№ 2-3033/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2022 года г. Межгорье, РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Гибадуллине Р.Р.,
с участием истца Рамазанова А. Р. и его представителя – адвоката Галина В.В., по ордеру,
представителя ответчика: Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан – Самситдинова И.З., по доверенности от ...,
представителя ответчика: Министерства внутренних дел по ... – Галиной Р.Ю., по доверенности №... от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рамазанова А. Р. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан, Министерству внутренних дел по ... о перерасчете выслуги лет для исчисления пенсии, об обязании произвести перерасчет пенсии,
установил:
Рамазанов А.Р. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан, Министерству внутренних дел по ... о перерасчете выслуги лет для исчисления пенсии, об обязании произвести перерасчет пенсии. В обоснование иска указав, что в период с декабря 2002 года по ... он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях среднего и старшего начальствующего состава. Он состоял в должности оперуполномоченного группы уголовного розыска, имел специальное звание «майор полиции». На основании приказа врио начальника Отдела МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье от ... №... л/с контракт с ним расторгнут (прекращен) и он уволен со службы в органах внутренних дел с ... по выслуге лет. Стаж службы (выслуга лет) для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел на ... составил 22 года 07 месяцев 20 дней, из которых 18 лет 11 месяцев 27 дней в календарном исчислении. С указанным расчетом стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии он категорически не согласен, считает, что сотрудниками Отдела МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье неверно произведен расчет, без учета его учебы в образовательном учреждении и службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. ... на основании приказа Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей №... (далее по тексту - ГОУ НПО ПЛ №... «О зачислении» от ... №...-К он зачислен на обучение в ГОУ НПО ПЛ №... по профессии «машинист по навивке канатов». Учебу проходил по очной форме обучения, перерывов в обучении не было. ... окончил полный курс обучения по указанной профессии, ему присвоена квалификация «машинист по навивке канатов 4 разряда», выдан диплом №.... Далее он продолжил очную форму обучения в этом же образовательном учреждении, перерывов в ходе обучения не было. ... он окончил курс обучения по специальности «обработка металлов давлением», на основании приказа ГОУ НПО ПЛ №... от ... №...-К «О выпуске» ему выдан диплом СБ №... и присвоена квалификация «техник-технолог». Общий срок обучения в ГОУ НПО ПЛ №... составил 3 года 10 месяцев. Приказов о его отчислении или переводе не издавались, перерывов в обучении не имеется. Таким образом, период его обучения в ГОУ НПО ПЛ №... подлежал включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел Российской Федерации из расчета два месяца учебы за один месяц службы. То есть включению в стаж службы подлежал 1 год 10 месяцев 23 дня. Однако, ответчиком Отделом МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье вышеуказанные требования закона проигнорированы, в результате чего допущены нарушения при расчете стажа службы (выслуги лет). Вместо включения в стаж службы всего периода обучения в ГОУ НПО ПЛ №..., ответчиком Отделом МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье в стаж службы включен только период обучения с ... по ..., что является неверным. Основанием получения второй ступени образования (техник-технолог) в ГОУ НПО ПЛ №... явилось получение образования по первой ступени (машинист по навивке канатов). Учебный процесс проходил непрерывно, приказов об отчислении с первой ступени и зачисления на вторую ступень образования не издавалось, что свидетельствует о едином образовательном периоде. На основании полученного им среднего профессионального образования в ГОУ НПО ПЛ №..., ему в период работы в органах МВД России присвоено первоочередное специальное звание. Также, аналогичные нарушения постановления Правительства Российской Федерации от ... №... допущены ответчиком при исчислении его службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в результате чего в стаж службы в органах внутренних дел не включен период его военной службы на территории Чеченской Республики - с ... по ... из расчета один месяц военной службы за полтора месяца службы, что составляет 05 месяцев 20 дней. В период военной службы Указом Президента Российской федерации от ... №... он награжден государственной наградой -медалью «За отвагу». Просит обязать ответчика Отдел МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье и ответчика МВД по ... произвести пересчет выслуги лет для исчисления пенсии, а именно, включить в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел Российской Федерации период моего обучения в ГОУ НПО ПЛ №... в период с ... по ..., что составляет 1 год 10 месяцев 23 дня, а также период моей военной службы на территории Чеченской Республики с ... по ... из расчета один месяц военной службы за полтора месяца службы, что составляет 05 месяцев 20 дней; обязать ответчика Отдел МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье и ответчика МВД по ... с учетом перерасчета стажа службы (выслуги лет) произвести пересчет пенсии в период с ... по дату вынесения судебного решения.
В судебном заседании истец Рамазанов А.Р. и его представитель – адвокат Галин В.В. доводы иска полностью поддержали и пояснили аналогично вышеизложенному в иске. Просили обязать ответчика Отдел МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье и ответчика МВД по ... произвести пересчет выслуги лет для исчисления пенсии, а именно, включить в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел Российской Федерации период моего обучения в ГОУ НПО ПЛ №... в период с ... по ..., что составляет 1 год 10 месяцев 23 дня, а также период моей военной службы на территории Чеченской Республики с ... по ... из расчета один месяц военной службы за полтора месяца службы, что составляет 05 месяцев 20 дней; обязать ответчика Отдел МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье и ответчика МВД по ... с учетом перерасчета стажа службы (выслуги лет) произвести пересчет пенсии в период с ... по дату вынесения судебного решения.
В судебном заседании представитель ответчика: Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан – Самситдинов И.З., действующий по доверенности от ... с исковыми требованиями полностью не согласен, по доводам, изложенным в письменном возражении. Указал, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон о пенсионном обеспечении). Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, определяется Правительством Российской Федерации. Считает, что в соответствии со статьей 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Исходя из справки, выданной ГБПОУ «Белорецкий металлургический колледж» №... от ..., Рамазанов А.Р. с ... по ... обучался по очной форме в Профессиональном лицее №... .... Окончил курс обучения по профессии «Машинист по навивке канатов» в связи с чем ему была присвоена квалификация «Машинист по навивке канатов 4 разряда» и выдан диплом А 372194, перерывов в период обучения не было. Зачету в выслугу лет, дающую право на пенсию по линии МВД России, подлежит время обучения сотрудника, получившего начальное профессиональное образование по двухступенчатой основе в профессиональном лицее (училище), только по второй ступени по программе среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена. Учитывая тот факт, что Рамазанов А.Р. с ... по ... обучался в Профессиональном лицее №... ... по профессии «Машинист по навивке канатов» с присвоением квалификации «Машинист по навивке канатов 4 разряда» (диплом А 372194) и завершил обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих), в данном случае время его обучения в Профессиональном лицее №... ... с ... по ... согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов зачету в выслугу лет для назначения пенсии не подлежит. Рамазанов А.Р. был ознакомлен по роспись с расчетом своей выслуги и в этот же день расчет выслуги для назначения пенсии был направлен в ОПО ЦФО МВД по РБ. По новому расчету выслуга лет Рамазанова А.Р. для назначения пенсии составила в календарном исчислении: 19 лет 05 месяцев 20 дней, в льготном исчислении: 23 года 01 месяц 13 дней. В связи с включением в новый расчет для назначения пенсии время обучения Рамазанова А.Р. с ... по ..., ОПО ЦФО МВД по РБ своевременно был составлен пересчет пенсии Рамазанова А.Р. с даты увольнения, то есть с .... При составлении расчета выслуги лет для назначения пенсии Рамазанову А.Р. кадровым подразделением Отдела были включены сроки прохождения им военной службы по призыву (ранее - срочная военная служба) в Вооруженных силах Российской Федерации. Согласно записей военного билета, Рамазанов А.Р. с ... по ... проходил службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации. Также во время прохождения службы по призыву с ... по ... принял участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. В расчет выслуги лет для назначения пенсии Рамазанову А.Р. были включены сроки прохождения им военной службы по призыву в ВС РФ с ... по ... в календарном исчислении, согласно пункту 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Просил в удовлетворении иска Рамазанова А.Р. отказать в полном объеме в связи с необоснованностью и недоказанностью требований.
В судебном заседании представитель ответчика: Министерства внутренних дел по ... – Галина Р.Ю., действующая по доверенности №... от ..., требования истца Рамазанова А.Р. не признала в полном объеме по доводам представителя ответчика Самситдинова И.З..
Изучив доводы иска, возражения, выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска Рамазанова А.Р. в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с ... по ... истец проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом Врио начальника Отдела МВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье от ... №... л/с оперуполномоченный группы уголовного розыска Отдела МВД России по городскому округу ЗАТО город Межгорье майор полиции Рамазанов А.Р. уволен ... по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно вышеуказанному приказу об увольнении истца от ... №... л/с, выслуга лет истца Рамазанова А.Р. на ... составила 18 лет 11 месяцев 27 дней в календарном исчислении, в льготном – 22 года 07 месяцев 20 дней.
Из представленного в материалы дела расчета выслуги лет Рамазанова А.Р. следует, что в его стаж включены периоды: учеба в Профессиональном лицее №... ... РБ – с ... по ... и служба в ВС РФ – с ... по ... в календарном исчислении, при этом не включен в стаж период его учебы в ГОУ НПО ПЛ №... – с ... по .... Общий стаж составил 19 лет 05 месяцев 20 дней, в льготном исчислении: 23 года 01 месяц 13 дней.
Согласно справке, выданной ГБПОУ «Белорецкий металлургический колледж» от ... №..., Рамазанов А.Р. ... поступил в Профессиональный лицей №... ... по очной форме обучения, перерывов в период обучения не было. ... окончил курс обучения по профессии «Машинист по навивке канатов» в связи с чем ему была присвоена квалификация «Машинист по навивке канатов 4 разряда» и выдан диплом №....
Согласно материалам дела, после получения диплома Рамазанов А.Р. с ... продолжил обучение по очной форме в Профессиональном лицее №... ... и ... окончил курс обучения по специальности «Обработка металлов давлением» с присвоением квалификации «техник-технолог», перерывов в период обучения не было. По окончании курса обучения ему был выдан диплом СБ 2448187. Общий срок обучения Рамазанова А.Р. составил 3 года 10 месяцев.
В связи с утерей диплома об образовании СБ 2448187 и на основании личного заявления Рамазанову А.Р. выдан дубликат документа об образовании №... (регистрационный №... от ...).
Исходя из справки №... от ... выданной ГБПОУ «Белорецкий металлургический колледж», Рамазанов А.Р. обучился в Профессиональном лицее №... ... с ... по ... по профессии начального профессионального образования, а также с ... по ... по специальности среднего профессионального образования.
Согласно предоставленной информации Министерства образования и науки Республики Башкортостан №... от ... Рамазанов А.Р. обучался в Профессиональном лицее №... ... с ... по ... по профессии начального профессионального образования, с ... по ... по специальности среднего профессионального образования. Таким образом Рамазанов А.Р. в Профессиональном лицее №... ... обучался по профессии начального профессионального обучения и специальности среднего профессионального образования.
Согласно ответу Министерства образования и науки Республики Башкортостан №... от ..., в соответствии со статьей 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Кроме того, как следует из ответа Министерства образования и науки Республики Башкортостан №... от ..., в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2010 года № 41 государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей №... ... Республики Башкортостан (далее - Профессиональный лицей №... ..., лицей) реорганизовано путем присоединения к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования Белорецкий металлургический колледж (ныне - ГБПОУ Белорецкий металлургический колледж).
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о службе) в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемого из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон о пенсионном обеспечении).
Согласно статье 18 указанного Закона о пенсионном обеспечении в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
Виды образовательных учреждений начального профессионального образования определены в Типовом положении об образовательном учреждении начального профессионального образования (далее по тексту - Типовое положение), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 521.
В соответствии с пунктом 6 Типового положения установлены следующие виды образовательных учреждений начального профессионального образования:
а) профессиональное училище - образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (далее - образовательные программы начального профессионального образования);
б) профессиональный лицей - образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации (более высокого разряда по рабочей профессии).
Согласно пункта 10 Типового положения в образовательном учреждении может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.
При реализации в образовательном учреждении образовательной программы начального профессионального образования выпускникам, освоившим такую образовательную программу, выдается диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании (пункт 26 Типового положения).
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные уровни (образовательные цензы) установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленные настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
- начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
- среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
согласно пункта 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих).
Согласно абзацу 4 пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих).
При таких обстоятельствах, учитывая нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения (статьи 13 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статью 108 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", абз. 4 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 1994 N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования", а также обстоятельства настоящего дела, суд считает, что образование, полученное истцом в профессиональном лицее №... ... с ... по ... не может быть включено в выслугу лет для назначения пенсии, а доводы истца в указанной части основаны на ошибочном толковании норм материального права. При этом суд также учитывает, что профессиональный лицей №... в период обучения в нем истца являлся учреждением начального профессионального образования, что силу действовавшего правового регулирования исключает возможность включения спорного периода в выслугу лет истцу.
Суд не находит законных оснований и для удовлетворения требований истца в части включения периода его военной службы на территории Чеченской Республики с ... по ... из расчета один месяц военной службы за полтора месяца службы (05 месяцев 20 дней).
Так, как следует из военного билета Рамазанова А.Р. серии НР №... выданного Белорецким объединенным военным комиссариатом ..., Рамазанов А.Р. в спорный период с ... по ... проходил срочную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, а в период указанной службы - с ... по ....г. принимал участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
Ответчик засчитал вышеуказанный спорный период в выслугу лет истца в календарном исчислении, согласно пункту 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Лицам, проходящим военную службу по контракту, и иным лицам, установленным указанным Законом, проходившим службу в определенных войсках и органах, предоставляется право на пенсию за выслугу лет, если они имеют выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Указанные лица при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости обладают правом на одновременное получение пенсии за выслугу лет.
При этом пенсионное обеспечение военных и иных указанных лиц осуществляется ведомствами, которым они подчинены (Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой исполнения наказаний, Генеральной прокуратурой Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры, Следственным комитетом Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах).
В свою очередь, законодателем установлены определенные условия для назначения пенсии за выслугу лет.
Существенным является условие, в соответствии с которым необходимо иметь на день увольнения со службы (военной, или в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, или на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации) 20 лет и более. При этом допускаются для назначения пенсии за выслугу лет периоды службы в суммарном исчислении во всех вышеуказанных родах войск в совокупности 20 лет.
Также право для назначения за выслугу лет имеют лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ устанавливаются периоды, которые входят в периоды службы для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении и периоды службы в льготном исчислении.
То есть подпункт "б" пункта 3 Постановления Правительства не предусматривает льготное исчисление службы - один месяц за три месяца - за период участия в боевых действиях на территории Чеченской республики в период прохождения службы по призыву (срочной службы).
Период срочной службы, который истец требует включить в стаж в льготном исчислении, дающий право на досрочную пенсию, - это период службы в Чеченской Республике, где в определенные периоды, например, как указывает Верховный суд, с 23 декабря 1999 г. по 20 октября 2000 г., чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 данного Федерального закона лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
При этом в силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, из Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона "О противодействии терроризму", а также исходя из положений Пленума Верховного суда следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.
Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 19, ст. 22).
Также Верховный суд считает, что Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2007 г. N 860), на который ссылаются при обращении к судебной защите прав, не содержит разграничения прав на льготное исчисление выслуги лет военнослужащих срочной службы по принципу прохождения службы по призыву либо по контракту, юридического значения не имеет, так как данный правовой акт не определяет порядок льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Также Верховный суд указывает, что Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (для лиц, которые претендуют на пенсию за выслугу лет как военнослужащие) также не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву.
Следовательно, в данном случае льготное исчисление периодов прохождения службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, будет также учитываться при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Суд, учитывая нормы вышеуказанного материального права, считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требовании о включении спорного периода его участия в контртеррористической операции на территории Северного Кавказа в период прохождения службы по призыву, исходя из того, что правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Учитывая, что Рамазанов А.Р. с ... по ... принимал участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики во время прохождения им военной службы по призыву (ранее - срочная военная служба), то исходя из пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, спорный период его нахождения в Чеченской Республике засчитан ответчиком в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, верно.
Таким образом, поскольку Рамазанову А.Р. отказано в удовлетворении основных требований о включении спорных периодов в выслугу лет, то и в производных требованиях об обязании ответчиков произвести перерасчет пенсии, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Рамазанова А. Р. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан, Министерству внутренних дел по ... о перерасчете выслуги лет для исчисления пенсии, об обязании произвести перерасчет пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в ЗАТО город Межгорье.
Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2022 года.
Судья: К. П. Нагимова