Дело № 2-82/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2015 года, город Пермь,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Заниной М.В., участием:
истца Винокуровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винокуровой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО к Администрации города Перми о предоставлении жилого помещения,
третьи лица: Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Винокуров О.А., МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми»,
У с т а н о в и л:
Винокурова Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО обратилась в суд с иском к Администрации города Перми о предоставлении на семью из двух человек, в составе её (истца) и ФИО в границах г. Перми по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью 30 кв.м.
В обоснование иска указано, что она (истец) является собственником ? доли в праве собственности на комнату в трехкомнатной квартире, общей площадью 21.2 кв.м., <Адрес>. Собственником дугой ? доли в праве является её (истца) бывший супруг Винокуров О.А. В указанном жилом помещении состоят на регистрационном учете по месту жительства она (истец), ФИО и Винокуров О.А., при этом, фактически проживают – она (Винокурова Н.А.) и ФИО. Жилой дом <Адрес> отнесен к категории непригодного для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежит в связи с ветхим состоянием. Физический износ дома составляет 63%, проведение поддерживающего ремонта нецелесообразно из-за значительного процента износа строительных конструкций здания, также дом не соответствует требованиям пожарной безопасности. Решением Комитета социальной защиты населения Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ она (истец) и ФИО признаны малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. При названных обстоятельствах, ссылаясь на положения ч.1 ст. 7, ст. 50, ст. 51, ст. 57, ст. 85 ЖК РФ просят требования удовлетворить.
В судебном заседании Винокурова Н.А. на иске настаивала в полном объеме, пояснила, что по её заказу специалистами проведено обследование несущих конструкций дома <Адрес>, после чего составлено техническое заключение, из которого следует, что указанный дом находится в аварийном состоянии.
Ответчик Администрация г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено /л.д.128/, своего представителя в судебное заседание не направило, представило возражения на иск /л.д.43-47,62-63,123/, в которых просило предварительное судебное заседание провести в отсутствии представителя данного лица, каких-либо ходатайств относительно судебного заседания – не заявляло. Также в возражениях на иск указано, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку Винокурова Н.А. является собственником жилого помещения и она обязана нести бремя содержания своего имущества. ЖК РФ прямо не урегулирован порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в случае признания дома непригодным для проживания или аварийным. Решение о сносе названного многоквартирного жилого дома и об изъятии земельного участка не принималось. Истцом не представлено доказательств того, что они органами местного самоуправления поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания для применения к спорным правоотношениям ст. 57 ЖК РФ отсутствуют. Дом <Адрес> не вошел в муниципальную адресную программу по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2015 г., утвержденной решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 г. № 205. Вместе с тем, указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту общего имущества, региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п.
Третье лицо Управление жилищных отношений администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено /л.д.130/, своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо ходатайств не заявляло.
Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми», извещенного о времени и месте рассмотрения дела /л.д.129/, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии /л.д.126/.
Третье лицо Винокуров О.А. о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом /л.д.38,122,132/, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не заявлял.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, техническое заключение <Наименование 1> №, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 85; ст. 87; ч.1 ст. 89; ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: … жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3 ст. 85)
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (ч.1 ст.89).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2 ст. 49).
Согласно п. 1,3 ч.1 ст. 51; ч.2 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Части 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ определяют, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
На основании ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Пунктом 2 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103 минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено судом, Винокурова Н.А. и ФИО (дочь истца) проживают и зарегистрированы (Винокурова Н.А. – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО – с ДД.ММ.ГГГГ) по месту жительства по <Адрес>, что подтверждается паспортом /л.д.10-10об./, свидетельством о рождении /л.д.11/, справкой <Наименование 2> /л.д.19/, адресной справкой УФМС России по Пермскому краю /л.д.38/.
Также в указанном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства Винокуров О.А. – бывший супруг Винокуровой Н.А., что подтверждается свидетельством о расторжении брака /л.д.12/, справкой <Наименование 2> /л.д.19/, адресной справкой УФМС России по Пермскому краю /л.д.38/.
Комната в трехкомнатной квартире <Адрес> принадлежит на праве собственности Винокуровой Н.А. и Винокурову О.А., по ? доли в праве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права /л.д.13-13об./, выписками из ЕГРПН /л.д.40,41/.
Решением Комитета социальной защиты населения Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № 149/И /л.д.20/ семья в составе Винокуровой Н.А. и ФИО признана малоимущей в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно сообщениям ГУП «ЦТИ Пермского края» /л.д.18,42/ Винокурова Н.А., Винокуров О.А., ФИО не имеют квартиры и жилья в частной доме, принадлежащих им на праве собственности. Из сообщения УФСГРКиК по Пермскому краю следует, что сведения о правах ФИО в отношении недвижимого имущества, отсутствуют /л.д.39/
ДД.ММ.ГГГГ дом <Адрес> был обследован межведомственной комиссией, что подтверждается Актом обследования /л.д.14-15/ и ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение /л.д.16-17/, которым многоквартирный жилой дом <Адрес> признан непригодным для проживания, для дальнейшей эксплуатации здания необходимо проведение ремонтных работ.
Как следует из письма Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.82-83/ в 2011 г. в многоквартирном жилом <Адрес> был проведен капитальный ремонт крыши на общую сумму <руб.>.На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.87-94/ управление домом <Адрес> осуществляет <Наименование 3>, которым проведено обследование дома и составлен акт /л.д.96-97/, согласно которому: степень фактического износа дома составляет 49%; перегородки, чердачные перекрытия, междуэтажные перекрытия, полы, отделка, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление находится в удовлетворительном состоянии; фундамент требует ремонт отмостки 15 кв.м.; требуется замена двух дверей, асфальтирование придомовой территории.
По заказу истца <Наименование 1> ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование несущих конструкций многоквартирного жилого дома <Адрес> и составлено техническое заключение №, из которого следует следующее. В результате проведенного обследования здания и оценке технического состояния несущих и ограждающих конструкций, установлено, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного состояния: состояние стен, состояние межэтажного и чердачного перекрытий, – ограничено-работоспособное, частично аварийное; состояние стропильной системы и кровли – аварийное; состояние полов, оконных заполнений, дверных заполнений – недопустимое; состояние лестниц, инженерного оборудования – ограниченно-работоспособное. Физически износ здания по данным технического паспорта БТИ на ДД.ММ.ГГГГ составляет 49%. По последнему обследованию комиссией Администрации Индустриального района г. Перми – заключение от ДД.ММ.ГГГГ – физический износ здания составляет 63%, по данным ГУП «ЦТИ» на ДД.ММ.ГГГГ здание признано непригодным для проживания. По истечении семи лет физический износ оставил 67%. Жилой дом не отвечает противопожарным, гигиеническим требованиям, параметрам микроклимата помещений, качеству атмосферного воздуха. Техническое состояние строительных конструкций здания находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, которые могут вызвать потерю устойчивости здания. Возможны обрушения несущих и ограждающих конструкций и перекрытий козырьков. Существует опасность для пребывания людей. Проведение здания в нормативное состояние в соответствии СНиП, СанПин, ГОСТ невозможно, т.к. основные несущие и ограждающие конструкции находятся от ограниченно-работоспособного до аварийного состояния. Инженерная система, система электроснабжения – аварийная, приведение в нормативное состояние невозможно. Имеется опасность возникновения замыкания и пожара. Принимая во внимание, что жилой дом имеет значительный физический и моральный износ и не соответствует на сегодняшний день санитарно-гигиеническим нормам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», проведение текущего, капитального ремонта (реконструкции) невозможно из-за значительного износа строительных конструкций, перекрытий и инженерных систем, системы электроснабжения.
Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
При оценке доказательств по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что поскольку Жилищный кодекс РФ не урегулировал жилищные отношения между органами местного самоуправления и гражданами, являющимися собственниками жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, суд считает возможным применение по аналогии положений ст. 57 ЖК РФ, которая регулирует сходные отношения, при этом учитывает, что ЖК РФ не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом, ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Проживание истца в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания, не подлежащем ремонту или реконструкции, свидетельствует о нуждаемости истца в жилом помещении, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ,
В соответствии с ч.2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в т.ч., распоряжаются ими. Тем самым, Винокурова Н.А., действующая в свих интересах и в интересах ФИО, исходя из правомочий собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, закрепленных в т.ч., и ст. 32 ЖК РФ, вправе определить свой интерес при реализации жилищных прав и вправе осуществлять защиту своих жилищных прав не запрещенным законом способом.
Разрешая требования Винокуровой Н.А. и оценивая доводы ответчика о том, что семья истца не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд также принимает во внимание следующее.
Жилищное законодательство, с учётом вышеуказанных правовых норм, не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, жилое помещение которых стало непригодным для проживания, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
То есть сам по себе факт того, что истцы Винокурова Н.А. и ФИО не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, еще не является основанием для отказа в удовлетворении их требований. Вместе с тем, для того, чтобы у органа муниципального образования возникла обязанность по предоставлению им во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, необходимо, чтобы истцы были в установленном порядке признаны малоимущими.
Данное обстоятельство следует и из содержания определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 376-О-П, согласно которому, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
С учетом изложенного, рассматривая дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), а также принимая во внимание то, что в отношении истцов допущено нарушение гарантированного ст. 40 Конституции РФ, права на жилище, суд считает возможным применить к спорным правоотношениям положения ст. 57 ЖК РФ.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истцами предоставлены достаточные доказательства, подтверждающие те обстоятельства, что жилой дом <Адрес>, является непригодным для постоянного проживания, при этом, проведение текущего, капитального ремонта (реконструкции) невозможно из-за значительного износа строительных конструкций, перекрытий и инженерных систем, системы электроснабжения.
Бесспорных доказательств тех обстоятельств, что указанный дом подлежит реконструкции или ремонту ответчиком и третьими лицами, не представлено (ст.56 ГПК РФ). Не могут служить такими бесспорными доказательствами акт обследования дома <Наименование 3>, а также то, что дом включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту общего имущества, региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п, поскольку эти обстоятельства подтверждаются техническим заключением <Наименование 1>, имеющего свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, данное заключение составлено на основании непосредственного обследования жилого дома, которое проведено ДД.ММ.ГГГГ, что максимально близко к дате рассмотрения дела, указанное техническое заключение является полным и подробно мотивированным, выполнено квалифицированными специалистами, не доверять которым у суда оснований не имеется, заключение не содержит каких-либо существенных неясностей и неточностей, выполнено с учётом требований Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Разрешая требование истцов о размере предоставляемого жилого помещения, суд учитывает, что семья Винокуровых состоит на жилищном учете, как малоимущая, при этом в собственности Винокуровой Н.А. имеется ? доля в праве на жилое помещение, общей площадью 21.2 кв.м., в котором зарегистрировано по месту жительства трое человек, т.е. на одного члена семьи истца приходится менее учтенной нормы общей площади жилого помещения (п.1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»), в связи с чем, жилое помещение должно быть предоставлено по нормам предоставления. Поскольку семья истца состоит из двух человек, соответственно, Винокуровой Н.А. причитается жилое помещение не менее чем 30 кв.м., общей площади (15 х 2).
Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что Винокурова Н.А. и ФИО, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы общей площади, приходящейся на одного человека, и проживающие в жилом помещении, непригодном для постоянного проживания и подлежащем сносу, являются нуждающимися в жилом помещении по основаниям, предусмотренным пунктами п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ имеют право на предоставление вне очереди по договору социального найма взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения.
Доводы ответчика о том, что оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма не имеется, поскольку истцы на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, при администрации г. Перми не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, суд считает несостоятельными, поскольку указанные доводы опровергаются материалами дела.
На основании изложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает возможным обязать ответчика – Администрацию города Перми предоставить Винокуровой Н.А., на семью из двух человек в составе Винокуровой Н.А. и ФИО в границах г. Перми по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью, не менее 30 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать Администрацию города Перми предоставить Винокуровой Н.А., на семью из двух человек в составе Винокуровой Н.А. и ФИО в границах г. Перми по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью, не менее 30 кв.м.
Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Копылов-Прилипко Д.А.