Дело № 2а-4919/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Агаповой Д.А.
с участием административного истца Григорьева В.Г., представителя административного истца Григорьева В.Г. – Остроумова И.С., представителя административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда – Джумакаевой Е.М., представителя заинтересованного лица комитета строительства Волгоградской области – Давыденко В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2019 года в городе Волгограде административное дело по иску Григорьева В. Г. к администрации Волгограда, главе Волгограда Лихачеву В. В. о признании незаконным в части постановления о снятии с учета граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав
установил:
Григорьев В.Г. обратился в суд с названным административным иском, указав, что с 28.08.1996 он состоял на учете граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства. В соответствии с п. 1.2.2 Постановления главы Волгограда от 04.04.2019 №95-п «О снятии с учета граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства» он снят с вышеуказанного учета, что мотивировано решением им жилищной проблемы. Однако, за период с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения до настоящего времени никакого решения жилищной проблемы не произошло, он не получал ни в собственность, ни в наем каких-либо жилых помещений, в связи с чем полагает о незаконности Постановления от 04.04.2019 №95-п в части пункта 1.2.2. О нарушении его права на получение жилого помещения, ему стало известно из письма комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от 15.04.2019 №01/2-05/3807-19.
Просит суд признать незаконным пункт 1.2.2. Постановления главы Волгограда or 04.04.2019 №95-п «О снятии с учета граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства». Обязать администрацию Волгограда восстановить старшего прапорщика запаса Григорьева В.Г., 07.11.1954 года рождения, составом семьи 1 человек, на учете под №19 в списке граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства.
В судебном заседании административный истец Григорьев В.Г. и его представитель Остроумов И.С. на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, приведенным в административном иске. Также пояснили, что истец поставлен на учёт в качестве нуждающегося в получении жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, приобретение в 1980 году и прекращение в 1985 году права проживания в ... Волгограда, то есть до даты постановки на учёт, не может считаться решением жилищной проблемы. В 1985 году он выехал из квартиры, в которой остались проживать его дочь и бывшая супруга. Полагали несостоятельной ссылку стороны административного ответчика на Постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., которому не может быть придана обратная сила. Поскольку воинская часть, где служил истец, расформирована, а квартира по адресу: Волгоград, ул. им. Федотова, ... его пользовании не находится, то истец не может предоставить запрашиваемую справку по независящим от него причинам. Обстоятельства, связанные с приватизацией административным истцом квартиры по адресу: Волгоград, ..., в основу оспариваемого постановления не положены и значения для дела не имеют. Вместе с тем, принадлежавшая административному истцу доля в указанной квартире составляла 9,5 кв.м., что менее учетной нормы 11 кв.м., установленной на территории Волгограда.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда – Джумакаева Е.М. в судебном заседании по доводам иска возражала. Пояснила, что действовавшие как на момент выделения Григорьеву В.А. в 1980 году жилого помещения так и на момент принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 28.08.1996 нормативные акты о порядке прохождения военной службы обязывали военнослужащего сдать предоставленное ему служебное жилое помещение. Квартира по адресу: Волгоград, ..., предоставлена ему органами местного самоуправления в связи с прохождением военной службы, в связи с чем Григорьев В.Г. обязан был сдать данное жилое помещение. Из материалов учетного дела следует, что в 1993 году квартиры была приватизирована бывшей супругой административного истца и продана. В материалах учетного дела представлено заявление Григорьева В.Г. о невозможности сдачи жилого помещения. Таким образом, оснований для его нахождения на жилищном учете не имеется.
Административный ответчик глава Волгограда Лихачев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица комитета строительства Волгоградской области Давыденко В.И. в судебном заседании считала административный иск Григорьева В.Г. не подлежащим удовлетворению, поскольку он изначально не являлся лицом, на которого распространяются положения о порядке предоставления жилых помещениям гражданам, уволенным с военной службы, нуждающихся в получении или улучшении жилищных условий.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 1, 3).
По общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
К категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений относятся военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы.
Судом установлено, что Григорьев В.Г. проходил военную службу во внутренних войсках МВД России с 24.11.1972 по 24.09.1996, уволен в запас по основанию, предусмотренному абз. 2 ч.4 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья) приказом Командующего войсками Приволжского округа ВВ МВД России от 05.09.1996 №45 л/с. Исключен из списков части приказом командира войсковой части 3508 от 23.09.1996 №200 с 24.09.1996.
Постановлением администрации Советского района Волгограда от 28.08.1996 №546 Григорьев В.Г. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил в запас или отставку.
Однако, оспариваемым п. 1.2.2 постановления главы Волгограда от 04.04.2019, старший прапорщик запаса Григорьев В.Г., составом семьи 1 человек, состоящий на учете под №19, снят с учета граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства в связи с решением жилищной проблемы (подп. «г» п. 26 раздела III Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 №1054).
Правовым основанием для предоставления жилых помещений этим гражданам являлся Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», в настоящее время является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
Пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и постановки истца на льготную очередь военнослужащих запаса для получения жилого помещения, устанавливалось, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах определяемых Правительством Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих» признан утратившими силу.
С 01.01.1998 вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в статье 15 которого устанавливалось, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 14 статьи 15 указанного Федерального закона, в редакции действующей на момент вступления закона в силу, предусматривалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
После введения в действие в Федерального закона «О статусе военнослужащих» Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
В силу пункта 28 указанных Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
В пункте 26 Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, определены основания снятия военнослужащих и граждан, уволенные с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Установлено, что снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» вносились изменения, в том числе после 01.03.2005, определяющие право военнослужащих на жилище и порядок исполнения государством обязанности по обеспечению этого права, в том числе в отношении граждан, принятых на учет для получения жилого помещения до 01.03.2005.
Таким образом, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Согласно статье 15 названного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1); при этом обеспечение жилыми помещениями граждан, которые, прослужив 10 лет и более, были уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не имеют жилища либо нуждаются в улучшении жилищных условий, осуществляется, по общему правилу, федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими организацию и несение военной службы, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14).
Тем из уволенных с военной службы граждан, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предоставил возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзацы первый - четвертый пункта 2.1 статьи 15).
Соответственно, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» форм по его выбору.
При этом в системе действующего правового регулирования обязательства по предоставлению гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, и принятых на учет в муниципальном образовании в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, осуществляется за счет средств федерального бюджета в указанном порядке.
Из пояснений представителя административного ответчика в ходе рассмотрения дела следует, что фактическим основанием для снятия Григорьева В.Г. с учета граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства, послужило получение сведений об обеспечении административного истца жилым помещением согласно ордеру от 21.03.1980 №126 серии I-КЖХ-02 по адресу: Волгоград, ... (ранее Гравийная), ....
Исходя из заключения комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от 13.02.2019 со ссылкой на п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а именно о наличии у военнослужащего права на обеспечение жилым помещением один раз, поскольку документы о сдаче указанного жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) Григорьевым В.Г. не представлены, последний подлежит снятию с учета в связи с решением жилищной проблемы.
Однако, приведенные обстоятельства не давали основания для снятия административного истца с учета нуждающихся в получении жилого помещения.
Согласно подпункту «г» пункта 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Под решением жилищной проблемы по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Соответственно основанием для снятия с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета является такой критерий, как обеспеченность граждан жильем, и устанавливающие недопустимость намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что призвано обеспечить предоставление жилищных гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам.
Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 утверждена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Вместе с тем, из материалов учетного дела Григорьева В.Г. не следует, что в период с даты принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 28.08.1996 и до даты снятия с учета оспариваемым постановлением главы Волгограда от 04.04.2019 административный истец был обеспечен жилой площадью более 11 кв.м. по договору социального найма либо на праве собственности. Доводов об обратном стороной административных ответчиков в ходе рассмотрения дела не приводилось и соответствующих доказательств суду не представлено.
Учитывая, что Григорьев В.Г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, и обстоятельства, свидетельствующие о решении жилищной проблемы последнего за период после постановки на учет, не установлены, он сохраняет право состоять на соответствующем учете как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Оснований для применения положений подпункта «г» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в отношении истца у администрации Волгограда не имелось.
Что касается обстоятельств получения административным истцом жилого помещения, то действительно, в материалах дела имеется копия ордера от 21.03.1980 №126 серии I-КЖХ-02 о предоставлении Исполнительным комитетом Кировского Совета народных депутатов Волгограда Григорьеву В.Г. на состав семьи 3 человека 1 комнаты, площадью 12,88 кв.м., в жилом помещении по адресу: Волгоград, ... (ранее Гравийная), ....
В материалах учетного дела представлена справка командира войсковой части 3508 от 02.11.1998, согласно которой Григорьеву В.Г. в период прохождения службы в 1980 году выделялась, согласно очередности, однокомнатная квартира жилой площадью 12,9 кв.м на семью из трех человек.
Согласно копии поквартирной карточки Ф№10 на указанное жилое помещение, представленной в департамент по жилищной политики администрации Волгограда письмом МБУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» от 05.03.2012, 11.04.1980 административный истец, его супруга Григорьева Е.Н. и его дочь Григорьева О.В. зарегистрированы по месту жительства в ... Волгограда. Григорьев В.Г. убыл из данного жилого помещения 29.05.1985.
Административный истец 07.05.2013 предоставил в департамент по жилищной политике администрации Волгограда заявление, согласно которому предоставить справку КЭЧ о сдаче жилого помещения по адресу ул. Гравийная, д. 4, кв. 49 (ул. Федотова, д.4, кв. 49) он не имеет возможности, так как в связи с расторжением брака в мае 1985 года он оставил жилое помещение своей бывшей супруге и малолетней дочери, а сам убыл на другое место жительства.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, требования об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные в абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Суд находит не лишенной оснований позицию представителя администрации Волгограда в ходе рассмотрения дела о том, что Григорьев В.Г. добровольно распорядился предоставленным ему жилым помещением, оставив его в пользование своей бывшей супруге и дочери.
Однако, исследованные по делу доказательств в совокупности свидетельствуют о том, что приходящаяся на административного истца жилая площадь в квартире по адресу: Волгоград, ..., составляла менее учетной нормы. Последний снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в 1985 году, необходимой жилой площадью не обеспечен, является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете составом семьи 1 человек, без учета бывших членов семьи, а расторжение брака между ним Григорьевой Е.Н. не являлось фиктивным.
Обстоятельства, связанные с освобождением административным истцом жилого помещения имели место до введения в действие Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Жилищного кодекса Российской Федерации, более 30 лет назад, в этой связи отсутствуют оснований полагать о намерении административного истца необоснованно воспользоваться гарантиями жилищного обеспечения военнослужащих.
Само по себе непредставление документа о сдаче жилого помещения по не зависящим от Григорьева В.Г. причинам, с учетом конкретных обстоятельств и в силу статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» не может быть расценено как основание к снятию его с жилищного учета, лишающее права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном данным Законом.
Что касается приобретения Григорьевым В.Г. права долевой собственности в квартире по адресу: Волгоград, ..., то данные обстоятельства в основу оспариваемого решения от 04.04.2019 №95-п не положены, в связи с чем не входят в предмет судебной проверки по настоящему делу.
Таким образом, поскольку оспариваемый п. 1.2.2 постановления главы Волгограда от 04.04.2019 №95-п основан на неправильном применении подп. «г» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и влечет нарушение жилищных прав Григорьева В.Г., гарантированных законодательством о статусе военнослужащих, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца, и необходимости восстановления его составом семьи 1 человек в списке граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства с учетом даты принятия на учет 28.08.1996.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Григорьева В. Г. к администрации Волгограда, главе Волгограда Лихачеву В. В. о признании незаконным в части постановления о снятии с учета граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав – удовлетворить.
Признать незаконным п. 1.2.2 постановления главы Волгограда от 04.04.2019 №95-п «О снятии с учета граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства».
Обязать администрацию Волгограда восстановить старшего прапорщика запаса Григорьева В. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек в списке граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства с учетом даты принятия на учет 28.08.1996.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Олейников
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...