Решение по делу № 3а-548/2015 от 12.08.2015

КОПИЯ

г. Волгоград 3а-548/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.

при секретаре: Кердан Л.Н.

рассмотрев 28 октября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маркаряна Н.Р. к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Маркарян Н.Р. (далее - административный истец) 12 августа 2015 года обратился в Волгоградский областной суд с административным иском к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.

В обоснование требований указано, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате арендной платы в необоснованно завышенном размере.

Административный истец Маркарян Н.Р. в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны.

В судебном заседании представитель административного истца Дмитриева Г.А. заявленные требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка с учетом заключения судебной экспертизы в размере <.......> рублей.

Представитель административного ответчика Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Фёдорова Д.С. против удовлетворения заявленных требований не возражала.

От представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области поступили письменные объяснения, в которых указано, что при вынесении решения по делу административный ответчик полагается на усмотрение суда, поскольку претензий к истцу не имеет (л.д. 74-77).

Представитель заинтересованного лица Губернатора Волгоградской области представил в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

Из материалов дела следует, что Маркарян Н.Р. пользуется земельным участком с кадастровым номером № <...> площадью 456 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, на правах, установленных договором аренды от 18 апреля 2012 года № 65/12 и дополнительным соглашением к данному договору от 25 июня 2015 года, заключёнными между административным истцом и Администрацией Городищенского городского поселения Городищенского района Волгоградской области (л.д. 7-8, 10).

Определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на размер уплачиваемой административным истцом арендной платы, в связи с чем у Маркаряна Н.Р. имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для строительства придорожного комплекса по обслуживанию автомобилей на 2 поста» (л.д. 15).

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.

С учетом указанного правового акта, а также данных кадастрового паспорта и кадастровой справки датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:230005:2435 является 02 апреля 2012 года. Сведения о вновь образованном спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости в указанную дату (л.д., 14,15).

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно п. 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.

Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.

Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка на 02 апреля 2012 года.

Административным истцом суду представлен отчёт, подготовленный оценщиком <.......>, по определению рыночной стоимости земельного участка, согласно которому по состоянию на 02 апреля 2012 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет <.......> руб. (л.д. 18-61). Данный отчет получил положительное экспертное заключение <.......> (л.д. 62-72).

В соответствии со ст. 77 КАС РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца с целью уточнения рыночной стоимости спорного объекта оценки проведена судебная оценочная экспертиза.

Согласно выводам судебной экспертизы, проведенной на основании определения Волгоградского областного суда от 14 сентября 2015 года, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская <адрес> по состоянию на 02 апреля 2012 года составляет <.......> рублей (л.д. 95-125).

При оценке указанного экспертного заключения, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.

Таким образом, по мнению суда, экспертное заключение, представленное по результатам проведённой судебной оценочной экспертизы, является достоверным и допустимым доказательством.

Представленный ранее административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка правового значения при принятии решения не имеет, так как рыночная стоимость земельного участка установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился представитель административного истца, уточнивший заявленные требования.

Административные ответчики и заинтересованные лица по делу возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.

При таких обстоятельствах заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 462840 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 2419 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким органом применительно к рассматриваемому делу является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области.

С учетом того, что кадастровая стоимость спорного объекта оценки была определена в порядке, предусмотренном ст. 2419 Закона об оценочной деятельности, надлежащим ответчиком по делу является «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области.

В удовлетворении требований к Губернатору Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости надлежит отказать, поскольку их процессуальный статус по делу - заинтересованные лица.

Руководствуясь ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Маркаряна Н.Р. к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Волгоградский областной суд 12 августа 2015 года, удовлетворить в полном объёме.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей.

В удовлетворении требований Маркаряна Норика Рубеновича к Губернатору Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: /подпись/ И.Г. Кубасов

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2015 года.

<.......>

<.......>

3а-548/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маркарян Н.Р.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице фили
Другие
Управление Росреестра по Волгоградской области
Губернатор Волгоградской области
Администрация Городищенского района
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
12.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2015Передача материалов судье
17.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.09.2015Предварительное судебное заседание
14.09.2015Предварительное судебное заседание
19.10.2015Производство по делу возобновлено
19.10.2015(Вид производства изменен на "административное")
28.10.2015[Адм.] Судебное заседание
28.10.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее