Решение по делу № 2-2228/2020 от 03.07.2020

Производство №2-2228/2020

УИД 67RS0003-01-2020-003271-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи    Селезеневой И.В.,

при секретаре             Ушковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чигарева Владимира Анатольевича к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации за вред здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Чигарев В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Военному комиссариату Смоленской области, указав в обоснование требований, что решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 30.05.2007 на военный комиссариат Смоленской области возложена обязанность по выплате ему ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в размере 28 623 руб., ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 946,57 руб., ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 1 577,62 руб. с последующей ежегодной индексацией указанных выплат в соответствии с действующим законодательством. Между тем, установленные вышеназванным решением суда размеры ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью ответчиком ни разу не индексировались, что привело к уменьшению покупательской способности спорных выплат.

Полагает, что спорные денежные выплаты должны быть индексированы в соответствии с положениями ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год с учетом коэффициента, определенного Правительством Российской Федерации, и просит суд взыскать с ответчика образовавшуюся задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 99 467,16 руб., задолженность по выплате ежегодной денежной компенсации за вред здоровью - в сумме 16 436,72 руб., установить к выплате размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.07.2020 в сумме 2 130,11 руб., а размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью на 2020 год - в сумме 2 130 руб., взыскать с ответчика почтовые и представительские расходы в сумме 15 000 руб.

В судебном заседании представитель истца Новиков И.Е. исковые требования полностью поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно обращает внимание суда на то, что механизм индексации спорных выплат уже определен судебным решением, вступившим в законную силу, а потому не может быть изменен из-за изменившегося законодательного и правоприменительного подхода.

Представитель военного комиссариата Смоленской области Городничев Ю.М. требования иска не признал, поддержал представленные письменные возражения, согласно которым, исчисление спорных выплат должно производиться в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб., а их индексация - путем увеличения такого размера. При этом, законодатель не предусматривает возможности индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в случае исчисления таковых из среднего заработка, поскольку их размер должен быть ограничен максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, а установление их размера для одной категории граждан должно быть единым.

Просит в иске отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

    Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.

    В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

    Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Как следует из материалов дела, с 01.12.2003 года Чигареву В.А. установлена вторая группа инвалидности бессрочно в связи с аварией на ЧАЭС.

На основании решения Промышленного районного суда г.Смоленска от 10.12.2003 Чигареву В.А. с 01.01.2003 производилась выплата компенсаций, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в виде:

- ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в размере 18 254,12 руб.;

- ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 603,67 руб.;

- ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 1 006,12 руб.

Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 30.05.2007 с Военного комиссариата Смоленской области в пользу Чигарева В.А. взыскана задолженность по выплате сумм возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2004 по 30.04.2007 в размере 307 818,17 руб., а также 210 руб. в возмещение судебных расходов. Кроме того, названным решением суд обязал Военный комиссариат Смоленской области выплачивать Чигареву В.А. с 01.05.2007:

- ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 28 623 руб.;

- ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 946,57 руб.;

- ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 1 577,62 руб. и в дальнейшем индексировать указанные выплаты в соответствии с действующим законодательством.

На основании решения от 30.05.2007 Военным комиссариатом Смоленской области производятся соответствующие выплаты Чигареву В.А., однако их индексация в настоящее время приостановлена.

Инициируя судебное разбирательство, истец полагает, что индексация спорных денежных выплат должна производиться в порядке, установленном решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 30.05.2007 – аналогичном, как для ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, так и для ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

Ответчик, напротив, полагает, что в соответствии с действующим законодательством, спорные денежные выплаты индексации, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, не подлежат.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

    Частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

    Порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление спорных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 руб. При этом, пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 года N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 внесены изменения, в соответствии с которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 рублей, III группы - 400 рублей.

    Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.

    Во исполнение вышеуказанного законодательного требования, Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

    Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанная на нормах ч. 3 ст. 5 названного Закона в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 25-В07-24 при рассмотрении надзорной жалобы К. на Постановление президиума Астраханского областного суда от 31 октября 2006 г. по делу по иску К. к министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г. Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности. В определении обращено внимание на то обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен.

    Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

    Исходя из вышесказанного, действующим законодательством предусмотрен различный порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью. При этом, если ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются 1 раз в год исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, то ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.    

    Как следует из материалов дела, выплачиваемая истцу ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 946,57 руб., а ежегодная компенсация в счет возмещения вреда здоровью – 1 577,62 руб., что значительно превышает установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций для инвалидов II группы.

    Изложенное, по мнению суда, свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Довод представителя истца о том, что решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 30.05.2007 спорные выплаты были проиндексированы наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, а также установлена обязательность их дальнейшей индексации, несостоятелен, поскольку учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что индексацию спорных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат, следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.    

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении требований Чигарева Владимира Анатольевичак военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации за вред здоровью – отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                    И.В.Селезенева

2-2228/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чигарев Владимир Анатольевич
Ответчики
военный комиссариат Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2020Передача материалов судье
16.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее