РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2018 года         г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Чехута Р.А.

с участием: представителя истца - заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Железнова Э.А.,

представителя ответчика Соляник И.Е., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-986/2018 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Группа «Илим» о признании обязанности неисполненной, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать неисполненной обязанность АО «Группа «Илим» в лице филиала в г.Усть-Илимске по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения подземных вод при эксплуатации филиалом АО «Группа «Илим» в г.Усть-Илимске илошламонакопителя и полигона промышленных отходов (карьер №83) в отсутствие сведений об уровнях контролируемых показателей относительно фоновых величин, возложить обязанность организовать проведение надлежащего мониторинга состояния и загрязнения подземных вод путем выполнения работ по бурению скважин и их использованию, обеспечивающему мониторинг состояния и загрязнения подземных вод при эксплуатации филиалом АО «Группа «Илим» в г.Усть-Илимске илошламонакопителя и полигона промышленных отходов (карьер №83) относительно фоновых величин.

В обоснование заявленных требований указывает, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, об обращении с отходами производства и потребления филиалом АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске. Установлено, что акционерным обществом в лице филиала ненадлежащим образом осуществляется мониторинг состояния и загрязнения компонента окружающей среды - подземных вод.

Филиалом АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске в процессе производственной деятельности осуществляется размещение отходов производства на гидротехническом сооружении - илошламонакопителе, а также на территории полигона промышленных отходов (карьер № 83), которые являются источниками негативного воздействия на окружающую среду и учтены в государственном реестре объектов размещения отходов (*** и ***, соответственно).

Как установлено в ходе проведения проверки, подтверждается заключением специалиста Росприроднадзора, объяснениями главного эколога АО «Группа «Илим» и иными документами с целью исполнения требований закона о проведении мониторинга подземных вод на объектах размещения отходов: илошламонакопитель и полигон промышленных отходов имеется и используется по 4 скважины. При этом фоновая скважина на указанных объектах отсутствует, ввиду чего, определение влияния полигона на подземные воды относительно фоновых величин невозможно.

Отсутствие фоновой скважины на объектах размещения отходов препятствует осуществлению надлежащего мониторинга состояния подземных вод, не позволяет определить наличие негативного воздействия от эксплуатации илошламонакопителя и полигона промышленных отходов на подземные воды.

Указанное обстоятельство не позволяет достичь целей мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в связи с чем, противоречит требованиям законодательства и нарушает установленный государством порядок осуществления мониторинга, а также права граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее состоянии.

Инспектором Управления Росприроднадзора по Иркутской области 27.09.2007 было выдано предписание, согласно п. 4 которого филиалу АО «группа «Илим» в г. Усть-Илимске подлежало в срок до окончания 1 квартала 2008 г. разработать программу поэтапного расширения сети контрольно-наблюдательных скважин. Указанное требование хозяйствующим субъектом выполнено, программа разработана, вместе с тем, работы по бурению и использованию фоновой скважины до настоящего времени ответчиком не проведены.

Полагает, что с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства по управлению в сфере охраны подземных вод, их мониторинга, АО «Группа «Илим» необходимо понудить к проведению указанных экологических мероприятий.

В судебном заседании представитель истца заместитель Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Железнов Э.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика Соляник И.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку ранее было установлено, что фоновая скважина имеется. Предписание ранее не исполнялось в связи с длительным сроком отведения земель, ежегодно отправляются отчеты в Росприроднадзор.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив изложенное в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 42, 58 Конституции Российской Федерации к основным правам и свободам человека и гражданина относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

Согласно статьи 34 названного Федерального закона, размещение, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» утвержден порядок проведение мониторинга.

Данный порядок закрепляет требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов (пункт 1).

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов (пункт 2).

Пунктом 4 Порядка проведения мониторинга установлено, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Пунктом 25 Порядка установлено, что в состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах негативного воздействия на окружающую среду, приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических показателей компонентов окружающей среды, в том числе подземных вод.

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.07.2001 № 19 утверждены санитарные правила «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения СП 2.1.5.1059-01» (далее - Санитарные правила).

Пунктом 3.1 Санитарных правил установлено, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов.

В соответствии с п.п. 5.2, 5.3 Санитарных правил производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод и предусматривается при эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов.

В силу п. 5.7 Санитарных правил при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

Водным кодексом РФ установлено, что юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Из материалов дела следует, что ответчик АО «Группа «Илим» является юридическим лицом, имеется филиал в г.Усть-Илимске, который осуществляет деятельность в области обращения с отходами в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Как следует из предписания №ВЗ-108 от 27.09.2007г., об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта, оно выдано филиалу АО «Группа «Илим» в г.Усть-Илимске в 2007г. (л.д.9)

В соответствии с п.4 данного предписания, филиалу АО «Группа «Илим» предписывалось разработать программу поэтапного расширения сети контрольно-наблюдательных скважин. Согласовать программу с ИТЦ ГМГС ФГУ ГП «Иркутскгеофизика». Срок исполнения 1 квартал 2008г. Предписание выдано на основании ч.1 ст.59 Водного кодекса РФ.

Программа мониторинга подземных вод в скважинах ведомственной контрольно-наблюдательной сети Филиала ОАО «Группа «Илим» в г.Усть-Илимске, разработанная в соответствии с указанным предписанием, утверждена в 2013г. (л.д.16-27).

Из содержания программы следует, что филиал АО «Группа «Илим» входит в состав АО «Группа «Илим» - крупнейшей лесопромышленной корпорации России. Отходы 4-5 классов опасности, образующиеся в процессе производственной деятельности цехов, административно-хозяйственной деятельности предприятия вывозятся на полигон промышленных отходов в карьер №83. Карьер №83 используется в настоящее время как полигон складирования твердых промышленных отходов, в основном это древесные отходы производства. Реконструкция узла обезвоживания, выполненная в 2002г. обеспечила обезвоживание осадков в полном объеме, что позволило перевести илошламонакопитель в режим аварийного накопителя. С 2006г. илошламонакопитель переведен на метод сухого складирования. Гидротехнические сооружения илошламонакопителя Филиала, предназначенные для складирования твердых, жидких и пастообразных отходов производства 4 класса опасности. Не смотря на то, что илошламонакопитель переведен на метод сухого складирования, в его ложе наблюдаются несколько водоемов, источником образования которых являются атмосферные осадки.

Также следует. что контрольно-наблюдательная сеть предприятия не имеет фоновой скважины. Сравнительная характеристика качества подземных вод выполняется на соответствие нормативам. По результатам производственного контроля подземные воды имеют высокие значения (выше ПДК) окисляемости перманганатной, ХПК, БПК, нефтепродуктов, фенолов, формальдегида, скипидара, лигнина сероводорода, железа общего. Необходимость сооружения скважин КНС на территории лесопромышленного комплекса обусловлена наличием на предприятии источников химического и температурного загрязнения. Ведомственная КНС Филиала состоит из 15 наблюдательных скважин.

В настоящее время, как следует из Заключения государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, составленного 29.03.2018г., для размещения твердых промышленных отходов производства предприятия, филиал АО «Группа «Илим» имеет 2 объекта размещения отходов: Полигон промышленных отходов (карьер №83); Илошламонакопитель. Оба объекта внесены в соответствующий Реестр.

Также следует, что Ишлошламонакопитель является гидротехническим сооружением, предназначенным для размещения твердых, жидких и пастообразных отходов производства IV класса опасности. С 2006г. переведен на метод сухого складирования. В 2017г. на илошламонакопителе размещались отходы: ил избыточный биологических очистных сооружений, мусор с защитных решеток, осадок с песколовок.

Карьер №83 работает круглосуточно 365 дней в году. Ведется учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов. Размещение отходов производится на специально подготовленное водонепроницаемое глиняное основание. Помимо размещения собственных отходов, на карьер 83 транспортируются отходы лесопиления от сторонних организаций.

Филиал АО «Группа «Илим» осуществляет мониторинг состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов (илошламонакопитель и карьер 83).

Для осуществления мониторинга состояния подземных вод на объектах размещения отходов оборудованы контрольно-наблюдательные скважины, однако у предприятия отсутствуют фоновые скважины на объектах размещения отходов, которые служат для определения, анализа, и наблюдения загряжнения подземных вод, оперативного реагирования в случае выявления превышения показателей на контрольно-наблюдательных скважинных (л.д.10-15).

Таким образом следует, что мониторинг подземных вод ответчиком осуществляется в отсутствие фоновых скважин на протяжении более 10 лет, что следует из выданного предписания, утвержденной программы мониторинга, заключения главного специалиста Росприроднадзора, что не соответствует положениям законодательства.

При этом. из пояснений представителя ответчика следует, что на предприятии утверждена Программа расширения сети контрольно-наблюдательных скважин для контроля загрязнения подземных вод в зоне влияния объектов филиала АО «Группа «Илим» в г.Усть-Илимске. В соответствии с данной программой планируется введение 2х фоновых скважин, для чего заключен договор подряда (л.д.56-78). Вместе с тем, на предприятии имеется фоновая скважина (83-3), что следует из Акта проверки, составленного в 2007г. (л.д.80-91).

Согласиться с такими доводами ответчика и принять их в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд не может по следующим причинам.

Договор подряда, предусматривающий бурение и ввод в эксплуатацию фоновых скважин не исполнен. Срок исполнения планируется в июне 2018г., что не может свидетельствовать об исполнении требований природоохранного законодательства при рассмотрении требований прокурора.

Действительно, в Акте проверки № ВЗ-108 от 07.09.2007г., явившегося основанием для вынесения предписания ВЗ-108, указано, что в 2007г. производится бурение 2х контрольно-наблюдательных скважин вблизи 3й очереди полигона твердых производственных отходов в карьере №83. Одна из них является фоновой. Она также временно может быть использована как фоновая для контрольно-наблюдательной сети на территории предприятия.

Вместе с тем, в представленных программах, утвержденных позднее 2007г., приводятся данные об отсутствии фоновых скважин. Более того, суд не считает добросовестным и разумным, использование в качестве временной фоновой скважину №83-3 на протяжении более 10 лет.

В программе расширения сети контрольно-наблюдательных скважин (л.д.53-54), скважина 83-3 находится в зоне предполагаемого контура загрязнения грунтовых вод полигона ТПО, что не может свидетельствовать об использовании данной скважины в качестве фоновой. При том, что на момент проверки в 2007г. предполагаемая зона загрязнения грунтовых вод составляла меньшую площадь, чем установлено в 2016г. В 2016г. предполагаемая зона загрязнения увеличена и охватила пробуренную в 2007г. скважину 83-3. В связи с изложенным данная скважина не может являться фоновой (л.д.91). За 10ти летний период производственной деятельности ответчика произошло и расширение уровня предполагаемого загрязнения подземных вод.

При таких обстоятельствах наличие паспорта наблюдательной скважины №83-3 (фоновая), с приложенными документами о задании на ее бурение в 2006г., прекращении бурения в 2007г., на выводы суда повлиять не могут (л.д. 92-100). Договор подряда, заключенный ответчиком во исполнение программы расширения сети контрольно-наблюдательных скважин, свидетельствуют о необходимости ввода в эксплуатацию фоновых скважин.

Кроме того, суд учитывает и письменные объяснения, данные природоохранному прокурору Титовой Т.В., главным экологом в АО «Группа «Илим». Объяснение дано с участием главного эколога филиала, начальника цеха очистных сооружений, главного юрисконсульта ДПП, начальника полигона промышленных отходов. Из содержания объяснения следует, что предприятием используется илошламонакопитель, полигон твердых промышленных отходов. Предписание, выданное в 2007г. исполняется. Даны объяснения в том числе и по наличию скважин (л.д.7-8). В связи с наличием письменного объяснения главного эколога предприятия, в его вызове и допросе в судебном заседании отказано. Каких-либо пояснений о наличии фоновых скважин не дано, о наличии таковых в судебном заседании показала представитель ответчика Соляник И.Е., участвовавшая в данном опросе.

Ссылки ответчика на ежегодную отправку отчетов в Росприроднадзор (л.д.51-52), в результате рассмотрения которых каких-либо мер не принималось, не может свидетельствовать о законности бездействия ответчика по не исполнению природоохранного законодательства в части мониторинга подземных вод при использовании фоновых скважин.

Таким образом, судом установлено отсутствие фоновых скважин при размещении отходов производства, в свою очередь, отсутствие фоновых скважин на объектах размещения отходов ответчика (карьер №83, илошламонакопитель) препятствует осуществлению надлежащего мониторинга состояния подземных вод, не позволяет определить наличие негативного воздействия от эксплуатации илошламонакопителя и полигона промышленных отходов на подземные воды. Указанное обстоятельство не позволяет достичь целей мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в связи с чем, противоречит требованиям законодательства и нарушает установленный государством порядок осуществления мониторинга, а также права граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее состоянии.

Учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства в части мониторинга состояния подземных вод относительно фоновых величин, суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, подлежат удовлетворению. Факт неисполнения Акционерным обществом «Группа «Илим» в лице филиала в г.Усть-Илимске обязанности по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения подземных вод при эксплуатации илошламонакопителя и полигона промышленных отходов (карьер №83) в отсутствие сведений об уровнях контролируемых показателей относительно фоновых величин, нашел свое подтверждение. Потому данную обязанность следует признать неисполненной и возложить на ответчика обязанность по организации проведения надлежащего мониторинга состояния загрязнения подземных вод путем выполнения работ по бурению скважин и их использованию, обеспечивающему мониторинг состояния и загрязнения подземных вод относительно фоновых величин.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░ «░░░░» (░░░ 7840346335) ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░.░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░ «░░░░» ░ ░.░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ №83) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ «░░░░» (░░░ 7840346335) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░ «░░░░» ░ ░.░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ №83) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-986/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Открытое Акционерное Общество "Группа ИЛИМ"
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Бухашеев Д.А.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
13.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2018Передача материалов судье
18.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2018Судебное заседание
09.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2018Дело оформлено
11.09.2018Дело передано в архив
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее