УИД 69RS0006-01-2022-001324-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2023 года город Тверь
Тверской областной суд в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишняковой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на определение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2022 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявления Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о прекращении исполнительного производства № 14092/20/69006-ИП, возбужденного 14 февраля 2020 г. на основании исполнительного листа, выданного Вышневолоцким городским судом Тверской области по гражданскому делу № 2-1047/2019 по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданного в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Город Вышний Волочек» (истец - администрации города Вышний Волочек Тверской области) к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении краткосрочного плана по капитальному ремонту многоквартирных домов, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов - отказать»,
установил:
решением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 29 августа 2019 года удовлетворены исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Город Вышний Волочёк» к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Признано незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении на территории города Вышний Волочек Тверской областе краткосрочного плана на 2017 - 2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, по капитальному ремонту 13 многоквартирных домов в городе Вышнем Волочке Тверской области, расположенных по адресам: улица Правды, дом 28, дом 31/33; улица Максима Горького, дом 31а; улица Большая Садовая, дом 69, дом 80, дом 82; Казанский проспект, дом 52-60, дом 86; улица Баумана, дом 19, дом 29, улица Быкова гора, дом 1; Затверецкая набережная, дом 9/1; Комсомольский переулок, дом 9/10.
На Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области возложена обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в городе Вышнем Волочке Тверской области, расположенных по адресам: улица Правды, дом 28, дом 31/33; улица Максима Горького, дом 11а; улица Большая Садовая, дом 69, дом 30, дом 82; Казанский проспект, дом 52-60, дом 86; улица Баумана, дом 19, дом 29; улица Быкова гора, дом 1; Затверецкая набережная, дом 9/1; Комсомольский переулок, дом 9/10.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу 4 октября 2019 года.
14 февраля 2020 года на основании указанного решения судебным приставом-исполнителем ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области возбуждено исполнительное производство № 14092/20/69006-ИП.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Определением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 9 сентября 2021 года в удовлетворении заявления Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области об отсрочке исполнения решения Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 29 августа 2019 года отказано.
Согласно акту совершения исполнительных действий от 24 сентября 2021 года по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, Затверецкая наб., д. 9/1, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не проведен.
Требованием судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП по Тверской области от 1 ноября 2022 года Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области предупрежден об исполнении решения суда в 3-дневный срок со дня поступления требования, а также о необходимости предоставления актов выполненных работ.
В заявлении о прекращении исполнительного производства Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области указал, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир. Жилой дом № 9/1, расположенный по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, Затверецкая набережная, имеет менее пяти квартир. Названный дом исключен из регионального краткосрочного плана и региональной программы согласно Перечню многоквартирных домов, утвержденному Постановлением Правительства Тверской области от 13 октября 2022 года № 575-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп».
В судебном заседании прокурор Игнатьева М.Г. возражала против удовлетворения заявления, отметив, что на момент принятия решения спорный жилой дом был включен в региональную программу, при этом ответчик на протяжении длительного времени не исполняет решение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области просит отменить состоявшийся судебный акт по доводам, изложенным в заявлении о прекращении исполнительного производства, полагая, что суд первой инстанции не учел все обстоятельства и нормы права, на которые ссылался заявитель.
В возражениях на частную жалобу Вышневолоцкий межрайонный прокурор просит оставить определение суда без изменения, а частную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого определения.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 12 названного Федерального закона в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Разрешая заявление Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для его удовлетворения, ибо не установлены обстоятельства, свидетельствующие об утрате возможности исполнения исполнительного документа в отношении должника.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом, ибо он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 ноября 2020 года № 2799-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ченаш А.В. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указал, что пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающий, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) - во взаимосвязи с конституционными положениями о праве каждого на судебную защиту, неотъемлемым элементом которой является обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, - не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, данное законоположение направлено на обеспечение баланса интересов должника и взыскателя и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Решение же вопроса о наличии оснований для прекращения исполнительного производства осуществляется судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств.
Применительно к рассматриваемому вопросу постановлением Правительства Тверской области от 13 октября 2022 года № 575-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп» жилой дом № 9/1 по Затверецкой набережной города Вышнего Волочка Тверская области исключен из регионального краткосрочного плана и региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп, поскольку имеет менее пяти квартир (пункт 1 части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем положения пункта 1 части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир, действуют с момента вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 434-ФЗ, то есть с 9 декабря 2018 года.
Несмотря на это, на момент принятия решения суда 29 августа 2019 года указанный выше жилой дом из региональной программы исключен не был.
При этом само по себе исключение данного дома из регионального краткосрочного плана и региональной программы после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного решения не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения исполнительного документа, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан в соответствии, в частности, с положениями статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Ссылка подателя жалобы на то, что единственным механизмом реализации региональных программ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является формирование, утверждение и исполнение регионального краткосрочного плана, в свете рассматриваемого вопроса ошибочна и выводов суда не опровергает, поскольку основанием возникновения обязательства в данном случае являются не региональный краткосрочный план и региональная программа, а вступившее в законную силу судебное постановление, обязательное для заявителя и подлежащее неукоснительному исполнению.
При указанных обстоятельствах обжалуемое определение является законным, обоснованным и отмене по доводам частной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 апреля 2023 года.
Председательствующий О.Ю. Голубева