Дело № 2-545/2024
УИД: 48RS0001-01-2023-006288-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2024 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе:
председательствующего Санкиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаградян Ж.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Валентины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области о перерасчете страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецова В.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о перерасчете размера страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что 19.10.2008 г. ей была назначена трудовая пенсия по старости по п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991г., как гражданину, постоянно проживающему на территории с льготным социально-экономическим статусом. С 01.01.2015 г. пенсия была пересчитана по нормам ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Так как пенсионный орган отнес Кузнецову В.Н. к категории «работающих» - страховая пенсия с 01.02.2016 года истцу не индексировалась. Просила признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона «о страховых пенсиях» с 01.08.2011, обязав ОСФР по Липецкой области произвести перерасчет пенсии с учетом индексаций с 01.02.2016.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признал, полагал, что отказ является законным и правомерным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Право на получение пенсии является конституционным правом истца.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительство из зоны с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11).
2
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В Закон РФ №1244-1 с принятием закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения в части наименования страховой пенсии и соответствующего закона.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Судом установлено, что по достижению 53 лет истице была назначена трудовая пенсия по старости с 19.10.2008г. по п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991г., как гражданину, постоянно проживающему на территории с льготным социально-экономическим статусом. С 01.08.2011г. истицу в беззаявительном порядке перевели на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В период с 2009г. по 2014г. трудовая пенсия выплачивалась с учетом всех индексаций, определенных Правительством РФ.
С 01.01.2015 г. пенсия была пересчитана по нормам ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
С 01.01.2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015г. №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий». В целях реализации вышеуказанного закона Федеральный закон № 400-ФЗ был дополнен новой статьей 26.1, предусматривающей выплату работающим пенсионерам суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета индексации.
Так как Кузнецова В.Н. относилась к категории «работающих» - индексация страховой пенсии с 01.02.2016 года на истца не распространялась.
3
В соответствии со ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
То есть, на пенсионеров, которым пенсия назначена по Закону РФ от 15.05.1991г. №1244-1, запрет на индексацию в период осуществления работы не распространяется.
Согласно материалам пенсионного дела и журнала обращений в клиентскую службу, истица, Кузнецова В.Н., не писала заявления о переводе ее на страховую пенсию.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае ошибки пенсионного органа, приведшего к ухудшению материального положения, данное лицо применительно к пункту 16 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Указанная правовая позиция закреплена в Определении Верховного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 5-КГ21-29-К2.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что право Кузнецовой Валентины Николаевны было нарушено ОСФР по Липецкой области при переводе ее на страховую пенсию по старости в 2016 году, а, следовательно, индексация пенсии должна быть осуществлена с 01.02.2016 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
4
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 N 1244-1 "░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 28.12.2013 ░. № 400-░░ ░ 01.08.2011░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4826004782) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 01.02.2016░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░.