Дело № 2а-128/2018 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красный Холм 25 июня 2018 года
Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павловой С.О.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Красный Холм Краснохолмского района Тверской области, администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Красный Холм и администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии в соответствии с п.1, п.3 ст.225 ГК РФ мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодца), расположенного по адресу: д. Глунцово, д.38 г. Красный Холм Краснохолмского района и обязании администрации муниципального образования город Красный Холм и администрации Краснохолмского района обратиться в соответствии с п.1, п.3 ст.225 ГК РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодец), расположенный по адресу: д. Глунцово, д.38 г. Красный Холм Краснохолмского района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Красный Холм Краснохолмского района Тверской области, администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Красный Холм и администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии в соответствии с п.1, п.3 ст.225 ГК РФ мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодца), расположенного по адресу: д. Глунцово, д.38 г. Красный Холм Краснохолмского района и обязании администрации муниципального образования город Красный Холм и администрации Краснохолмского района обратиться в соответствии с п.1, п.3 ст.225 ГК РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодец), расположенный по адресу: д. Глунцово, д.38 г. Красный Холм Краснохолмского района
Свое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования город Красный Холм и администрацией Краснохолмского района законодательства о противодействии терроризму, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства в сфере
обеспечения надлежащего водоснабжения населения на территории д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, аналогичная норма закреплена в п.4 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «город Красный Холм» Краснохолмского района.
На основании ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия, хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.
В соответствии с п.4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства от 17.09.2003 №580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что колодец, расположенный по адресу; Краснохолмский район г. Красный Холм д. Глунцово у д.38, при помощи, которого осуществляется водоснабжение жилых домов, является бесхозяйным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на ванный объект, отсутствуют. Отсутствие собственника у нецентрализованного источника водоснабжения (колодца), расположенного по адресу: Краснохолмский район г. ясный Холм д. Глунцово у д.38, как следствие этого, отсутствие контроля за указанным объектом, существенно ущемляет законные права граждан на надлежащее водоснабжение, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на указанный объект нецентрализованного водоснабжения (колодец), расположенного на
территории администрации городского поселения г. "Красный Холм, который не имеет собственника, дают положения ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1, п.3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое существо, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Федеральным законом от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» определены правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона №35-Ф3, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимальное возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Устава муниципального образования « г. Красный Холм» Краснохолмского района к вопросам местного значения поселения, относиться участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования г. Красный Холм.
В соответствии с Соглашением о передаче администрации Краснохолмского района части полномочий администрации городского поселения город Красный Холм по решению вопросов местного значения от 18.04.2017, полномочия по решению
вопросов местного значения, предусмотренные, статьей 7 Устава муниципального образования г. Красный Холм Краснохолмского района, переданы в администрацию Краснохолмского района
До настоящего времени со стороны администрации городского поселения г. Красный Холм, на территории которого расположен бесхозяйный колодец иадминистрацией Краснохолмского района, мер по принятию его вмуниципальную собственность не принято.
В связи с тем, что колодец, расположенный по адресу: Краснохолмский район г. Красный Холм д. Глунцово у дома №38, является бесхозяйным, надлежащее содержание колодца не осуществляется, что создает угрозу жизни и здоровью населению, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и требует незамедлительного принятия мер по передаче колодца, расположенного у дома №38 д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района в муниципальную собственность в целях его надлежащего содержания.
Отсутствие системы надлежащей эксплуатации колодца ставит по угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций и использование указанного объекта для совершения террористического акта, в том числе для распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду и отравлений.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые проживают и посещают д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района и могут пользоваться колодцем, согласно конституционного права граждан РФ на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.
На основании изложенного просят признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Красный Холм Краснохолмского района и администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии в соответствии с п.1, п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодца), расположенного у дома №38 д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района и обязать администрацию муниципального образования город Красный Холм и администрацию Краснохолмского района обратиться в соответствии с п.1, п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодец), расположенный у дома №38 д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От административных ответчиков возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не поступило. Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «город Красный Холм» Краснохолмского района к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия, хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.
Согласно п.1, п.3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое существо, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства от 17.09.2003 №580, на учет
принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ч. 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимальное возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Устава муниципального образования « г. Красный Холм» Краснохолмского района к вопросам местного значения поселения, относиться участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования г. Красный Холм.
В соответствии с Соглашением о передаче администрации Краснохолмского района части полномочий администрации городского поселения город Красный Холм по решению вопросов местного значения от 18.04.2017, полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные, статьей 7 Устава муниципального образования г. Красный Холм Краснохолмского района, переданы в администрацию Краснохолмского района.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что колодец, расположенный по адресу; Краснохолмский район г. Красный Холм д. Глунцово у д.38, при помощи, которого осуществляется водоснабжение жилых домов, является бесхозяйным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на ванный объект, отсутствуют.
Отсутствие собственника у нецентрализованного источника водоснабжения (колодца), расположенного по адресу: Краснохолмский район г. ясный Холм д. Глунцово у д.38, как следствие этого, отсутствие контроля за указанным объектом,
существенно ущемляет законные права граждан на надлежащее водоснабжение, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Бездействие администрации муниципального образования город Красный Холм Краснохолмского района и администрации Краснохолмского района нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и требует незамедлительного принятия мер по передаче колодца, расположенного у дома №38 д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района в муниципальную собственность в целях его надлежащего содержания.
Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик администрация муниципального образования город Красный Холм Краснохолмского района Тверской области является органом местного самоуправления.
В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Красный Холм Краснохолмского района Тверской области, администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Красный Холм и администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии в соответствии с п.1, п.3 ст.225 ГК РФ мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодца), расположенного по адресу: д. Глунцово, д.38 г. Красный Холм Краснохолмского района и обязании администрации муниципального образования город Красный Холм и администрации Краснохолмского района обратиться в соответствии с п.1, п.3 ст.225 ГК РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодец), расположенный по адресу: д. Глунцово, д.38 г. Красный Холм Краснохолмского района - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования город Красный Холм Краснохолмского района и администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии в соответствии с п.1, п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодца), расположенного у дома №38 д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Красный Холм и администрацию Краснохолмского района обратиться в соответствии с п.1, п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения населения (колодец), расположенный у дома №38 д. Глунцово г. Красный Холм Краснохолмского района по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения решения в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд Тверской области.
Председательствующий подпись