Судья Степанов С.К.
2-1291/2021 33-2946/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 21 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Головановой Л.И., при секретаре Антоновой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года по исковому заявлению Баштового В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Баштового В.А. удовлетворить.
Признать неправомерным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2020 года об отказе в назначении досрочной пенсии Баштовому В.А.
Обязать Государственное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по республике Саха (Якутия) включить период работы Баштового В.А. с 28 июня 1991 года по 08 декабря 1994 года в качестве ******** на прииске «********» комбината «********» в специальный стаж.
Признать за Баштовым В.А. право на досрочное назначение пенсии по старости со дня возникновения права с 22 августа 2020 года в связи с достижением возраста *** лет.
Заслушав доклад судьи Головановой Л.И., с участием представителя ответчика Винокурова В.Р., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баштовой В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - ГУ ОПФ РФ по РС (Я)) о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, мотивируя требования тем, что в период времени с 28 июня 1991 года по 08 декабря 1994 года он осуществлял трудовую деятельность в должности ******** на прииске «********» комбината «********». В августе 2020 года истец обратился в пенсионный орган в Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в чем ему 11 августа 2020 года было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 7 лет 6 месяцев, поскольку не был зачтен данный период. Просил признать решение пенсионного органа незаконным, возложить на ответчика обязанность по включению периода работы с 28 июня 1991 года по 08 декабря 1994 года в должности ******** в специальный стаж, признать за ним право на досрочное назначение пенсии по достижению возврата *** лет, с 22 августа 2020 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением ГУ ОПФ РФ по РС (Я) обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к апелляционной жалобе, в которых просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом неверно определены обстоятельства дела, а также применены нормы материального права.
От истца Баштового В.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, где он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по РС (Я) Винокуров В.Р. доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе поддержал.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, не явился.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном в пункте 2 части первой статьи 14, статье 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, принимая во внимание, что истец был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такое нарушение было допущено судом первой инстанции.
При этом согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, решением ГУ ОПФ РФ по РС (Я) № ... от 11 августа 20201 года Баштовому В.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Суд, принимая решение об удовлетворении полностью исковых требований Баштового В.А., указал, что зачету в льготный стаж подлежит период работы последнего в должности ******** на прииске «********» комбината «********» в период времени с 28 июня 1991 года по 08 декабря 1994 года, который не был учтен ответчиком при решении вопроса о назначении истцу трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о включении вышеуказанного периода работы в специальный стаж истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, соответствуют требованиям закона, сделаны на основании полного исследования обстоятельств дела, с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 поименована должность ******** (позиция № ...).
В соответствии с разъяснениями Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5, данным в пункте № ... «********» - это производное наименование от какой-либо профессии, в данном случае от профессии «********». Рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных названным Списком, могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с вредными условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренное в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Суд первой инстанции, признавая спорный период работы истца в должности ******** на прииске «********» комбината «********», подлежащий зачету, как специальный стаж принял во внимание представленные письменные доказательства, а именно: сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, записи в трудовой книжке истца, сведения о технических характеристиках транспортного средства – ********.
Стаж работы истца в спорный период, в том числе и в льготном исчислении (работа в районах Крайнего Севера), составил 4 года 11 месяцев 1 день.
Вместе с тем доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, о том, что решение суда в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии истцу и признании права последнего на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 22 августа 2020 года по достижению возраста *** лет принято с существенным нарушением норм материального права заслуживают внимания.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не мене 5 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсии им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 1 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно части 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих вида работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Включение периода военной службы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, было предусмотрено Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, действовавшим в период похождения военной службы истцом.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения порядке начисления и выплаты государственных пенсий» в специальный стаж засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземны работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в том числе, предусмотрена возможность применения по выбору застрахованных лиц пунктов 97, 108, 109, 11, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, только при исчислении периодов работы лица, работавшим а подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и работавшим на работах с тяжелыми условиями труда до 1 января 1992 года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности указанным категориям работников, периоды, указанные в подпункта «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При этом, абзацем 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, предусмотрено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты «а», «б и «в» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Следовательно, время венной службы по вышеуказанным нормам Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, подлежит включению в льготный стаж не по фактической продолжительности, а только в пределах имеющегося стажа по Списку.
При этом указанный период подлежит включению в специальный стаж до 1 января 1992 года.
Принятый пенсионным органом стаж работы истца по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановление Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173, до прохождения службы в Вооруженных Силах, составил 4 месяца (с 17 июля 1985 года по 20 августа 1985 года и с 5 августа 1986 года по 31 октября 1986 года).
Между тем, требований о признании стажа, последовавшего после похождения службы в Вооруженных Силах с 17 января 1989 года, льготным, истцом не заявлялось, что является его диспозитивным правом, в этой части решение пенсионного органа не обжаловалось, ввиду чего апелляционная инстанция не может выйти за пределы предъявленных требований.
Таким образом, к зачету в льготный стаж по периоду службы в армии по призыву подлежит лишь 4 месяца.
Следовательно, специальный стаж работы истца в тяжелых условиях труда на дату достижения возраста *** лет, составил 5 лет 7 месяцев 1 день (4 месяца – период с 17 июля 1985 года по 20 августа 1985 года и с 05 августа 1986 года по 31 октября 1986 года; 4 месяца – служба в армии; 4 года 11 месяцев 1 день - с 28 июня 1991 года по 8 декабря 1994 года), что недостаточно для назначения пенсии на льготных основаниях.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции сделаны с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, ввиду чего решение суда в части признания неправомерным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) об отказе в назначении досрочной пенсии истцу, с признанием права последнего на досрочное назначение пенсии по старости нельзя признать законным и обоснованным, что влечет его отмену, с отказом в удовлетворении заявленных Баштовым В.А. требований.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года по данному делу отменить в части, и в этой части принять новое решение.
Отказать Баштовому В.А. в признании неправомерным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) об отказе в назначении досрочной пенсии и в признании права на досрочное назначение пенсии по старости со дня возникновения права с 22 августа 2020 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение в окончательной форме составлено 22 сентября 2022 года