Решение по делу № 2-2176/2024 от 22.04.2024

Дело № 2-2176/2024

УИД 21RS0023-01-2024-003160-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2024 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Димитриеве А. В., с участием прокурора Александровой Н. В., представителя ответчика МБОУ "Лицей №2" г.Чебоксары Петровой Т. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ "Лицей №2" г.Чебоксары, администрации г. Чебоксары о возложении обязанности разработать проектную документацию, обеспечить устройство специально оборудованной доступной кабины для детей-инвалидов, стационарных и откидных поручней, переносных или закрытых сидений,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к ответчику МБОУ "Лицей №2" г.Чебоксары о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию в целях устранения нарушений п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020 и обеспечении в образовательной организации устройства, в соответствии с п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020, специально оборудованной доступной кабины для детей-инвалидов, стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями муниципального законодательства об образовании и социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что в нарушение п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020, в образовательной организации специально оборудованные доступные кабины для детей-инвалидов отсутствуют, в санитарно-бытовых помещениях отсутствуют стационарные и откидные опорные поручни, а также переносные или закрепленные на стене складные сидения.

В этой связи прокурором района дата в адрес руководителя образовательной организации внесено представление. По результатам рассмотрения выявленные нарушения не устранены. Выявленные нарушения являются препятствием для инвалидов, нарушают права неопределенного круга лиц, а именно затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к использованию санитарно-бытовых помещений образовательной организации.

В судебном заседании прокурор Александрова Н. В. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, с учетом их уточнения, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика – директор Петрова Т. В. согласилась с исковыми требованиями, указав, что для исполнения представления прокурора, обращалась с письмами в Управление капитального строительства и реконструкции г.Чебоксары и Управление образования администрации г.Чебоксары, намерены исполнить решение суда. в том числе и за счет собственных хозрасчетных средств.

Представители ответчика администрации г. Чебоксары, привлеченного к участию в деле судом, третьего лица Управления образования администрации г. Чебоксары в судебное заседание явку не обеспечил, причины неявки суду не сообщили.

Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Федеральный закон от дата N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации.

Пункт 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от дата N 273-ФЗ предусматривает, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.

Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона от дата N 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона от дата N 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются, в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статьей 3.1 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Одним из направлений реабилитации инвалидов, в силу ст. 9 Федерального закона от дата N 181-ФЗ является профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение.

Согласно ст. 19 Федерального закона от дата N 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Пунктом 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от дата N 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.

Согласно п. 2.3.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 28 "Об утверждении санитарных правил СП дата-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения (трансформируемые) (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса, при условии их оборудования согласно Правилам. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по собственной территории и объектам хозяйствующим субъектом должны проводиться мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.

Для инвалидов маломобильных групп туалетная комната (кабина) должна быть оборудована с учетом обеспечения условий доступности (п. дата СП дата-20).

Пунктом 6.3.2 СП 59.13330.2020 установлено, что уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины.

Пунктом 6.3.3 правил СП 59.13330.2020 установлено, что в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по 6.3.5.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики проведена проверка исполнения образовательными учреждениями муниципального законодательства об образовании и социальной защите инвалидов.

По результатам проведенной проверки было установлено, что в нарушение п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020, в образовательной организации - МБОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары специально оборудованные доступные кабины для детей-инвалидов отсутствуют, в санитарно-бытовых помещениях отсутствуют стационарные и откидные опорные поручни, а также переносные или закрепленные на стене складные сидения.

Прокуратурой Ленинского района Чувашской Республики дата в адрес руководителя МБОУ «Лицей № 2» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов.

Из ответа от дата МБОУ «Лицей № 27» г. Чебоксары на представление прокурора от дата следует, что о необходимости выделения денежных средств на специально оборудованные доступные кабины для детей-инвалидов и на установку в санитарно-бытовых помещениях стационарных откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений МБОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары сообщило в «Управление образования администрации города Чебоксары.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела выявленные нарушение не были устранены, представителем ответчика указанные обстоятельства не оспаривались.

Таким образом, осуществление деятельности МБОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об образовании и социальной защите инвалидов, и выявленные нарушения являются препятствием для инвалидов, нарушают права неопределенного круга лиц, а именно затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к использованию санитарно-бытовых помещений образовательной организации.

В связи с изложенным, устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только возложением обязанности устранения нарушений в части обеспечения в образовательной организации специальных устройств на МБОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары и на администрацию г. Чебоксары как представителя собственника недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд, учитывая соблюдение баланса интересов сторон, в соответствии со ст.206 ГПК РФ, считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 2» г.Чебоксары (ИНН -----), администрацию г. Чебоксары (ИНН -----) разработать проектную документацию по устройству специально оборудованной доступной кабины для детей-инвалидов, стационарных и откидных поручней, переносных или закрепленных сидений, отвечающих требованиям п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020 в здании МБОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары по адресу: адрес.

Решение суда в указанной части считать исполненным.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 2» г.Чебоксары (ИНН -----), администрацию г. Чебоксары (ИНН -----) обеспечить устройство специально оборудованной доступной кабины для детей-инвалидов, стационарных и откидных поручней, переносных или закрепленных сидений, отвечающих требованиям п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020 в здании МБОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары по адресу: адрес, в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение составлено 02.11.2024.

Судья     Е.В. Шопина

2-2176/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация г.Чебоксары
МБОУ "Лицей №2" г.Чебоксары
Другие
Управление образования администрации г.Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Шопина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky.chv.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
02.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее