Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 октября 2019 г. <адрес>
Березовский районный СЃСѓРґ <адрес>-Югры РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Р¤РРћ9 РїСЂРё секретаре Р¤РРћ3,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Рє ответчикам администрации <адрес>, Департаменту строительства <адрес>-Югры «о признании незаконным отказа РІ выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат»,
установил:
Р¤РРћ1 обратилась РІ Березовский районный СЃСѓРґ РҐРњРђРћ-Югры СЃ исковым заявлением, РёР· которого следует, что Распоряжением Главы администрации <адрес> в„–-СЂ РѕС‚ 28.03.2012Рі. РѕРЅР° была признана участником региональной программы «Переселение граждан <адрес>-Югра, выезжающих РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей», составом семьи 2 человека - РѕРЅР° Рё ее РјСѓР¶ Р¤РРћ2.
ДД.РњРњ.ГГГГ ее РјСѓР¶ Р¤РРћ2 умер.
ДД.ММ.ГГГГ Отдел жилищных программ <адрес> направил ей уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ ей необходимо подать заявление и предоставить пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ она направила на имя Главы администрации <адрес> заявление о выдаче государственного жилищного сертификата.
ДД.РњРњ.ГГГГ Департамент строительства РҐРњРђРћ-Югры направил ей РїРёСЃСЊРјРѕ, РІ котором указано, что являясь участником РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ мероприятия «Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», государственной программы Р Р¤ «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем Рё коммунальными услугами граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», СЃ 10 12.2001 Рі., РІ 2008 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° стала собственником 2/3 жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, СѓР». Р¤РРћ2 Логунова, <адрес>, РїРѕРј. 81, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, исчезли основания для признания ее нуждающейся РІ переселении РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей Рё имеющей право РЅР° получение социальной выплаты для приобретения жилья Р·Р° счет средств федерального бюджета (РїРѕРґРїСѓРЅРєС‚ «и» пункта 21 Положения).
07 августа отдел жилищных программ исключил ее РёР· СЃРїРёСЃРєРѕРІ участников указанной жилищной программы, Рѕ чем направил соответствующее уведомление. Считает действия ответчиков незаконными, так как РЅР° момент принятия решения РѕР± отказе РІ предоставлении СЃСѓР±СЃРёРґРёРё Рё снятия СЃ учета граждан, имеющих право РЅР° получение социальной выплаты для приобретения жилья, РѕРЅР° РЅРµ являлась собственником жилого помещения РїРѕ адресу: <адрес>, СѓР». Р¤РРћ2 Логунова, <адрес>, РїРѕРј. 81.
Со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», просит суд:
1. признать незаконным Распоряжение администрации <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об исключении граждан из списка граждан, признанных участниками ведомственной целевой программы»;
2. признать незаконным отказ Департамента строительства <адрес>-Югры в выдаче государственного жилищного сертификата;
3. обязать Департамент строительства <адрес>-Югры выдать Р¤РРћ1 государственный жилищный сертификат РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выездом РёР· районов крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей РІ соответствии СЃ нормами, установленными действующим законодательством (Р».Рґ.6-9)
Р’ судебном заседании истец Р¤РРћ1 РЅРµ явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила СЏРІРєСѓ своего представителя (Р».Рґ.83).
Представитель истца Р¤РРћ1- Р¤РРћ4, действующая РЅР° основании ордера адвоката (Р».Рґ.60), РЅР° удовлетворении исковых требований настаивала, изложив сведения Рё РґРѕРІРѕРґС‹, указанные РІ РёСЃРєРµ. РЎСѓРґСѓ сообщила, что РЅР° данный момент Рё РЅР° момент исключения РёР· СЃРїРёСЃРєРѕРІ граждан - участников жилищной программы, истец жилья РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ имеет.
Представитель ответчика <адрес> РҐРњРђРћ-Югры Р¤РРћ5, действующая РЅР° основании доверенности (Р».Рґ.64), РёСЃРє РЅРµ признала. РЎСѓРґСѓ сообщила, что истец Р¤РРћ1 РІ 2002 РіРѕРґСѓ была поставлена РЅР° учет для получения жилищной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, предоставляемой гражданам, выезжающим РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей. РќР° тот момент РѕРЅР° соответствовала требованиям, предъявляемым законом Рє участникам программы (СЃС‚. 1 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 131-ФЗ «О жилищных СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏС… гражданам, выезжающим РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей», Рї.1.3 РџРѕСЂСЏРґРєР°, утвержденного Постановлением Губернатора РҐРњРђРћ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–: имела требуемый стаж работы (проживания) РІ районах Крайнего Севера Рё РЅРµ имела жилья РІ РґСЂСѓРіРёС… регионах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Согласно действующего Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 125-ФЗ, право РЅР° получение жилищных СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ имеют граждане, прибывшие РІ районы Крайнего Севера Рё приравненные Рє РЅРёРј местности РЅРµ позднее ДД.РњРњ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях РЅРµ менее пятнадцати календарных лет, РЅРµ имеющие РґСЂСѓРіРёС… жилых помещений РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р·Р° пределами районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей или нуждающиеся РІ улучшении жилищных условий Рё РЅРµ получавшие СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ РЅР° эти цели. Поскольку истец РІ 2008 РіРѕРґСѓ РЅР° основании свидетельства Рѕ праве РЅР° наследство РїРѕ закону приобрела 2/3 доли РІ праве РЅР° жилое помещение, расположенное РІ <адрес> - РІ районе, РЅРµ отнесенном Рє районам Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностям, РѕРЅР° была исключена РёР· СЃРїРёСЃРєР° участников программы (Р».Рґ.73-74).
Ответчик Департамент строительства ХМАО-Югры, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленных письменных возражениях на иск выражает несогласие с исковыми требованиями по доводам, аналогичным возражениям <адрес> (л.д.85).
Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при указанной явке.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела, ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1, составом семьи 2 человека (РѕРЅР° Рё СЃСѓРїСЂСѓРі-Р¤РРћ2) была постановлена администрацией <адрес> РЅР° учет граждан, имеющих право РЅР° получение социальных выплат для приобретения жилья РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ переселением РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей (Р».Рґ. 46-47, 75-79).
ДД.РњРњ.ГГГГ умер СЃСѓРїСЂСѓРі Р¤РРћ1- Р¤РРћ2 (Р».Рґ.35).
ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 была уведомлена администрацией <адрес> Рѕ включении РІ Сводный СЃРїРёСЃРѕРє граждан-получателей государственных жилищных сертификатов 2019 РіРѕРґСѓ РїРѕ Ханты-Мансийскому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ-Югре РІ отношении граждан, выезжающих РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей, ей было предложено РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ предоставить РІ отдел жилищных программ администрации <адрес> документы Рѕ своем согласии Рё согласии всех членов семьи РЅР° обработку персональных данных Рѕ себе РїРѕ форме согласно приложению 1 СЃ приложением СЂСЏРґР° документов, установленных пунктов 44 РџРѕСЂСЏРґРєР° (Р».Рґ.19-34, 36-44, 51-52, 55-59).
Согласно сведениям БУ РҐРњРђРћ-Югры «Центр имущественных отношений» Р¤РРћ7 (Володина) объектов недвижимости, РІ том числе приватизированного жилья РЅР° территории <адрес> РҐРњРђРћ-Югры РЅРµ имеет (Р».Рґ.58).
Рассмотрев документы, представленные администрацией <адрес> РЅР° предмет выдачи Р¤РРћ1 сертификата, Департаментом строительства РҐРњРђРћ-Югры было выявлено, что РѕРЅР°, являясь участником РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ мероприятия «Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем Рё коммунальными услугами граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ 2008 РіРѕРґСѓ стала собственником 2/3 жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, СѓР». Р¤РРћ2 Логунова, <адрес>, РїРѕРј. 81, РІ отношении которого, ДД.РњРњ.ГГГГ истец заключила РґРѕРіРѕРІРѕСЂ дарения 2/3 доли указанной квартиры, имеющей общую площадь 71,5 РєРІ.Рј., РІ том числе жилую - 43,3 РєРІ.Рј. (Р».Рґ.15-17, 53-54).
РќР° данном основании, СЃРѕ ссылкой РЅР° РїРѕРґРїСѓРЅРєС‚ «и» РїСѓРЅРєС‚ 21 Положения Рѕ регистрации Рё учете граждан, имеющих право РЅР° получение социальных выплат для приобретения жилья РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ переселением РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей, утвержденного постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, Комиссией Департамента принято решение РѕР± отказе РІ выдаче Рстцу жилищного сертификата (Р».Рґ.10-12).
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р со ссылкой на подпункт «г» пункта 21 Положения исключена из списков граждан, признанных участниками целевой программы (л.д.10-12, 80). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлена об исключении из списка подпрограммы (л.д.13)
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд с указанным иском.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р внесены изменения в распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р подпункт пункт «г» пункта 21 Положения изменен на подпункт «д» пункта 21 Положения (л.д.94, 95)
Р’ судебное заседание истцом предоставлены сведения Рѕ том, что ранее, СЃ 2002 РіРѕРґР° единоличным собственником указанной квартиры являлся СЃСѓРїСЂСѓРі Р¤РРћ1- Р¤РРћ2, РЅР° основании полностью внесенного РІ 1993 РіРѕРґСѓ пая РІ жилищно-строительный кооператив (Р».Рґ.88)
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Как следует из положений статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, смогут претендовать на получение жилищных субсидий (предоставляемых посредством государственных жилищных сертификатов) только при условии соответствия сразу нескольким требованиям: 1. Прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ; 2. Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ; 3. Наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет; 4. Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; 5. В случае наличия жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, полученного в порядке, установленном ЖК РФ; 6. Неполучение субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом федеральный законодатель установил ряд исключений из перечисленных требований в отношении отдельных категорий граждан, к которым истец не относится.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879.
В силу подпунктов «в», «д», «и» пункта 21 названного Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1, будучи включенной РІ 2002 РіРѕРґСѓ РІ СЃРїРёСЃРѕРє РЅР° получений СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ граждан, выезжающих РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей", являлась собственником 2/3 доли трехкомнатной квартиры общей площадью 71,5 РєРІ.Рј., РїРѕ адресу: <адрес>, СѓР». Р¤РРћ2 Логунова, <адрес>, РїРѕРј. 81 (Р».Рґ.53)
По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚. 1 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 125-ФЗ "Рћ жилищных СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏС… гражданам, выезжающим РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей" СЃСѓРґ пришел Рє выводу Рѕ том, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием Сѓ истца РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ собственности жилого помещения Р·Р° пределами районов, приравненных Рє районам Крайнего Севера, РѕРЅР° правильно была снята СЃ учета граждан, имевших право РЅР° получение СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° переселение, поскольку СЃ момента приобретения указанного объекта недвижимости, исчезли основания для признания гражданина нуждающимся РІ переселении РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей Рё имеющим право РЅР° получение социальной выплаты для приобретения жилья Р·Р° счет средств федерального бюджета.
Установив вышеизложенные обстоятельства спора, и принимая во внимание, что истец стояла в очереди на получение жилищного сертификата, имела в собственности жилое помещение, расположенное за пределами района, приравненного к районам Крайнего Севера, при этом в администрацию <адрес> указанные сведения не сообщила, то есть не исполнила свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, и продолжала состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что в свою очередь лишило органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за истцом права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата. Данные обстоятельства, сами по себе являлись основанием, для снятия с учета в качестве, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера.
Представитель истца в обоснование иска привел довод о том, что на момент отказа в выдаче жилищного сертификата и исключения из списка лиц, имеющих право на получение субсидии на переселение, истец уже не была правообладателем жилого помещения в <адрес>.
Между тем, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец изначально была не вправе быть включенной в список лиц, претендующих на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так как на момент постановки на учет у члена ее семьи имелось жилое помещение за пределами указанных районов и местностей, то есть, семья не соответствовала условиям и требованиям данной жилищной программы.
Тот факт, что ответчики трактуют отказ в предоставлении жилищной субсидии различными подпунктами пункта 21 Положения, является формальным обстоятельством, которое не может быть основанием для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Рсковые требования Р¤РРћ1 Рє ответчикам администрации <адрес>, Департаменту строительства <адрес>-Югры «о признании незаконным отказа РІ выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный СЃСѓРґСЊСЏ/ РїРѕРґРїРёСЃСЊ/ Р¤РРћ10
Копия верна
Рњ.Рџ.
РЎСѓРґСЊСЏ Р¤РРћ11
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ