонда в Ленинградской области площадью 108,6 га. Сообщение зам. зав. отделом АПК Аппарата Совета Министров – Правительства РФ подтвержден факт того, что именно данным распоряжением произведен перевоз лесного участка площадью 90 га, предоставляемого Санкт-Петербургскому городскому военному комиссариату под организацию садоводства.
На основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 02 сентября 1994 года № 906-р Санкт-Петербургскому городскому военному комиссариату, изданного на основании распоряжения Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 117-р и материалов землеустроительного дела № 1090 под организацию коллективного садоводства предоставлен земельный участок площадью 90 гектаров, который был изъят из земель Ленинградского военного округа из состава кварталов № 122, 129, 130, 139 и 140 Боровского лесничества Ладожского военного лесхоза.
Из ответа ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» от 10 июня 2014 года № 141/2-5960 следует, что СНТ «Поляна» не находится на землях Министерства обороны РФ. В границы лесных кварталов земельный участок также не входит.
Актом осмотра территории от 19 июля 2016 года, составленного Рощинским лесничеством – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», подтверждается факт того, что СНТ «Поляна» не граничит с землями лесного фонда, земель лесного фонда не занимает.
Суд считает установленным факт того, что Санкт-Петербургскому городскому военному комиссариату был предоставлен земельный участок площадью 90 га для организации садоводства и данный земельный участок был изъят из земель лесного фонда и земель Ленинградского военного округа.
Согласно распоряжения Правительства Ленинградской области от 02 сентября 1994 года № 906-р Санкт-Петербургский городскому военный комиссариат был обязан организовать в установленном порядке садоводческое товарищество.
Решением администрации Выборгского района Ленинградской области № 3059 от 17 октября 1993 года создано СНТ «Поляна» Городского военного комиссариата.
Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области № 2785 от 11 ноября 1994 года был зарегистрирован Устав СТ «Поляна» Городского военного комиссариата, утвержден генеральный план застройки и планировки садоводства «Поляна».
Статья 66 Земельного кодека 1991 года устанавливала, что земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдавался документ, удостоверяющий право на землю.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса 1991 года, действовавшего до 30 октября 2001 года, земельные участки для ведения садоводства могли предоставляться по выбору граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов, по представлению соответствующих товариществ, выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.
Соответственно после принятия нового земельного кодекса земельный участок должен был быть передан в собственность граждан, однако этого сделано не было, и на данный момент земельный участок находится в пользовании истца.
То обстоятельство, что земельный участок числится за Санкт-Петербургским городским военным комиссариатом, не имеет правого значения для решения вопроса о передаче земельного участка в собственность истца.
С целью оформления участка № площадью 991 +/- 11 кв.м. в собственность истец обратился в администрацию Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству, однако получил отказ со ссылкой на то, что в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
Таким образом, для возникновения у истца права собственности на земельный участок необходимо наличие следующих условий: истец должен быть членом СНТ, участок должен находится в границах предоставленного СНТ участка, участок должен быть предоставлен истцу в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории СНТ (проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории товарищества), площадь участка должна соответствовать требованиям Областного закона Ленинградской области от 29 октября 2003 года № 83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» или Правилам землепользования и застройки.
Однако, при указанных выше обстоятельствах, когда земельные участки в СНТ «Поляна» были распределены между его членами на основании решений общего собрания членов садоводства, что является легитимным действием в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отсутствие решения о предоставлении земельного участка в собственность не может умалять право истца на приобретение предоставленного ему земельного участка в собственность, поскольку истец не должен отвечать за бездействие органов, в чью компетенцию входят принятие соответствующего решения.
Пунктом 2.7 и п. 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Подобная позиция получила свое подтверждение в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 года (п. 2.8).
С учетом того обстоятельства, что земельный участок, площадью 90 га, был предоставлен СНТ «Поляна» в пользование до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», используемый истцом земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, что подтверждается генеральным планом садоводства, истец является членом данного СНТ, что не оспаривается сторонами и подтверждается представленными садоводством документами, суд приходит к выводу о том, что истец на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком, вследствие чего у органа местного самоуправления имелись все предусмотренные Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» основания для передачи истцу в собственность бесплатно занимаемого земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что признание права на земельный участок возможно в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца основаны на законе, подтверждены собранными по делу доказательствами и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Егоровой Юлии Владимировны к администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Егоровой Юлией Владимировной, Дата года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, документированной паспортом гражданина Российской Федерации №, выданным <данные изъяты> Дата, код подразделения №, право собственности на земельный участок площадью 991 +/- 11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в границах в соответствии с межевым планом, выполненным 20 февраля 2019 года кадастровым инженером ФИО1
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградкой области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2019 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженкова
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-3381 за 2019 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.
На ______________________ 2019 года решение не вступило в законную силу.
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженкова