№ 2-815/2022
45RS0008-01-2022-000732-39 (УИД)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Балакина В.В.,
при секретаре судебного заседания Семеновой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2022 года в с. Кетово Кетовского района Курганской области гражданское дело по иску Жидковой Екатерины Витальевны к администрации Кетовского района Курганской области о предоставлении жилья лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Жидкова Е.В. обратился в суд с иском к администрации Кетовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что Жидкова Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – Жидкова О.В. лишена родительских прав на основании решения Кетовского районного суда Курганской области от 11.09.2003, в графе «отец» стоит прочерк. На основании постановления администрации Кетовского района Курганской области № 270 от 14.02.2018 Жидкова Е.В. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Жидкова Е.В. своего жилого помещения не имеет, проживает в предоставленной опекуном квартире. Жидкова Е.В. является студенткой ФГБОУ ВО «Курганская ГСХА», не работает, воспитывает малолетнего ребенка. С учетом изложенного, просит возложить обязанность на администрацию Кетовского района по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Кетовского района Курганской области, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Истец Жидкова Е.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве просил принять решение в соответствии с представленными сторонами доказательствами. Указал, что согласно ч. 1 ст. 5 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее - Закон Курганской области № 288) осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству обеспечивает орган опеки и попечительства Курганской области. В соответствии со статьей 5-1 Закона Курганской области № 288, органами государственной власти Курганской области, обеспечивающими осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями являются: 1) орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный осуществлять управление государственным имуществом Курганской области; 2) орган исполнительной власти Курганской области, обеспечивающий проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства на территории Курганской области. Из положений ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области № 288 следует, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны: 1) обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями; 2) обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями; 3) организовывать контроль за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств; 4) оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением ими полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями; 5) давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам осуществления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (ч. 1 ст. 8 Закона Курганской области № 288). Порядок предоставления отчетности органами местного самоуправления об осуществлении переданных полномочий по опеке и попечительству, по обеспечению жилыми помещениями определен в ст. 10 Закона Курганской области № 288. В ч. 2 ст. 10 указано, что органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной власти Курганской области, обеспечивающий проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства на территории Курганской области, ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об осуществлении полномочий, информацию о лицах, включенных в список, информацию по использованию финансовых средств, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области на исполнение государственных полномочий по содержанию органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по обеспечению жилыми помещениями, в порядке и по форме, устанавливаемыми органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения на территории Курганской области. Из отчета о ведении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащие обеспечению жилыми помещениями на территории Кетовского района на 01.04.2022 следует, что Жидкова Е.В. на основании решения администрации Кетовского района Курганской области от 14.02.2018 № 270 включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Так как очередность на получение жилого помещения
Жидковой Е.В. в списке 90-я, полагали, что предоставление ей для проживания вне очереди жилого помещения будет являться нарушением законных прав первоочередных участников, указанных в списке детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Курганской области в Кетовском районе, в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просит рассмотреть дело без его участия. Указывает, что право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением не оспаривается. В региональном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, по состоянию на 01.04.2022 истец числится под номером 90. Полагают, что удовлетворение исковых требований истца нарушит права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее Жидковой Е.В.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия, указав, что в соответствии с Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» к полномочиям Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в части обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в числе прочих, относится приобретение за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, являются приобретаемые Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области на основании списков детей-сирот, предоставленных Департаментом образования и науки Курганской области, за счет средств бюджета Курганской области благоустроенные жилые помещения, которые впоследствии (после передачи в собственность соответствующего муниципального образования) органы местного самоуправления должны будут предоставить детям-сиротам. Для этого Главное управление социальной защиты населения Курганской области ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием квартала, представляет сведения, содержащиеся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в электронном виде Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, исходя из бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений в целях осуществления государственных полномочий Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитывает количество жилых помещений, приобретает за счет средств бюджета Курганской области, а затем передает в муниципальную собственность указанные материальные ресурсы в виде жилых помещений. Основанием для приобретения благоустроенных жилых помещений, с целью их последующей передачи в муниципальную собственность, является список детей-сирот и соответствующее финансирование. Иных оснований для приобретения жилых помещений, кроме вышеуказанного списка, в соответствии с законом не имеется. В свою очередь, после приобретения Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и их передачи в муниципальную собственность органы местного самоуправления Курганской области предоставляют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированные жилые помещения из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования. Полагают, что удовлетворение искового заявления об обеспечении истца жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных детей-сирот, включенных в список детей-сирот раньше, чем Жидкова Е.В.
Представители третьих лиц - отдела опеки и попечительства УНО Администрации Кетовского района Курганской области, Финансового управления по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Суд с учетом мнений участников процесса определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установлено, что Жидкова Екатерина Витальевна, 28.12.2002 года рождения, имеет статус лица, на которое распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку ее мать Жидкова О.В., 08.05.1982 г.р. лишена родительских прав на основании решения Кетовского районного суда Курганской области от 11.09.2003, в свидетельстве о рождении Жидковой Е.В. серии I-БС № 552666 от 23.07.2003 в графе «отец» стоит прочерк.
Жидкова Е.В. была передана на попечение опекуна Третьяковой Ирины Владимировны.
Истец собственником жилого помещения не является, о чем представлено соответствующе уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
С 08.01.2003 Жидкова Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> Из пояснений истца следует, что указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности опекуну и предоставлено в пользование Жидковой Е.В.
Из выписки № КУВИ-001/2022-61116640 от 22.04.2022 следует, что в ЕГРН сведения о вышеуказанном объекте недвижимости отсутствуют.
Постановлением главы Кетовского района № 270 от 14.02.2018 Жидкова Е.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В настоящее время Жидкова Е.В. является студентом ФГБОУ ВО «Курганская ГСХА». Обучается на первом курсе.
Жилого помещения истцу до настоящего времени не предоставлено.
В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, основаниями для возникновения права на получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является совокупность следующих условий: их нуждаемость в жилых помещениях; окончание пребывания названных граждан в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Жидковой Е.В. права на получение жилья специализированного жилищного фонда. До настоящего времени она жильем не обеспечена, своего жилья в собственности, соответствующего установленным учетным нормам, или по договору социального найма не имеет.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость истца в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п.1 ст.6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (далее - Закон Курганской области № 6) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона Курганской области № 6 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (далее – Закон Курганской области № 288) администрацией Кетовского района Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена
Жидкова Е.В.
Таким образом, имеются все условия для обеспечения истца жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Жидковой Е.В. требований.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Кетовской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 16.02.2012 № 04 (186) норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Кетовского сельсовета, установлена в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288
(в редакции Закона Курганской области от 29.12.2015 № 134) предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 года № 134 изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября
2007 года № 288 в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, с возложением на администрацию Кетовского района обязанности по передаче Жидковой Е.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Кетовского района, соответствующей социальным и санитарным требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Жидковой Екатерины Витальевны к администрации Кетовского района Курганской области о предоставлении жилья лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
Обязать администрацию Кетовского района Курганской области предоставить Жидковой Екатерине Витальевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения специализированного жилого помещения, в виде благоустроенной квартиры, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории Кетовского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 06.06.2022.
Судья В.В. Балакин