Дело № 2- 2896/2020
32RS0027-01-2020-002489-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Семерневой А.М.,
с участием
представителя истца Андросенко Е.А.,
представителя ответчика –
Брянской городской администрации Паниполяк В.Д.,
представителя Комитета по ЖКХ
Брянской городской администрации Ковалевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку по адресу: г.Брянск, ул. Красноармейская, д. 126,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что контейнерная площадка по ул. Красноармейской в районе дома №126 не огорожена с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м., отсутствует твердое прочное, легко очищаемое покрытие, не оборудована крышей в отсутствие крышек непосредственно на контейнерах, контейнеры не промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, не оборудована графиком вывоза отходов, территория не благоустроена, также имеется факт размещения ТКО вне контейнеров.
В этой связи прокуратурой района главе Брянской городской. администрации 18.02.2020 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (принять меры по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства ряда контейнерных площадок, расположенных в Советском районе г. Брянска.
Однако необходимые меры для приведения контейнерной площадки по ул. Красноармейской в районе дома №126 в соответствие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства не были предприняты.
На основании изложенного истец, с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать Брянскую городскую администрацию привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательств контейнерную площадку вблизи дома №126 по ул. Красноармейской г. Брянска, а именно: огородить контейнерную площадку с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м.; оборудовать крышей при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах, благоустроить территорию контейнерной площадки путем ограничения бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру; устранить факт размещения твердых коммунальных отходов вне контейнеров.
В ходе рассмотрения дела, в качестве третьих лиц по делу были привлечены Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Советская районная администрация г. Брянска.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района г. Брянска Андросенко Е.А. уточненные исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности Паниполяк В.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Брянской городской администрацией был заключен контракт на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в Советском районе г. Брянска. В настоящее время данный контракт Арбитражным судом Брянской области расторгнут, однако решение суда еще не вступило в законную силу. После вступления решения в законную силу Брянской городской администрацией будут произведены действия по возврату денежных средств, которые были выплачены подрядчику и заключены в соответствии с законом новые контракты.
В случае удовлетворения исковых требований просила суд установить годичный срок исполнения решения суда.
Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Ковалева О.С., действующая на основании доверенности, поддержала позицию представителя Брянской городской администрации, также просила установить срок для исполнения решения суда до 1 года.
Представитель третьего лица Советской районной администрации г. Брянска в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайств не заявлял, причина неявки суду не сообщена.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в которой названы основные понятия, определено, что: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка исполнения Брянской городской администрации требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.
По итогам проверки установлено, что контейнерная площадка по ул. Красноармейской в районе дома №126 не огорожена с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м., отсутствует твердое прочное, легко очищаемое покрытие, не оборудована крышей в отсутствие крышек непосредственно на контейнерах, контейнеры не промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, не оборудована графиком вывоза отходов, территория не благоустроена, также имеется факт размещения ТКО вне контейнеров.
18.02.2020 г. прокуратурой Советского района г. Брянска района в адрес главы Брянской городской администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (принять меры по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства ряда контейнерных площадок, расположенных в Советском районе г. Брянска.
Согласно письму от 16.03.2020 года Брянской городской администрации, в 2019 году Брянской городской администрацией заключен муниципальный контракт от 11.11.2019 г. №0127300013119000747_123266 на «Выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в Советском районе г. Брянска в 2019 году» с подрядчиком ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ». За ненадлежащее исполнение ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» договорных обязательств по обустройству контейнерных площадок в Арбитражный суд Брянской области подано исковое заявление о расторжении муниципального контракта.
Выбор подрядной организации для проведения работ по обустройству контейнерных площадок возможен после проведения процедуры заключения контрактов в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1.9 Постановления Правительства Брянской области от 03.07.2017 №302-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного сбора) на территории Брянской области» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Пунктом 2.2.2.3 Порядка, расположение контейнерных площадок определяется региональным оператором по согласованию с органами местного самоуправления.
Контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.
Контейнерная площадка должна постоянно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трёх сторон.
Согласно п. 2.2.2.1 Порядка, контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками).
Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов.
Запрещается располагать твердые коммунальных отходы вне контейнеров.
Как следует из перечня мест сбора твердых коммунальных отходов для обустройства контейнерных площадок, утв. Главой Брянской городской администрацией, ул. Красноармейская, 126 с количеством контейнеров – 3, бункер для крупногабаритного мусора – 1, включена в указанный перечень.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 9 Устава г. Брянска, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Брянска относятся, том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся, в том числе, следующие вопросы: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несоблюдение ответчиком Брянской городской администрацией требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений, ответчиком суду не представлены.
Учитывая требования законодательства, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора Советского района г. Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом мнения участников судебного разбирательства суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации - удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательств контейнерную площадку вблизи дома №126 по ул. Красноармейской г. Брянска, а именно: огородить контейнерную площадку с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м.; оборудовать крышей при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах, благоустроить территорию контейнерной площадки путем ограничения бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру; устранить факт размещения твердых коммунальных отходов вне контейнеров.
Установить срок исполнения решения суда – до 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Мотивированное решение суда изготовлено 01.09.2020 г.