УИД 11RS0001-01-2019-015105-94

Дело № 2-597/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2020 года                        г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Семенчиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полянской С.Н. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

Полянская С.Н. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми) о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 31.08.1994.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация ГО «Воркута», Королева Н.В.

Стороны и третьи лица участия в судебном заседании не приняли, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Полянская С.Н. родилась ** ** ** в ...

** ** ** Полянской С.Н. в г. Воркуте была рождена дочь – Полянская (ныне – Королева) Н.В.

Полянская С.Н. и её дочь – Королева Н.В. с 21.07.2004 сохраняют регистрацию по месту жительства по адресу: ... внуки истицы: Королев М.Д., Королев Д.Д. (оба 13.05.2016 г.р.) с 23.06.2016 сохраняют регистрацию по месту жительства ...

Полянская С.Н. состоит в администрация ГО «Воркута» в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учёт 31.08.1994, по категории «пенсионеры».

28.06.2010 Полянская С.Н. подавала в администрацию ГО «Воркута» заявление (рапорт) о включении её с составом семьи из двух человек, включая Полянскую (ныне – Королева) Н.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Указанное заявление Полянской С.Н. было удовлетворено, она была признана участником данной подпрограммы.

Учетное дело Полянской С.Н. для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата было направлено администрацией ГО «Воркута» в Минстрой Республики Коми.

Письмом от 04.07.2019 ответчик уведомил администрацию МО ГО «Воркута» и истицу об отсутствии у последней права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 31.08.1994 с составом семьи ... (включая Королеву Н.В., Королева М.Д., Королева Д.Д.). В обоснование принято решения ответчиком указано на отсутствие в представленных документах сведений о регистрации истицы по месту жительства (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 25.08.1995 по 13.10.1999, с 18.09.2001 по 04.06.2002, наличии в представленных документах сведений о снятии истицы с регистрационного учёта в г. Воркуте с выбытием в Смоленскую область, в связи с чем, по мнению ответчика, истицы считается повторно прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992.

Полагая указанный отказ Минстроя Республики Коми не основанным на законе, Полянская С.Н. обратилась в суд.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ; до 01.01.2018 – подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Подпрограмма), с 01.01.2018 – основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Основное мероприятие), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050; утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (действовавших до 01.01.2018) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (действующих с 01.01.2018).

Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Статьёй 1 указанного Закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

В силу положений ст. 4 указанного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Согласно пп. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном указанными Правилами, имеют, в том числе, граждане Российской Федерации граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с пп. «е» п. 19 Правил для участия в целевой программе указанные граждане подают в органы местного самоуправления (в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления), в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 1 к Правилам с приложением, в том числе документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01.01.1992 (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции).

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При этом в соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В период с 21.03.1981 по 26.05.1995 Полянская С.Н. сохраняла регистрацию по месту жительства по адресу: ..., откуда была снята с регистрационного учёта в связи с выбытием в Смоленскую область.

С 21.07.2004 по настоящее время Полянская С.Н. сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ...

Указанное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду администрации МО ГО «Сыктывкар» и занимается истицей и членами её семьи на основании договора № п233 от 21.06.2016 найма жилого помещения в общежитии.

Материалами дела подтверждается факт прибытия истицы в г. Воркуту до 01.01.1992.

Довод ответчика о факте выезда истицы за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей основан на содержащихся в справке МУП УК «Центральное» МО «Город Воркута» от 23.05.2007 сведений о снятии истицы и Королевой Н.В. с регистрационного учёта по адресу: ... с выбытием в Смоленскую область, отсутствием у истицы в периоды с 25.08.1995 по 13.10.1999 и с 18.09.2001 по 04.06.2002 регистрации по месту жительства или пребывания на территории г. Воркуты.

В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону удостоверения акта свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства отнесено к компетенции органов регистрационного учета. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, Конституционный Суд РФ признал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Истицей и Королевой Н.В. оспаривается факт выезда для проживания за пределы г. Воркуты, который носил бы постоянный характер.

Королева Н.В. в своих письменных пояснениях указывает, что проживала в спорные периоды (с 25.08.1995 по 13.10.1999, с 18.09.2001 по 04.06.2002) вместе с матерью в общежитии по адресу: ....

Выданный истице 23.07.2004 УВД г. Воркуты паспорт гражданина Российской Федерации сведений о регистрации истицы по месту жительства в период до 21.07.2004 не содержит.

Согласно справке УПФР в г. Воркуте Республики Коми по состоянию на 28.11.2001 стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составлял 28 лет 1 месяц 7 дней.

Как следует из трудовой книжки истицы, трудовую деятельность в организациях, расположенных в г. Воркуте, истица осуществляла, в том числе, в периоды с 09.10.1985 по 14.04.1995, с 20.04.1995 по 24.08.1995, с 14.10.1999 по 17.09.2001 и с 05.06.2002.

Сведения о работе в период с 25.08.1995 до 14.10.1999, в том числе за пределами г. Воркуты, трудовая книжка истицы не содержит. Суду таких доказательств не представлено.

Согласно справке ОАО «Воркутауголь» от 23.07.2003 по состоянию на 23.07.2003 Полянская С.Н. и её дочь – Полянская (ныне – Королева) Н.В. были зарегистрированы в общежитии по месту жительства по адресу: ....

Как следует из справки отдела УФМС России по Республике Коми в г.Воркуте от 26.05.2007, архивные сведения в отношении общежития по адресу: ... в указанный отдел были переданы не в полном объёме, часть архива не сохранена.

В спорные периоды (с 25.08.1995 по 13.10.1999, с 18.09.2001 по 04.06.2002) Полянская (ныне – Королева) Н.В. являлась малолетней и в силу п. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ местом её жительства являлось место жительства её законного представителя.

Доказательств раздельного проживания истицы и Королевой Н.В. в указанные периоды, либо доказательств перерывов в обучении Полянской (ныне – Королева) Н.В. МОУ ...

Сведений о наличии у истицы и/или Королевой Н.В. в спорные периоды (с 25.08.1995 по 13.10.1999, с 18.09.2001 по 04.06.2002) регистрации по месту жительства или пребывания за пределами г. Воркуты материалы дела не содержат.

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств приобретения истицей и/или Королевой Н.В. в спорные периоды (с 25.08.1995 по 13.10.1999, с 18.09.2001 по 04.06.2002) прав пользования каким-либо жилым помещением на территории Смоленской области суду не представлено.

Согласно справке МОУ ... г.Воркуты от 29.05.2007 Полянская (ныне – Королева) Н.В. с 1995 года по 2006 год обучалась в указанной образовательной организации.

С учетом изложенного, оснований считать, что истица прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992 у суда не имеется.

Доказательств принадлежности истице жилья в других регионах Российской Федерации не предоставлено.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на получение социальных гарантий в связи с инвалидностью, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования Полянской С.Н. основанными на законе и подлежащими удовлетворению. За Полянской С.Н. подлежит признанию право на получение в порядке очередности государственного жилищного сертификата для приобретения за счет средств федерального бюджета жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ по категории «пенсионеры», на состав семьи из двух человек: Полянская С.Н., Королева Н.В., с датой постановки на учет 31.08.1994.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.10.2002 № 125-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 31.08.1994.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ -                              ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 05.02.2020.

2-597/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полянская Светлана Николаевна
Ответчики
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми
Другие
Королева Надежда Владимировна
АМО ГО "Воркута"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
20.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2019Предварительное судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
12.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее