Административное дело №2а-134/2020
УИД 49RS0006-01-2020-000277-20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сусуман 01 декабря 2020 года
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего – судьи Тигор Н.А.,
при помощнике судьи Колосок Ю.А.,
с участием:
представителя административного истца – врио начальника ОУУП и ПДН ОтдМВД России по Сусуманскому району Магаданской области Боргоякова С.Н.,
помощника прокурора Сусуманского района Шульженко Е.Б.,
рассмотрев административное исковое заявление Отделения МВД России по Сусуманскому району Магаданской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Комаренко Сергея Вячеславовича,
у с т а н о в и л:
Начальник Отделения МВД России по Сусуманскому району Магаданской области ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Комаренко Сергея Вячеславовича сроком на 3 года, с исчислением срока административного надзора со дня вступления решения суда в законную силу, с установлением административных ограничений в виде: запрета посещать места общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции в розлив; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов до 6 часов; запрещения выезда за пределы территории Сусуманского городского округа.
В обоснование требований указано, что Комаренко С.В. приговором Сусуманского районного суда Магаданской области от 29 октября 2012 года осужден по части 1 статьи 111 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
28 октября 2015 года Комаренко С.В. освобожден из ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю по отбытию наказания.
Согласно приговору, преступление, за которое осужден Комаренко С.В., относится к категории тяжких, срок погашения судимости по которой в соответствии с требованиями п. «г» ч.2 ст.86 УК РФ (в редакции от 23.07.2013 года №218-ФЗ) составляет 8 лет после отбытия наказания, и истекает 28 октября 2023 года.
Имея не снятую и непогашенную судимость, Комаренко С.В. в течение
2020 года дважды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений: 03 июля 2020 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, за которое ему назначено административное наказание в виде предупреждения; 07 октября 2020 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ, за которое назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В целях реализации задач, установленных Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ), направленных на защиту государственных и общественных интересов, предупреждения совершения Комаренко С.В. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, просил установить в отношении Комаренко С.В. административный надзор.
В судебном заседании представитель административного истца Боргояков С.Н. административный иск поддержал по указанным в нем основаниям. Уточнил заявленные требования, указав на необходимость установления в отношении Комаренко С.В. административного надзора по 28 октября 2023 года, то есть на срок, установленный законодателем для погашения судимости, полагая необходимым его исчислять в соответствии с требованиями действующей редакции статьи 86 УК РФ. Требование об установлении осужденному Комаренко С.В. ограничения, связанного с запретом покидать место жительства или пребывания в ночное время, обосновал причинением последним побоев потерпевшей в ночное время в соседней с ним квартире, то есть вне пределов его места жительства. Необходимость установления ограничений в виде запрета посещать места общественного питания, в которых осуществляется реализация алкоголя в розлив, а также запрет покидать территорию Сусуманского городского округа обосновал данным о личности осужденного, склонного к употреблению алкогольных напитков, и наличием потенциальной возможности беспрепятственно выезжать за пределы городского округа, при этом каких-либо документов, свидетельствующих о посещении Комаренко С.В. мест общественного питания и намерении выехать за пределы Сусуманского городского округа не представил.
Административный ответчик Комаренко С.В., уведомленный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания не заявил, письменных пояснений по существу требований не представил.
Признав наличие доказательств достаточным, суд, руководствуясь положениями ст.272 КАС РФ, абз.7 п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», определил рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, не явившего в судебное заседание и не сообщившего об уважительных причинах своей неявки.
Прокурор Шульженко Е.Б. в заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению частично. Соглашаясь с доводами административного истца о необходимости применения положений действующей редакции статьи 86 УК РФ (ред. от 23 июля 2013 года) при исчислении срока погашения судимости Комаренко С.В. за тяжкое преступление, совершенное 22 апреля 2012 года, поддержала заявленные требования об установлении административного надзора сроком по 28 октября 2023 года включительно, с установлением ограничений, указанных административным истцом, за исключением запрета на помещение мест общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции в розлив.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 части 1 стать 3 Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно части 3 этой же статьи в отношении указанного в части 1 статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 стать 5 Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4 Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, согласно части 2 названной статьи, обязательным является, в частности, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В судебном заседании установлено, что приговором Сусуманского районного суда Магаданской области от 29 октября 2012 года Комаренко С.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 111 УК РФ, к лишению свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в колонии строгого режима
(л.д.8-13).
28 октября 2015 года Комаренко С.В. освобожден из ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю по отбытию наказания (л.д.15-17).
Преступление, за которое осужден Комаренко С.В., относится к категории тяжких, срок погашения судимости по которому, в соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции федерального закона, действовавшего на момент совершения Комаренко С.В. преступления – 29 октября 2012 года), составляет 6 лет после отбытия наказания, и истекает 28 октября 2021 года.
Вопреки доводам административного истца и мнению прокурора, оснований для применения положений действующей редакции статьи 86 УК РФ (ред. от 23 июля 2013 года), устанавливающих более длительный срок для погашения судимости за совершения тяжкого преступления, не имеется, поскольку в силу требований части 1 статьи 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет.
В течение 2020 года, имея непогашенную судимость, Комаренко С.В. совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и на здоровье населения:
-постановлением Сусуманского районного суда Магаданской области от 03 июля 2020 года Комаренко С.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения; постановление вступило в законную силу 28 июля 2020 года (л.д.18-20);
- постановлением мирового судьи судебного участка №9 Сусуманского судебного района Магаданской области от 07 октября 2020 года Комаренко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.; постановление вступило в законную силу 12 октября 2020 года (л.д.21-22).
Из информационной справки, выданной врио начальника ОУУП и ПДН Отд МВД России по Сусуманскому району, следует, что Комаренко С.В. характеризуется отрицательно, как лицо ранее судимое, склонное к совершению в состоянии алкогольного опьянения преступлений и административных правонарушений. Состоит на учете в ОУУП и ПДН Отд МВД России по Сусуманскому району как лицо, формально подпадающее под административный надзор (л.д.23).
Принимая во внимание, что Комаренко С.В. имеет не снятую и не погашенную в установленном порядке судимость за совершение тяжкого преступления, в течение одного года совершил два административных правонарушения, в целях предупреждения совершения им новых преступлений и правонарушений, требования административного истца в части необходимости установления к отношении Комаренко С.В. административного надзора подлежат удовлетворению. При этом, руководствуясь положениями абз.2 пункта 24 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает необходимым установить в отношении Комаренко С.В. административный надзор на срок до 28 октября 2021 года включительно, то есть на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости и составляющий на момент принятия судом решения менее 1 года.
Ввиду фактических обстоятельств совершенных административных правонарушений (отсутствии сведений о совершении Комаренко С.В. административных правонарушений в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наличии в г.Сусумане мест общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции в розлив, а также сведений о посещении указанных мест осужденным) и характеристик личности осужденного, который постоянно зарегистрирован и проживает по одному и тому же адресу, рассматривая требования административного истца об установлении Комаренко С.В. ряда административных ограничений, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить частично, определив Комаренко С.В. административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, и запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов до 6 часов, считая преждевременным установление иных ограничений, о которых просит истец.
Кроме того, принимая решение о необходимости установления в отношении Комаренко С.В. административного надзора, суд отмечает, что тяжкое преступление, за совершение которого последний приговором от 29 октября 2012 года осужден к лишению свободы, совершено последним при наличии рецидива преступлений, признанного судом в соответствии с требованиями п. «б» части 2 статьи 18 УК РФ опасным, что в силу части 2 статьи 3 Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ является самостоятельным и безусловным основанием для установления в отношении Комаренко С.В. административного надзора.
При этом суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
На основании пункта 1 части 3 стать 5 Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Отделения МВД России по Сусуманскому району Магаданской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Комаренко Сергея Вячеславовича - удовлетворить частично.
Установить в отношении Комаренко Сергея Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор на срок до 28 октября 2021 года включительно, установив административные ограничения:
- являться два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания,
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов до 06 часов.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей, осужденный может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничений – к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Днем изготовления мотивированного решения суда установить 01 декабря 2020 года.
Председательствующий Н.А. Тигор