Решение по делу № 33-4916/2024 от 23.04.2024

Судья Попова А.В. Дело № 33-4916/2024 (2-1187/2024)

25RS0004-01-2024-000488-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 мая 2024 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Матосовой В.Г.,

судей Чернянской Е.И., Марченко О.С.,

при секретаре Киселевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к СНТ «Зеленый угол» о возложении обязанности совершить действия,

по апелляционной жалобе председателя правления СНТ «Зеленый Угол»

на решение Советского районного суда г. Владивостока от 04.03.2024, которым исковые требования удовлетворены. На СНТ «Зеленый угол» возложена обязанность в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заслушав доклад судьи Марченко О.С., прокурора Прыткову М.В., представителя СНТ «Зеленый угол» Горбачеву Д.Б., председателя СНТ «Зеленый угол» Хрипунова А.Ю., судебная коллегия

установила:

прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что в ходе проверки соблюдения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Зеленый угол» требованиям законодательства в сфере твердых коммунальных отходов установлено, на территории СНТ «Зеленый угол» отсутствует оборудованная контейнерная площадка предназначенная для сбора твердых коммунальных отходов, образующихся в результате его деятельности, что нарушает право неопределённого круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и как следствие создает угрозу жизни и здоровью людей. 16.02.2023 председателю СНТ «Зеленый угол» Хрипунову А.Ю. вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. До настоящего времени нарушения не устранены. Просит возложить на СНТ «Зеленый угол» обязанность в течение месяца оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом постановлено указанное выше решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось СНТ «Зеленый угол», председателем правления подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения суда, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.

В суде апелляционной инстанции представитель и председатель СНТ поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить.

Прокурор полагала решение законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, СНТ «Зеленый угол» расположено по адресу: г. Владивосток, пос. Трудовое, ул. Суворовская, д. 50К, зарегистрировано в качестве юридического лица 21.06.2003 г., Хрипунов А.Ю. указан в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Прокуратурой Советского района г. Владивостока проведена проверка соблюдения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Зеленый угол» требованиям законодательства в сфере твердых коммунальных отходов, в ходе которой было установлено, что на территории СНТ «Зеленый угол» отсутствует площадка для сбора твердых коммунальных отходов.

16.02.2023 в адрес председателя СНТ «Зеленый угол» прокуратурой Советского района г. Владивостока вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Требования не исполнены.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установив, что на территории СНТ «Зеленый угол» отсутствуют площадки для сбора твердых коммунальных отходов, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства, что создает угрозу нарушения экологической безопасности жителей района, отсутствие доказательств согласования ответчиком с администрацией г. Владивостока мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относится создание и содержание мест (площадок) ТКО.

Согласно пункту 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

К другим лицам применительно к названным пунктам Правил N 1039 относятся в числе прочего управляющие компании, товарищества собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ, гаражные кооперативы), в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по созданию мест накопления отходов лежит исключительно на органе местного самоуправления, отклоняется судебной коллегией.

Статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 13.4 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации Приморского края от 07.11.2017 N 438-па утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края, который регулирует деятельность юридических и физических лиц по накоплению (в том числе раздельному) ТКО в муниципальных образованиях Приморского края.

Пунктом 5.11.указанного Порядка предусмотрено, что накопление ТКО, образующихся на территориях садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и индивидуальных жилищных строительств, осуществляется в индивидуальных контейнерах, контейнерах, находящихся на оборудованной контейнерной площадке, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах частных домовладений, с учетом требований к накоплению ТКО.

Накопление ТКО (в том числе раздельное) допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 5.1 указанного Порядка).

09.08.2018 Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт города Владивостока от 15.08.2018 N 45-МПА "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа", в п. 11.2 которого предусмотрена организация уборки территории, в п. 11.2.1 - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели должны принимать меры для сохранения объектов благоустройства и обязаны осуществлять своевременную и качественную организацию уборки принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании земельных участков в установленных границах, а также прилегающей территории, обеспечивать вывоз отходов.

В соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 18 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По смыслу приведенных положений в их взаимосвязи обязанность организации сбора, накопления и вывоза ТКО предусмотренными законодательством способами возлагается, в том числе, на садоводческие некоммерческие товарищества, которыми в этих целях должен быть заключен договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с региональным оператором. При этом заключение такого договора осуществляется в интересах членов садоводства и является обязательным для товарищества.

Вопреки доводам апелляционной жалобы материалы дела не содержат доказательств реализации ответчиком предусмотренных законодательством способов накопления ТКО, образующихся в результате деятельности СНТ.

При рассмотрении дела установлено, что на территории СНТ «Зеленый угол» площадки для сбора ТКО, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства, отсутствуют, что создает угрозу нарушения экологической безопасности жителей района.

Доказательств согласования ответчиком с администрацией г. Владивостока мест (площадки) накопления ТКО, как и доказательств заключения ответчиком с региональным оператором соглашения по обращению с отходами, образующимися в результате деятельности товарищества, материалы дела не содержат.

Изложенное свидетельствует о ненадлежащем обращении ответчиком СНТ «Зеленый угол» с ТКО, поскольку в нарушение требований действующего законодательства товариществом договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не заключен, что может привести к образованию несанкционированных свалок на территории, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Ответчиком не представлено доказательств отсутствия возможности размещения на территории СНТ данной площадки в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 04.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя правления СНТ «Зеленый угол» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4916/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прок.Советского р-на
Ответчики
СНТ "ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛ"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Марченко Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
23.04.2024Передача дела судье
15.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024Передано в экспедицию
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее