УИД: 49RS0009-01-2024-000309-23
Р Е Ш Е Н И Я
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Ягодное 05 ноября 2024 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего - судьи Мочалкиной А.П.,
с участием помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области В.,
представителя ответчика С.,
при секретаре судебного заседания Ш.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по иску прокурора Ягоднинского района Магаданской области, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «Колымаэнерго» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «Колымаэнерго» (далее – ООО «Порядок») о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ягоднинского района Магаданской области проведен анализ соблюдения ответчиком требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта Колымская ГЭС имени Ю.И. Фриштера, в результате которого установлено несоблюдение ответчиком требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 2014 года № 1046 (далее – Требования № 1046).
В нарушение пунктов 33, 35, 36, 37, 39, 40 Требований № 1046 территории Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована предупредительным ограждением и запретной зоной.
В нарушение пунктов 46, 47, 48 Требований № 1046 территории Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована постовыми будками, наблюдательными вышками, а также выгородками.
Также территория Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована соответствующими предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками, а именно: «Запретная зона!» Проход (проезд) запрещен (закрыт)», «Внимание! Охраняемая территория» (нарушение пунктов 41, 42, 43, 45 Требований № 1046).
В нарушение пунктов 148, 152 Требований № 1046 КПП № 1 и КПП № 2 Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудованы металлообнаружителями, обнаружителями взрывчатых веществ и интроскопом.
КПП № 2 Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудовано противотаранными устройствами (нарушение пункта 27 Требований № 1046).
Кроме этого, Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована системой охранной сигнализации, системой охранной телевизионной, охранным освещением (нарушение пунктов 12, 97, 125, 126 Требований № 1046).
Просит возложить на ПАО «Колымаэнерго» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований антитеррористической защищенности объекта Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И. расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- оборудовать территорию предупредительным ограждением;
- оборудовать территорию запретной зоной;
- оборудовать постовыми будками, наблюдательными вышками, а также выгородками;
-оборудовать соответствующими предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками, а именно: «Запретная зона! Проход (проезд) запрещен (закрыт)», «Внимание! Охраняемая территория»;
- оборудовать КПП № 1, КПП № 2 металлообнаружителями, обнаружителями взрывчатых веществ и интроскопом;
- оборудовать КПП № 2 противотаранными устройствами;
- -оборудовать системой охранной сигнализации периметр территории;
- оборудовать территорию системой охранной телевизионной;
- оборудовать периметр территории охранным освещением.
Определением Ягоднинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Полагал заявленный срок для исполнения решения суда разумным ввиду высокого уровня террористической угрозы.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление. Суду пояснил, что в отношении Колымской ГЭС разработан и реализуется проект комплексной системы безопасности, часть данного проекта реализована: в 2019 году выполнена поставка оборудования, материалов и выполнения работ по системе «Технические средства досмотра», в 2020-2021 годах осуществлена поставка оборудования и материалов по защите акватории, система охранная, телевизионная, инженерно-технические средства защиты, система охранной сигнализации, система электроснабжения, выполнение работ по модернизации комплексной системы безопасности в части технических средств досмотра. В 2024-2025 годах выполняются монтажные и пуско-наладочные работы в части инженерно-технических средств защиты и системы электроснабжения. Полная реализация инвестиционного проекта запланирована на 2028 год.
Отмечает отсутствие в 2024-2025 годах свободных финансовых средств в инвестиционной программе ПАО «Колымаэнерго» для реализации инвестиционного проекта по модернизации комплексной системы безопасности Колымской ГЭС.
Обращает внимание, что решением комиссии по категорированию от ДД.ММ.ГГГГ категория Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. изменена с высокой на среднюю. В этой связи, а также в связи с принятием постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время проводятся мероприятия по актуализации паспорта безопасности, после утверждения нового паспорта безопасности ряд мероприятий, выполнить которые просит прокурор, будет исключен, в частности будет исключена необходимость оборудовать территорию Колымской ГЭС предупредительным ограждением, запретной зоной, постовыми будками, наблюдательными вышками, выгородками.
Полагал, что просимый прокурором срок исполнения решения суда является необоснованным, исполнить решение в указанный срок не представляется возможным. Просил установить срок до 2028 года с учетом длительности закупочных процедур, сложных климатических условий, предопределяющих сезонность определенных работ, а также большую протяженность периметра объекта, расположенного в горной местности с многообразием форм рельефа различной высоты.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо отмечает, что все заявленные прокурором требования, за исключением требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать территорию Колымской ГЭС постовыми будками, наблюдательными вышками, выгородками, а также о возложении на ответчика обязанности оборудовать КПП № 2 противотаранными устройствами, являются обязательными для исполнения в соответствии с постановлением Правительства от 03 августа 2014 года № 1046. Считает, что срок выполнения мероприятий по оборудованию объекта всеми необходимыми инженерно-техническими средствами охраны в соответствии с заявленными исковыми требованиями следует установить в течение 12 месяцев от даты вступления решения суда в законную силу с возможностью корректировки данного срока в сторону увеличения в зависимости от представленных ответчиком доказательств, учитывая при этом необходимость максимальной защиты объектов топливно-энергетического комплекса от террористических угроз в силу обострения внешнеполитической обстановки и существенно возросшей в стране угрозы террористических атак на критически важную инфраструктуру, в том числе на объекты топливно-энергетического комплекса с применением беспилотных воздушных судов.
Судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся: приоритет мер предупреждения терроризма, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований, и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ) установлено, что требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 256-ФЗ, установлено, что целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;
3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса;
4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;
6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности;
8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1, 4 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 2024 № 1046 утверждены требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее Требования № 1046).
Пунктом 1 Требований № 1046 установлено, что настоящие требования устанавливают общие требования к организационным, административным и правовым мероприятиям, осуществляемым физическими и юридическими лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса (далее-субъект топливно-энергетического комплекса), в целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; составу инженерно-технических средств охраны объектов топливно-энергетического комплекса (далее - инженерно-технические средства охраны); системам (средствам) обеспечения функционирования подразделений охраны на объекте топливно-энергетического комплекса; организации физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделениями и (или) организациями, указанными в части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - подразделения охраны); обеспечению дополнительных мер безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - дополнительные меры безопасности).
Настоящие требования также устанавливают особенности физической защиты гидротехнических сооружений и линейных объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктами 33, 35 Требований № 1046, предупредительное ограждение обозначает границы охраняемой территории объекта топливно-энергетического комплекса и формирует запретную зону объекта топливно-энергетического комплекса вместе с основным ограждением. Предупредительным ограждением оборудуются отдельные участки территории объекта топливно-энергетического комплекса, критические элементы объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности, а также площадки контрольно-пропускных пунктов автомобильного или железнодорожного транспорта, предназначенные для его осмотра.
В предупредительном ограждении могут устанавливаться запираемые калитки, которые при необходимости контролируются системой охранной сигнализации.
В соответствии с пп. «а» п. 36, 37, 39, 40 Требований № 1046, к инженерным средствам и сооружениям относится запретная зона.
Ширина запретной зоны должна быть не менее 3 метров от основного ограждения объекта топливно-энергетического комплекса с внешней стороны (внешняя запретная зона) на объектах топливно-энергетического комплекса высокой и средней категорий опасности (при наличии такой возможности) и с внутренней стороны (внутренняя запретная зона) на объектах топливно-энергетического комплекса любой категории опасности.
Запретная зона может использоваться для установки технических средств охраны, при этом ее ширина должна обеспечивать их корректную работу.
На объектах топливно-энергетического комплекса высокой категории опасности внутренняя запретная зона оборудуется предупредительным ограждением с учетом технологических особенностей объекта топливно-энергетического комплекса.
Согласно пунктам 41-45 Требований № 1046 с внешней стороны основного ограждения устанавливаются предупредительные знаки, с его внутренней стороны устанавливаются предупредительные и разграничительные знаки, в том числе для разграничения границ между постами охраны.
По линии ограждения с внешней стороны запретной зоны устанавливаются предупредительные знаки с надписями: «Запретная зона! Проезд (проход) запрещен (закрыт)» и «Внимание! Охраняемая территория!».
Предупредительные знаки, указанные в пункте 42 настоящих требований, устанавливаются на расстоянии не более 50 метров друг от друга на ограждении или с использованием отдельных столбов, а также на изгибах (углах) запретной зоны, калитках и воротах в запретную зону.
В запретной зоне для обозначения границ участков постов охраны применяются разграничительные знаки, которые нумеруются и последовательно устанавливаются в ней на инженерном заграждении или с использование отдельных столбов так, чтобы не просматривались с внешней стороны запретной зоны.
Разграничительные и предупредительные знаки изготавливаются из листового металла или композиционного материала, надписи на них делаются на русском языке, при этом их размеры и цветовые решения определяются субъектом топливно-энергетического комплекса самостоятельно.
В соответствии с пунктами 46, 47 Требований № 1046 к инженерному оборудованию постов охраны относятся постовые будки, наблюдательные вышки, а также выгородки в зданиях мест несения работниками подразделений охраны службы в виде барьера.
Решение об установке и местах размещения постовых будок и выгородок в зданиях мест несения работниками подразделений охраны службы принимается субъектом топливно-энергетического комплекса самостоятельно.
По решению субъекта топливно-энергетического комплекса для увеличения просмотра работниками подразделений охраны запретной зоны и подступов к объекту топливно-энергетического комплекса могут устанавливаться наблюдательные вышки.
Решение о местах размещения наблюдательных вышек принимается субъектом топливно-энергетического комплекса.
Согласно пункту 71 Требований № 1046 площадка для осмотра автомобильного транспорта по решению субъекта топливно-энергетического комплекса может быть оборудована противотаранным устройством. При применении противотаранных устройств, устанавливаемых на уровне дорожного полотна, дополнительно устанавливаются шлагбаумы.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Требований № 1046, к инженерно-техническим средствам охраны относятся технические средства охраны: система сбора и обработки информации; система охранной сигнализации; система охранная телевизионная; система охранного освещения объекта топливно-энергетического комплекса; система контроля и управления доступом; система тревожной сигнализации; система электропитания инженерно-технических средств охраны.
В соответствии с пунктом 103 Требований № 1046, периметр объектов топливно-энергетического комплекса низкой и средней категории опасности должен быть оборудован 1 рубежом охранной сигнализации, а периметр объектов топливно-энергетического комплекса высокой категории опасности должен быть оборудован 2 рубежами охранной сигнализации, работающими на различных физических принципах, один из которых устанавливается на основном инженерном ограждении объекта топливно-энергетического комплекса, второй – в запретной зоне объекта топливно-энергетического комплекса.
Согласно пунктам 110, 111 Требований № 1046 система охранная телевизионная обеспечивает визуальный контроль за обстановкой на периметре объекта топливно-энергетического комплекса и прилегающей к нему территории, критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса и отдельных участков его внутренней территории (для объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности), а также передачу визуальной информации на пункт централизованной охраны объекта топливно-энергетического комплекса.
На объектах топливно-энергетического комплекса может применяться система охранная телевизионная с функциями видеодетекции (функция обнаружения движущихся объектов) и видеоаналитики.
В соответствии с пунктами 124-126, 130 Требований № 1046,система охранного освещения должна обеспечивать устойчивое и бесперебойное освещение в темное время суток периметра объекта топливно-энергетического комплекса, его зон безопасности, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных территорий в соответствии с настоящими требованиями.
Система охранного освещения объекта топливно-энергетического комплекса может состоять из основного и дополнительного охранного освещения, а также может интегрироваться с системой охранной сигнализации таким образом, чтобы при формировании извещения о тревоге включалось дополнительное освещение (режим дополнительного освещения) на соответствующем участке объекта топливно-энергетического комплекса автоматически в ночное время, а также вручную в дневное время при плохой видимости.
Система охранного освещения объекта топливно-энергетического комплекса должна обеспечивать:
а) равномерное освещение на уровне земли сплошных полос шириной не менее З метров по периметру объекта топливно-энергетического комплекса;
б) управление осветительными приборами системы охранного освещения, в том числе дополнительного, из помещения пункта централизованной охраны и (или) поста охраны объекта топливно-энергетического комплекса;
в) совместимость с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной.
Основное охранное освещение должно обеспечивать функционирование системы охранной телевизионной.
В соответствии с пунктами 148, 152 Требований № 1046 на объектах топливно-энергетического комплекса любой категории опасности при проходе людей или въезде транспортных средств должны использоваться технические средства осмотра, которые включают в себя металлообнаружители (стационарные, переносные, ручные), интроскопы, эндоскопы, щупы и зеркала, обнаружители взрывчатых веществ, Решение о целесообразности применения на объекте топливно-энергетического комплекса тех или иных технических средств осмотра определяется субъектом топливно-энергетического комплекса.
Минимальный состав технических средств осмотра на контрольно-пропускном пункте должен состоять: для объекта топливно-энергетического комплекса высокой категории опасности - из металлообнаружителя, досмотрового зеркала, обнаружителя взрывчатых веществ и интроскопа.
Как указано в исковом заявлении, ответчиком ПАО «Колымаэнерго» не выполнены изложенные выше требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И., а именно:
территория Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. предупредительным ограждением не оборудована;
территория Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. запретной зоной не оборудована;
Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. постовыми будками, наблюдательными вышками, а также выгородками не оборудована;
Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована соответствующими предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками, а именно: «Запретная зона! Проход (проезд) запрещен (закрыт)», «Внимание! Охраняемая территория»;
КПП № 1, КПП № 2 Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. металлообнаружителями, обнаружителями взрывчатых веществ и интроскопом не оборудованы;
КПП № 2 Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудовано противотаранными устройствами;
Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована системой охранной сигнализации;
Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована системой охранной телевизионной;
Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. охранным освещением не оборудована.
Разрешая исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить вышеуказанные нарушения, суд приходит к тому, что они подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
Так, в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, на дату рассмотрения дела территория Колымской ГЭС им. Фриштера не оборудована предупредительным ограждением, запретной зоной, постовыми будками, наблюдательными вышками, выгородками; КПП № 2 не оборудован обнаружителем взрывчатых веществ и интроскопом; КПП № 2 Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудовано противотаранными устройствами; Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. не оборудована системой охранной сигнализации, системой охранной телевизионной, охранным освещением.
Между тем, исходя из положений пунктов 46-47, 71 Требований № 1046, принятие решения об установке и местах размещения постовых будок, наблюдательных вышек и выгородок, а также об оборудовании противотаранным устройством площадки для осмотра автомобильного транспорта является правом субъекта топливно-энергетического комплекса, а не его обязанностью, в связи с чем суд не находит оснований для возложения на ответчика соответствующих обязанностей.
Помимо изложенного, в судебном заседании установлено, что:
- КПП № 1 оборудован металлообнаружителем, обнаружителем взрывчатых веществ и интроскопом, что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и фотографиями КПП № 1;
- КПП № 2 оборудован металлообнаружителем (ручным металлодетектором), что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и описью имущества КПП № 2;
- Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. оборудована предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по периметру охранного ограждения установлены знаки «Запретная зона! Проход (проезд) запрещен» (37 штук); «Граница поста № 4» (2 штуки), «Граница поста № 2» (2 штуки), а также представленными ответчиком фотографиями.
Поскольку указанные нарушения обязательных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. устранены ответчиком до обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением, по мнению суда, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
С учетом вышеизложенного и, принимая во внимание, что невыполнение требований антитеррористической защищенности создает угрозу в отношении топливно-энергетического комплекса Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И., суд полагает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности оборудовать территорию Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. предупредительным ограждением, запретной зоной, периметр территории оборудовать системой охранной сигнализации, системой охранной телевизионной, охранным освещением, КПП № 2 оборудовать обнаружителями взрывчатых веществ и интроскопом, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что мероприятия по оборудованию территории Колымской ГЭС им Фриштера Ю.И. предупредительным ограждением, запретной зоной, системой охранной сигнализации, системой охранной телевизионной, охранным освещением, техническими средствами досмотра являются частью инвестиционного проекта комплексной системы безопасности Колымской ГЭС, реализация которого запланирована на 2028 год с поэтапным выполнением указанных мероприятий, по мнению суда, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку на дату рассмотрения дела указанные мероприятия не выполнены.
Кроме того, доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по оборудованию территории Колымской ГЭС предупредительным ограждением и запретной зоной в связи с изменением требований к паспорту безопасности ввиду снижения категории опасности данного объекта с высокой на среднюю и принятием постановления Правительства от 03 августа 2024 года № 1046, не могут быть приняты судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов.
Согласно частям 1, 5, 7 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Порядок проведения анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса, оценки социально-экономических последствий совершения на объекте акта незаконного вмешательства при проведении категорирования объекта, оценки системы физической защиты объекта при угрозах совершения актов незаконного вмешательства утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановление Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 460 (далее – Правила), под актуализацией паспорта понимается внесение изменений в паспорт в определенных настоящими Правилами случаях.
Согласно подпунктам «д», «е» пункта 3 Правил, актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении базовых угроз для критических элементов объекта; компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
В силу пунктов 5, 6 Правил после проведения актуализации паспорт утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации.
Решение о замене паспорта объекта принимается субъектом топливно-энергетического комплекса по результатам актуализации паспорта.
В соответствии с пунктами 3, 4, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03 августа 2024 года № 1046 «Об утверждении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» состав инженерно-технических средств охраны определяется в соответствии с приложениями № 1-3 исходя из категории опасности объекта топливно-энергетического комплекса, за исключением случаев, установленных настоящими требованиями.
При определении состава и выборе типа инженерно-технических средств охраны конкретного объекта топливно-энергетического комплекса (в том числе в пределах одной категории опасности) комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса учитываются объективные факторы, указанные в пункте 5 настоящих требований.
Состав инженерно-технических средств охраны указывается в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Комиссией по категорированию при наличии объективных факторов, указанных в пункте 5 настоящих требований, вне зависимости от категории опасности объекта топливно-энергетического комплекса может быть принято решение о неприменении отдельных инженерно-технических средств охраны на таком объекте топливно-энергетического комплекса. В случае принятия комиссией по категорированию такого решения в паспорте указываются компенсационные мероприятия.
В судебном заседании установлено, что по результатам заседания комиссии по категорированию ДД.ММ.ГГГГ объекту ТЭК Колымская ГЭС присвоена средняя категория опасности. Ранее объект ТЭК Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И. имел высокую категорию опасности, указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и письменного отзыва на исковое заявление, в настоящее время паспорт безопасности Колымской ГЭС проходит процедуру актуализации, по результатам которой категория будет снижен до уровня «средняя» и, как следствие, паспорт безопасности будет утвержден в новой редакции, откуда будет исключена необходимость оборудования территории Колымской ГЭС предупредительным ограждением, запретной зоной. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что оборудование территории предупредительным ограждением и запретной зоной проектом модернизации комплексной системы безопасности Колымской ГЭС не предусмотрено, указанные мероприятия заменены компенсационными мероприятиями.
Судом представителям ответчика предлагалось представить решение комиссии по категорированию, принятого в порядке пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03 августа 2024 года № 1046 «Об утверждении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», о замене мероприятия по оборудованию территории Колымской ГЭС им. Фриштера Ю.И. предупредительным ограждением и запретной зоной компенсационными мероприятиями. Однако такого решения суду представлено не было и, как следует из пояснений представителей ответчиков, такого решения комиссией по категорированию не принималось. В свою очередь действующее законодательство не наделяет субъект топливно-энергетического комплекса самостоятельно без учета мнения комиссии по категорированию принимать решение о замене отдельных инженерно-технических средств охраны компенсационными мероприятиями.
В свою очередь, исходя из анализа пунктов 33 и 37 постановления Правительства Российской Федерации от 03 августа 2024 года № 1046 «Об утверждении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», предупредительным ограждением оборудуются объекты топливно-энергетического комплекса (отдельные участки территории, критические элементы, площадки контрольно-пропускных пунктов автомобильного и железнодорожного транспорта) как высокой, так и средней категории опасности. Внешняя запретная зона оборудуется на объектах топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности при наличии такой возможности, внутренняя запретная зона оборудуется на объектах топливно-энергетического комплекса любой категории опасности.
В этой связи суд не находит заслуживающими внимания доводы представителей ответчика об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оборудованию территории Колымской ГЭС предупредительным ограждением и запретной зоной по причине изменения категории опасности данного объекта топливно-энергетического комплекса.
Доводы ответчика об отсутствии в 2024-2025 годах свободных финансовых средств в инвестиционной программе для реализации инвестиционного проекта по модернизации комплексной системы безопасности Колымской ГЭС также не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Разрешая требование прокурора в части срока устранения выявленных нарушений, суд, принимая во внимание доводы ответчика о длительности закупочных процедур и значительном объеме и затратности предстоящих работ, а также доводы прокурора и третьего лица о важности проведения мероприятий по обеспечению безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Колымская ГЭС в целях максимальной защиты от террористических угроз с учетом обострения внешнеполитической обстановки и возросшей в стране угрозы террористических атак, приходит к выводу о том, что для исполнения требований о возложении на ответчика обязанности по оборудованию территории Колымской ГЭС предупредительным ограждением, запретной зоной, периметра территории системой охранной сигнализации, системой охранной телевизионной, охранным освещением разумным будет являться срок два года с момента вступления решения суда в законную силу, а для исполнения требования о возложении обязанности оборудовать КПП № обнаружителем взрывчатых веществ и интроскопом разумным и достаточным будет являться срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая, что требования прокурора удовлетворены, то с ответчика ПАО «Колымаэнерго подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский муниципальный округ Магаданской области» государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 08 сентября 2024 года), то есть в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ягоднинского района Магаданской области, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «Колымаэнерго» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Возложить на публичное акционерное общество «Колымаэнерго» обязанность в течение двух лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения требований антитеррористической защищенности объекта Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И. расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- оборудовать территорию предупредительным ограждением;
- оборудовать территорию запретной зоной;
- оборудовать системой охранной сигнализации периметр территории;
- оборудовать территорию системой охранной телевизионной;
- оборудовать периметр территории охранным освещением.
Возложить на публичное акционерное общество «Колымаэнерго» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований антитеррористической защищенности объекта Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И. расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- оборудовать КПП № 2 обнаружителем взрывчатых веществ и интроскопом.
Прокурору Ягоднинского района Магаданской области в удовлетворении исковых требований к публичному акционерному обществу «Колымаэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической защищенности объекта Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И. расположенного по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать постовыми будками, наблюдательными вышками, а также выгородками; оборудовать соответствующими предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками, а именно: «Запретная зона! Проход (проезд) запрещен (закрыт)», «Внимание! Охраняемая территория»; оборудовать КПП № 2 противотаранными устройствами; оборудовать КПП № 1 и КПП № 2 металлообнаружителями; оборудовать КПП № 1 обнаружителями взрывчатых веществ и интроскопом – отказать.
Взыскать с публичному акционерному обществу «Колымаэнерго»в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский муниципальный округ Магаданской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) А.П. Мочалкина