Решение по делу № 2-404/2019 от 02.09.2019

Решение

Именем Российской Федерации

16 октября 2019 Рі.         <адрес>

Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе председательствующего судьи ФИО9 при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ответчикам администрации <адрес>, Департаменту строительства <адрес>-Югры «о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат»,

установил:

ФИО1 обратилась в Березовский районный суд ХМАО-Югры с исковым заявлением, из которого следует, что Распоряжением Главы администрации <адрес> №-р от 28.03.2012г. она была признана участником региональной программы «Переселение граждан <адрес>-Югра, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», составом семьи 2 человека - она и ее муж ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ ее муж ФИО2 умер.

ДД.ММ.ГГГГ Отдел жилищных программ <адрес> направил ей уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ ей необходимо подать заявление и предоставить пакет документов.

ДД.ММ.ГГГГ она направила на имя Главы администрации <адрес> заявление о выдаче государственного жилищного сертификата.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства ХМАО-Югры направил ей письмо, в котором указано, что являясь участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с 10 12.2001 г., в 2008 году она стала собственником 2/3 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО2 Логунова, <адрес>, пом. 81, в связи с чем, исчезли основания для признания ее нуждающейся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (подпункт «и» пункта 21 Положения).

07 августа отдел жилищных программ исключил ее из списков участников указанной жилищной программы, о чем направил соответствующее уведомление. Считает действия ответчиков незаконными, так как на момент принятия решения об отказе в предоставлении субсидии и снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, она не являлась собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, ул. ФИО2 Логунова, <адрес>, пом. 81.

Со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», просит суд:

1. признать незаконным Распоряжение администрации <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об исключении граждан из списка граждан, признанных участниками ведомственной целевой программы»;

2. признать незаконным отказ Департамента строительства <адрес>-Югры в выдаче государственного жилищного сертификата;

3. обязать Департамент строительства <адрес>-Югры выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством (л.д.6-9)

В судебном заседании истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя (л.д.83).

Представитель истца ФИО1- ФИО4, действующая на основании ордера адвоката (л.д.60), на удовлетворении исковых требований настаивала, изложив сведения и доводы, указанные в иске. Суду сообщила, что на данный момент и на момент исключения из списков граждан - участников жилищной программы, истец жилья на территории Российской Федерации не имеет.

Представитель ответчика <адрес> ХМАО-Югры ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д.64), иск не признала. Суду сообщила, что истец ФИО1 в 2002 году была поставлена на учет для получения жилищной субсидии, предоставляемой гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На тот момент она соответствовала требованиям, предъявляемым законом к участникам программы (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», п.1.3 Порядка, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ №: имела требуемый стаж работы (проживания) в районах Крайнего Севера и не имела жилья в других регионах Российской Федерации. Согласно действующего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Поскольку истец в 2008 году на основании свидетельства о праве на наследство по закону приобрела 2/3 доли в праве на жилое помещение, расположенное в <адрес> - в районе, не отнесенном к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, она была исключена из списка участников программы (л.д.73-74).

Ответчик Департамент строительства ХМАО-Югры, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленных письменных возражениях на иск выражает несогласие с исковыми требованиями по доводам, аналогичным возражениям <адрес> (л.д.85).

Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при указанной явке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, составом семьи 2 человека (она и супруг-ФИО2) была постановлена администрацией <адрес> на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 46-47, 75-79).

ДД.ММ.ГГГГ умер супруг ФИО1- ФИО2 (л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уведомлена администрацией <адрес> о включении в Сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов 2019 году по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ей было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в отдел жилищных программ администрации <адрес> документы о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению 1 с приложением ряда документов, установленных пунктов 44 Порядка (л.д.19-34, 36-44, 51-52, 55-59).

Согласно сведениям БУ ХМАО-Югры «Центр имущественных отношений» ФИО7 (Володина) объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории <адрес> ХМАО-Югры не имеет (л.д.58).

Рассмотрев документы, представленные администрацией <адрес> на предмет выдачи ФИО1 сертификата, Департаментом строительства ХМАО-Югры было выявлено, что она, являясь участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в 2008 году стала собственником 2/3 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО2 Логунова, <адрес>, пом. 81, в отношении которого, ДД.ММ.ГГГГ истец заключила договор дарения 2/3 доли указанной квартиры, имеющей общую площадь 71,5 кв.м., в том числе жилую - 43,3 кв.м. (л.д.15-17, 53-54).

На данном основании, со ссылкой на подпункт «и» пункт 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Комиссией Департамента принято решение об отказе в выдаче Истцу жилищного сертификата (л.д.10-12).

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р со ссылкой на подпункт «г» пункта 21 Положения исключена из списков граждан, признанных участниками целевой программы (л.д.10-12, 80). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлена об исключении из списка подпрограммы (л.д.13)

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд с указанным иском.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р внесены изменения в распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р подпункт пункт «г» пункта 21 Положения изменен на подпункт «д» пункта 21 Положения (л.д.94, 95)

В судебное заседание истцом предоставлены сведения о том, что ранее, с 2002 года единоличным собственником указанной квартиры являлся супруг ФИО1- ФИО2, на основании полностью внесенного в 1993 году пая в жилищно-строительный кооператив (л.д.88)

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Как следует из положений статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, смогут претендовать на получение жилищных субсидий (предоставляемых посредством государственных жилищных сертификатов) только при условии соответствия сразу нескольким требованиям: 1. Прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ; 2. Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ; 3. Наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет; 4. Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; 5. В случае наличия жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, полученного в порядке, установленном ЖК РФ; 6. Неполучение субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом федеральный законодатель установил ряд исключений из перечисленных требований в отношении отдельных категорий граждан, к которым истец не относится.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879.

В силу подпунктов «в», «д», «и» пункта 21 названного Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, будучи включенной в 2002 году в список на получений субсидий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", являлась собственником 2/3 доли трехкомнатной квартиры общей площадью 71,5 кв.м., по адресу: <адрес>, ул. ФИО2 Логунова, <адрес>, пом. 81 (л.д.53)

По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" суд пришел к выводу о том, что в связи с наличием у истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в собственности жилого помещения за пределами районов, приравненных к районам Крайнего Севера, она правильно была снята с учета граждан, имевших право на получение субсидии на переселение, поскольку с момента приобретения указанного объекта недвижимости, исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Установив вышеизложенные обстоятельства спора, и принимая во внимание, что истец стояла в очереди на получение жилищного сертификата, имела в собственности жилое помещение, расположенное за пределами района, приравненного к районам Крайнего Севера, при этом в администрацию <адрес> указанные сведения не сообщила, то есть не исполнила свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, и продолжала состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что в свою очередь лишило органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за истцом права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата. Данные обстоятельства, сами по себе являлись основанием, для снятия с учета в качестве, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера.

Представитель истца в обоснование иска привел довод о том, что на момент отказа в выдаче жилищного сертификата и исключения из списка лиц, имеющих право на получение субсидии на переселение, истец уже не была правообладателем жилого помещения в <адрес>.

Между тем, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец изначально была не вправе быть включенной в список лиц, претендующих на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так как на момент постановки на учет у члена ее семьи имелось жилое помещение за пределами указанных районов и местностей, то есть, семья не соответствовала условиям и требованиям данной жилищной программы.

Тот факт, что ответчики трактуют отказ в предоставлении жилищной субсидии различными подпунктами пункта 21 Положения, является формальным обстоятельством, которое не может быть основанием для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к ответчикам администрации <адрес>, Департаменту строительства <адрес>-Югры «о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья/ подпись/ ФИО10

Копия верна

Рњ.Рџ.

РЎСѓРґСЊСЏ        Р¤Р˜Рћ11

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ

2-404/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Департамент строительства
Баева Н.Д.
Администрация Березовского района
Суд
Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
berezovo.hmao.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2019Подготовка дела (собеседование)
27.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
17.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее