Решение по делу № 2-487/2019 от 19.11.2018

Дело № 2 – 487/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

При секретаре Шнайдер В.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке

14 мая 2019 г.

Дело по иску Клиньдюк Т. Г. к Администрации г.Новокузнецка, Министерству энергетики РФ о признании права на предоставление социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка о признании права на выделение денежных средств на переселение с подработанных территорий и просит признать за ней право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Требования мотивированы тем, что она и ее сынКлиньдюк Р.Ю. являются собственниками жилого дома по <адрес>,6 в <адрес>, указанный дом куплен в июле 2012г. При покупке дома претензий по его состоянию не было, однако в процессе проживания обнаружила, что проживать в нем невозможно, дом разрушается, перекашивается. Она обращались в Администрацию <адрес> с заявлением о внесении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Однако администрацией был дан отказ, что отсутствует право на внесение ее семьи в списки на предоставление социальной выплаты. С данным ответом она не согласна.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования.

Представитель Администрации г.Новокузнецка Зубарева А.Е., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований.

Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка в качестве соответчика было привлечено в качестве соответчика Министерство энергетики РФ.

Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 года № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 года № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно Правилампредоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий: содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Согласно п.8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

(данные абзацы введены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 № 976)

Согласно п. 9 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 года № 266-0-0, положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Из анализа ст.12 Федерального закона от 17.07.1999г. №178 «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Клиньдюк Т.Г. и Клиньдюк Р.Ю. являются собственниками жилого дома по <адрес>,6, на основании договора купли-продажи от 09.06.2012г.

Государственное предприятие «Шахта имени Димитрова» было ликвидировано на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.1996. №767, а 25 сентября 2003 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица ГП «Шахта имени Димитрова» в связи с его ликвидацией.

По запросу председателя ликвидационной комиссии шахты им. Димитрова СФ ВНИМИ было проведено обследование местности и домов для определения технического состояния жилья в районе расположения условно-опасных зон и в зоне подработки.На дату ликвидации шахты в 1999г. были составлены Списки домов, находящихся на подработанных территориях, ставших в результате ведения горных работ не пригодными для проживания по критериям безопасности, и лиц, проживающих там.

Из представленных суду Списков 1999 года усматривается, что дом по <адрес>, в них не был включен.

Согласно заключению №154а от 01.06.2011., составленному СФ ВНИМИ, по результатам дополнительных обследований территории, дома с малой степенью подработки, сносу не подлежат, категория «МП», т.е. малоподработанные. Дом по <адрес>,6 1953 г.постройки, включен в указанный список, обозначен буквой «МП».

По заключению эксперта ООО «Регионэксперт» от 05.02.2018г., составленному по заказу истца, жилой дом по <адрес>,6 по техническому состоянию несущих и ограждающих конструкций относится к IV категории состояния и характеризуется как аварийное, полы первого этажа провалились частично, перегородки отходят от несущих стен по все площади сопряжения. Жилой дом находится в негодном аварийном состоянии. Жилой дом непригоден для постоянного проживания, дому грозит обрушение.

Жилой домпо <адрес>,6 имеет износ несущих конструкций жилого дома равной 67%, конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии. Нахождение жилого дома на подработанной территории является причиной разрушения несущих конструкций жилого дома, что является причиной ветхости строения. Капитальному ремонту жилой дом не подлежит.

По делу была проведена судебная экспертиза для выяснения вопросов о техническом состоянии дома по <адрес>,6, и влиянии горных работ на его состояние.

По заключению СФ ВНИМИ горной геомеханики и маркшейдерского дела в <адрес> от 25.01.2019г., жилой дом по адресу: <адрес> находится на горном отводе и в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты им. Димитрова. Согласно п. 2.12.2 "Эталона проекта ликвидации шахты (разреза)" [7],в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта следующие документы:

- заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающее технический износ дома;

- заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Согласно п. 2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания" [3], к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

- каменные дома с физическим износом свыше 70 %;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также

мансарды с физическим износом свыше 65 %.

Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным акта БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ 65 %, то есть является ветхим.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ [5], жилой дом по адресу: <адрес>, может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты им. Димитрова, так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих.

Согласно выполненным расчётам, приведённым в таблице 1 п. 3, горные работы ликвидированной шахты им. Димитрова повлияли на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>.

Причиной ветхого состояния жилого дома по адресу: <адрес> является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированной шахты им. Димитрова, так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.

На основании данных БТИ и при визуальном обследовании жилого дома по адресу: <адрес>, сотрудниками СФ АО "ВНИМИ", в присутствии его владельца, установлено, что отсутствуют какие-либо разрушения конструктивных элементов жилого строения.

Следовательно, не разрушение конструктивных элементов, а техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, находится впричинно-следственной связи с ведением горных работ ликвидированной шахты им. Димитрова.

Таким образом, из представленных документов следует, что на дату ликвидация угольного предприятия, обследования домов и составления списков истец не проживала в доме по <адрес>, не имела прав на этот дом, и на момент ликвидации угольного предприятия данный дом не был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Истец и ее сын Клиньдюк Р.Ю. стали собственниками жилого дома на основании договора купли-продажи от 09.06.2012г.

Материалами дела подтверждается, что на дату ликвидации шахты истец проживала в качестве члена семьи нанимателя в жилом помещении по <адрес>3 в <адрес>, была включена в ордер с 1993 года.

По сведениям МУП «МЖЦ» <адрес> на имя Клиньдюк Т.Г., Клиньдюк Р.Ю. было зарегистрировано право на указанное жилое помещение (по 1\4 доле в праве собственности) на основании договора приватизации от 13.05.2009г., право собственности прекращено на основании договора купли-продажи 08.06.2012г.

С учетом всех представленных доказательств в совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют необходимые условия для признания за истцом права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова.

Само по себе отсутствие у истца и членов ее семьи другого жилья и непригодность для проживания принадлежащего им дома - недостаточные основания для получения социальной помощи в виде предоставления субсидии. Указанные обстоятельства могут служить основаниями для предоставления истцу жилого помещения в другом порядке.

В удовлетворении требований о признании права на социальную выплату,о включении в списки на предоставление такой выплаты, и соответственно о выплате следует отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований Клиньдюк Т. Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Составление мотивированного решения откладывается на срок пять дней.

Председательствующий Оленбург Ю.А.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Оленбург Ю.А.

2-487/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клиньдюк Татьяна Григорьевна
Ответчики
Администрация г.Новокузнецка
Министерство энергетики РФ
Другие
Клиньдюк Роман Юрьевич
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Судья
Судья Оленбург Ю.А.
Дело на сайте суда
centralny.kmr.sudrf.ru
19.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2018Подготовка дела (собеседование)
20.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2018Судебное заседание
13.03.2019Производство по делу возобновлено
11.04.2019Судебное заседание
11.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2019Предварительное судебное заседание
14.05.2019Судебное заседание
16.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Производство по делу возобновлено
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.04.2020Предварительное судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Дело оформлено
02.04.2020Дело передано в архив
14.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее