Дело № 2-1868/2020
УИД 92RS0003-01-2020-002648-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания – Мальцевой И.И. с участием истца – Бережного Ю.П., представителя истца – Качмар Г.Г., представителя ответчика Департамента здравоохранения города Севастополя – Зыкова В.А., представителя ответчика ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» – Ланцова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бережного Юрия Петровича к ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Департаменту здравоохранения города Севастополя о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата,
УСТАНОВИЛ:
Бережной Ю.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просил суд взыскать с Департамента здравоохранения города Севастополя, ГБУЗ «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова» в его пользу убытки в сумме 1 289 100 руб.
Исковые требования обоснованы тем, что Бережной Ю.П. является инвалидом 2 группы. В апреле 2001 года, в ФГБУ «ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР» Минздрава России истцу был установлен диагноз – первичный миелофиброз (МF-3), JAK2V617F-позитивный с долей мутантного гена 100%. Внепеченочная портальная гипертензия. Выраженная спленомегалия. Хронический вирусный гепатит В. Медицинским заключением ФГБУ ГНЦ МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением экспертной комиссии ФГБУ ГНЦ МЗ РФ по рациональному использованию дорогостоящих лекарственных средств (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) истцу было рекомендовано лечение препаратом Руксолитиниб (Джакави) в дозе 20мг х 2 в сутки. Истец указывает, что в Департамент здравоохранения города Севастополь за подписью главного врача, главного гематолога ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» и заведующей поликлиникой № 2 ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» на 2017, 2018, 2019, 2020 годы были предоставлены заявки с персонифицированными регистрами на бесплатное лекарственное обеспечение Бережного Ю.П. в индивидуальном порядке препаратом Руксолитиниб (Джакави) в дозе 20мг х 2 в сутки. Также в Департамент здравоохранения города Севастополя в 2017 голу передавались Протоколы заключения клинико-экспертной комиссии поликлиники № 2 ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», медицинское заключение ФГБУ ГНЦ МЗ РФ и разъяснение главного гематолога города Севастополь от 09.06.2017 г., о том, что Бережной Ю.П. нуждается в ежегодном льготном обеспечении препаратом Руксолитиниб в дозе 20мг х 2 в сутки.
Между тем, по доводам иска, ответчики систематически нарушали права истца на постоянное льготное обеспечение жизненно важным препаратом несмотря на заявки, имеющиеся в Департаменте здравоохранения города Севастополя; за 2017 год истцу только ДД.ММ.ГГГГ бесплатно был выделен один раз препарат Джакави (Руксолитиниб) в дозировке 5мг № 56. Перебои в поставке препарата повторились и в 2018 г. Весь указанный период в связи с наличием угрозы жизни истец был вынужден самостоятельно приобретать препарат Джакави (Руксолитиниб). Таким образом, на приобретение жизненно необходимого Бережному Ю.П. лекарственного препарата Джакави (Руксолитиниб) в 2017 г. истец потратил личных денежных средств на сумму 739 100 руб., а в 2018 г. - 550 000 руб. Указанные денежные средства истец просит взыскать с ответчиков.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ссылаясь на состояние здоровья истца, а также на систематичное нарушение ответчиками прав Бережного Ю.П. на обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом, истец и его представитель ходатайствовали перед судом о восстановлении срока обращения в суд с требованиям о взыскании денежных сумм по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 142 000 руб. и по товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150 000 руб.
Представители ответчиков в судебном заседании иск не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просили применить к требованиям Бережного Ю.П. о взыскании денежных сумм по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 142 000 руб. и по товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150 000 руб. исковую давность.
Выслушав истца и представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения закреплены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды 2 группы.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 г. № 1302-ПП «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В Приложении №4 к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов под №799 указан препарат «Руксолитиниб».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с положениями статей 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 26.04.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Препарат «Руксолитиниб» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1302-ПП "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Постановлением Правительства Севастополя от 26.12.2018 N 963-ПП "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Постановлением Правительства Севастополя от 27.12.2019 N 715-ПП "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" препарат «Руксолитиниб» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – города Севастополя) инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бережной Ю.П. является инвалидом II группы, впертые инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ.
В 2001 г. истцу установлен диагноз - первичный миелофиброз (МF-3), JAK2V617F-позитивный с долей мутантного гена 100%.0 Внепеченочная портальная0гипертензия.0Выраженная0спленомегалия. Хроническийавирусный гепатитаВ.
Медицинским заключением ФГБУ ГНЦ МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением экспертной комиссии ФГБУ ГНЦ МЗ РФ по рациональному использованию дорогостоящих лекарственных средств (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Бережному Ю.П. было рекомендовано лечение препаратом Руксолитиниб (Джакави) в дозе 20мг х 2 в сутки.
Заключением клинико-экспертной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» №42 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена нуждаемость Бережного Ю.П. в обеспечении на льготной основе препаратом «Руксолитиниб», диагноз - идиопатический остеомиелофиброз.
Нуждаемость истца в препарате Руксолитиниб (Джакави) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиками не оспаривается.
С 2017 года лекарственный препарат Руксолитиниб (Джакави) включен ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» в централизованную годовую заявку на 2017 г., позже на 2018 г. для обеспечения Бережного Ю.П. на льготной основе. В Департамент здравоохранения города Севастополь были предоставлены заявки с персонифицированными Регистрами на льготное лекарственное обеспечение Бережного Ю.П. препаратом Руксолитиниб (Джакави) в дозе 20мг х 2 в сутки.
Между тем, судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в 2017 г. Бережной Ю.П. был обеспечен препаратом Руксолитиниб (Джакави) единожды в декабре 2017 г.
Согласно материалам дела по обращению Бережного Ю.П. Росздравнадзором по согласованию с Прокуратурой г. Севастополя проведена внеплановая выездная проверка Департамента здравоохранения города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой Бережного Ю.П. уведомили, что факты о нарушении его прав по обеспечению лекарственным препаратом «Руксолитиниб» (Джакави) с 2017 г. нашли свое подтверждение. Департаментом здравоохранения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были приняты меры по закупке лекарственного препарата «Руксолитиниб» и обеспечению истца указанным препаратом в полном объеме. Росздравнадзором составлен Акт и выдано Предписание об устранении выявленных нарушений.
После проведенной проверки, с сентября 2018 г., истца стали обеспечивать на льготной основе лекарственным препаратом «Руксолитиниб» в дозе 20мг в сутки. С апреля 2020 перебои в поставке препарата повторились, что подтверждается ответом прокурора города Севастополя от 12.08.2020. Согласно ответу, в нарушение федерального законодательства Департаментом здравоохранения с 2017 г. по 2020 г. назначенное жизненно необходимое и важнейшее лекарственное средство «Руксалитиниб» предоставляется несвоевременно, в недостаточном количестве, а также в меньшей дозировке и на момент прокурорской проверки Бережной Ю.П. препаратом не обеспечен, в связи с чем прокуратурой города в суд предъявлено исковое заявление в интересах Бережного Ю.П. об обязании обеспечить указанным препаратом.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрено, что льготное обеспечение инвалидов лекарственными средствами осуществляется в соответствии с назначением врача.
В соответствии с пунктом 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемым в установленном порядке Минздравом России (пункт 2.3).
Действовавшим в юридически значимый период приказом Департамента здравоохранения г. Севастополя от 26.01.2017 г. №57 (утратил силу в связи с изданием приказа Департамента здравоохранения г. Севастополя от 30.08.2018 N 775, вступившего в силу со дня официального опубликования), утвержден порядок взаимодействия участников льготного лекарственного обеспечения, в соответствии с которым, назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется гражданам, имеющим в соответствии с действующим федеральным и законодательством города Севастополя право на получение лекарственных препаратов, закупленных за счет средств федерального и регионального бюджетов, включенным в Регистры федеральных и региональных льготников (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 2.14 Порядка, лечащий врач самостоятельно назначает и выписывает лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания в случае типичного течения заболевания, исходя из его тяжести и характера, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
Лечащий врач самостоятельно использует для назначения лекарственные препараты, включенные в утвержденную заявку Департаментом здравоохранения города Севастополя (пункт 2.15.).
Лечащие врачи выписывают рецепты в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 г. № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Аптечная организация в соответствии с указанным в рецепте международным непатентованным или группировочным наименованием отпускает имеющееся в наличии торговое наименование лекарственного препарата. При наличии нескольких синонимов одного международного непатентованного или группировочного наименования синонимический подбор осуществляется по согласованию с гражданином, для которого выписан рецепт, или его лечащим врачом (пункт 3.4.)
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов специалисты в Пунктах отпуска регистрируют рецепт в специальном журнале, делают на рецепте отметку об адресе, номере или наименовании аптеки, дате приема рецепта на обеспечение, возвращают рецепт пациенту, вводят рецепт в базу данных отсроченных рецептов, согласовывают с УФО поставку лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий десяти рабочих дней (пункт 3.6.).
Уполномоченная фармацевтическая организация в случае обоснованной невозможности обеспечения отсроченных рецептов в рамках действующих контрактов письменно уведомляет об этом Департаментом, который на основании обращения УФО принимает решение об обеспечении рецептов (пункт 3.7).
Схоже правовое регулирование определено и в ныне действующем Приказе Департамента здравоохранения г. Севастополя от 30.08.2018 №775, которым утвержден Порядок взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка участниками, организующим и осуществляющим обеспечение отдельных категории граждан лекарственными препаратами, являются:
Департамент здравоохранения города Севастополя;
медицинские организации, выписывающие рецепты на лекарственные препараты;
уполномоченная фармацевтическая организация, организация подведомственная Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая исполняет государственный контракт (договор) на оказание услуги по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, закупленными за счет средств федерального и регионального бюджетов.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка льготное лекарственное обеспечение федеральных и региональных льготников осуществляется Департаментом здравоохранения города Севастополя посредством размещения государственных заказов на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4.2 Порядка государственные заказы составляются на основе сводной заявки медицинских организаций Севастополя.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка утвержденная заявка медицинских организаций Севастополя формируется Департаментом здравоохранения города Севастополя на основании сводной потребности медицинских организаций, уполномоченных Департаментом здравоохранения города Севастополя на выписывание рецептов, и остатков лекарственных препаратов, согласовывается главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Севастополя.
Согласно пункту 4.4. заявки медицинских организаций составляются на один очередной календарный год, предоставляются в срок, утвержденный приказом Департамента здравоохранения города Севастополя для комиссионного рассмотрения и очной защиты в Департаменте здравоохранения города Севастополя.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов специалисты в Пунктах отпуска регистрируют рецепт в специальном журнале, делают на рецепте отметку об адресе, номере, или наименовании аптеки, дате приема рецепта на обеспечение, возвращают рецепт пациенту, вводят рецепт в базу данных, отсроченных рецептов, согласовывают с уполномоченной фармацевтической организацией поставку лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий десяти рабочих дней.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом.
Между тем, судом установлено и следует из пояснений представителя ГБУЗ «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова», что в заявленный ко взысканию период рецепты на препарат «Руксолитиниб» Бережному Ю.П. не выписывались в виду отсутствия препарата в аптеке. За 2017 год рецепт выписан единожды ДД.ММ.ГГГГ и тогда же препарат получен Бережным Ю.П. на льготной основе. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рецепты на препарат «Руксолитиниб» Бережному Ю.П. не выписывались.
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 года № 182-ПП, Департамент здравоохранения города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории города.
Основными задачами Департамента здравоохранения города Севастополя являются, в том числе, обеспечение реализации единой государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств; разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения; осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств.
На Департамент здравоохранения города Севастополя возложено исполнение государственной функции - разработка и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории города Севастополя, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, региональных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Департамент здравоохранения города Севастополя.
Обязанность по организации обеспечения истца бесплатно на период лечения лекарственным препаратом «Руксолитиниб» лежит на Департаменте здравоохранения города Севастополя как органе исполнительной власти, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, в силу норм Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890, Положения о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 года №182-ПП.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Росздравнадзором по согласованию с Прокуратурой г. Севастополя, факты о нарушении прав Бережного Ю.П. по обеспечению лекарственным препаратом «Руксолитиниб» (Джакави) с 2017 г. нашли свое подтверждение. По сообщению Росздравнадзора, Департаментом здравоохранения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были приняты меры по закупке лекарственного препарата «Руксолитиниб» и по обеспечению истца указанным препаратом в полном объеме. Росздравнадзором составлен Акт и выдано Предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу, установленному в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно оригиналам платежных документов, приобщенных к материалам дела, на приобретение жизненно необходимого Бережному Ю.П. лекарственного препарата Джакави (Руксолитиниб) в 2017 г. истец потратил личных денежных средств на сумму 739 100 руб. (142100+150000+240000+69000+138000)., в 2018 г. - 550 000 руб. (152000+148000+250000).
Оценивая в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе, медицинские документы, объяснения сторон и иные доказательства, суд приходит к выводу о наличии вины обоих ответчиков в причинении убытков истцу. В заявленный ко взысканию период лечащим врачом ГБУЗС «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова» Бережному Ю.П. не были выписаны рецепты на приобретение лекарственного препарата. Росздравнадзором установлен и подтверждается материалами дела факт ненадлежащей организации Департаментом здравоохранения города Севастополя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ закупки и обеспечения Бережного Ю.П. лекарственным препаратом «Руксолитиниб». Указанное в совокупности привело к нарушению прав пациента на льготное медицинское обеспечение жизненно необходимым препаратом и необходимости самостоятельного приобретения лекарственного препарата.
Таким образом, с Департамента здравоохранения города Севастополя и ГБУЗ «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова» в пользу Бережного Юрия Петровича подлежат взысканию убытки в сумме 1 289 100 руб.
При этом, учитывая состояние здоровья истца, нарушение ответчиками прав Бережного Ю.П. на обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом, ходатайство истца о восстановлении срока для обращения в суд с требованиям о взыскании денежных сумм по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 142 000 руб. и по товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150 000 руб. суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя Департамента здравоохранения г. Севастополя со ссылкой на то, что платежные документы, представленные истцом, не идентифицированы, а потому не могут служить основанием для взыскания денежных средств за приобретение пациентом препарата, не являются основанием к отказу в иске.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бережной Ю.П. по жизненным показаниям принимал лекарственный препарат «Руксолитиниб», однако бесплатно в указанный период был обеспечен этим препаратом только в декабре 2017 г. Указанное свидетельствует о приобретении истцом жизненно необходимого препарат «Руксолитиниб» в заявленный период за счет личных денежных средств. Дозировка препарата, приобретенного Бережным Ю.П., не превышает дозировку, рекомендованную пациенту врачами и включенную в заявку на льготное обеспечение Бережного Ю.П. начиная с 2017 г.
Возражения представителя Департамента здравоохранения города Севастополя со ссылкой на то, что Бережной Ю.П. приобрел статус инвалида только в начале 2018 г., а потому не может требовать компенсации за не предоставление препарата «Руксолитиниб» на льготной основе в 2017 г., суд не принимает в качестве основания для отказа в удовлетворении иска в виду следующего.
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Заболевание Бережного Ю.П. относится к перечню редких (орфанных) заболеваний, т.е. предоставление государственных гарантии в виде обеспечения лекарственным препаратом, гарантировано ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ.
Федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями как меру социальной поддержки, определяет, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации данные меры предоставляются в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний. То есть данные меры социальной поддержки могут рассматриваться как предоставляемые либо лицам, относимым к конкретной социально защищаемой группе населения, определенной в законодательстве, либо лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых также установлен законодательно.
При этом федеральным законодательством не установлены какие-либо изъятия из состава данных групп, обеспечиваемых лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данную государственную гарантию в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить.
Кроме того, суд обращает внимание, что согласно материалам дела, с 2017 года все компетентные органы - Департамент здравоохранения города Севастополя, ГБУЗ «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова», Росздравнадзор признавали право Бережного Ю.П. на получение жизненно важного препарата на льготной основе. С 2017 г. Бережной Ю.П. включен в персонифицированную заявку на обеспечение на льготной основе препаратом «Руксолитиниб», в декабре 2017 г. препарат получен пациентом бесплатно.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Никто не может противоречить собственному предыдущему поведению.
Противоречивое поведение ответчика, который ранее с 2017 года признавал право Бережного Ю.П. на получение жизненно важного препарата на льготной основе, а теперь отрицает такое право Бережного Ю.П. по состоянию на 2017 г., не дает ответчику права на судебную защиту в части оспаривания такого права истца, поскольку подпадает под действие принципа добросовестности и положений пункта 4 статьи 1, статьи 10 ГК РФ, не допускающих возможность извлечения выгоды из недобросовестного поведения.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бережного Юрия Петровича к ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Департаменту здравоохранения города Севастополя о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата удовлетворить.
Взыскать с Департамента здравоохранения города Севастополя, ГБУЗ «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова» в пользу Бережного Юрия Петровича 1 289 100 руб. (один миллион двести восемьдесят девять тысяч сто рублей).
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 02.10.2020.
Судья -