Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

№3а-81/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2021 года Липецкий областной суд

в составе:

председательствующего Михалевой О.В.

с участием прокуроров Кима И.Е., Копытиной Г.И.

при ведении протокола

судебного заседания помощником судьи Беляковой И.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по административному исковому заявлению

Власова Дениса Викторовича о признании недействующими п.9, п.12 Постановления администрации Липецкой области № 452 от 22.10.2021 г. «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) в Липецкой области»

установил :

26 марта 2020 года принято постановление администрации Липецкой области № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) в Липецкой области».

22 октября 2021 года принято постановление администрации Липецкой области № 452 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) в Липецкой области».

Власов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими п.9, п.12 Постановления администрации Липецкой области № 452 от 22.10.2021 г., ссылаясь на то, оспариваемый акт принят с превышением полномочий и компетенции, нарушает права на свободу передвижения, недискриминацию, равенство перед законом, противоречит нормам российского и международного законодательства. Наличие Q-кода выступает условием оказания услуг, в связи с чем административный истец не может посещать фитнес-клуб, банки. В силу оспариваемых норм гражданин лишается права на отказ от вакцинации, подвергается принуждению к медицинскому вмешательству, побуждению к принудительной вакцинации. При этом предусмотренные оспариваемым постановлением нормы не исключают дальнейшее развитие инфекции, не гарантируют заражение граждан от лиц, прошедших вакцинацию. В нарушение Конституции РФ допущено внесудебное ограничение прав человека в отсутствие введения режима чрезвычайного положения на территории РФ. Использование Q-кодов приводит к нарушению порядка обработки персональных данных граждан. Посредством введенных запретов умаляется достоинство личности, осуществляется принуждение к участию в эксперименте, поскольку вакцина еще не прошла всех стадий испытания.

В судебном заседании административный истец Власов Д.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на те же доводы.

Представитель административного ответчика главы администрации Липецкой области по доверенности Шарапова Н.Н.не признала заявленные требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснила, что оспариваемый акт принят администрацией Липецкой области в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, его содержание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; оспариваемые нормы носят временный характер, направлены исключительно на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Липецкой области по доверенности Николаева Ю.О. в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика, пояснив, что в сентябре 2021 года началась новая волна по распространению коронавирусной инфекции. Проанализировав статистику роста заболеваемости, наполняемость коечного фонда, Управление Роспотребнадзора по Липецкой области признало необходимым принятие дополнительных ограничительных мер, о чем было выдано предписание в адрес администрации Липецкой области от 20 октября 2021 года.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Копытиной Г.И., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд полагает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.

Согласно подпунктам "б", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2).

В силу пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым определено, что охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2), а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (пункт 6 статьи 2).

Согласно приведенному федеральному закону основными принципами охраны здоровья кроме прочего являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (пункты 1, 2, 5, 8 статьи 4), организация охраны здоровья осуществляется в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 4 части 1 статьи 29).

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных статьей 41 Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, непосредственно урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Указанным актом установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 3 пункта 1 статьи 2, абзац 14 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).

Система мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, исходя из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ составляет охрану здоровья граждан.

В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности. Статья 10 данного федерального закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ) чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1); предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

В силу статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ ).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов:

- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а");

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м");

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.

В соответствии с Уставом Липецкой области администрация области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Администрация области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Нормативные правовые акты администрации области издаются исключительно в форме постановлений. (часть 1 статьи 39). Администрацию области возглавляет глава администрации области - высшее должностное лицо области (часть 4 статьи 39).

Из анализа вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что к полномочиям главы администрации Липецкой области отнесено: введение режима повышенной готовности; принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; определение перечня мер и установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; принятие дополнительных мер по защите населения и территорий, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом, в связи с угрозой распространения в Липецкой области новой коронавирусной инфекции и в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» распоряжением главы администрации Липецкой области от 10.03.2020 № 102-р (с последующими изменениями) на территории Липецкой области введен режим повышенной готовности, который предусматривает возложение ряда обязанностей на граждан, работодателей на территории Липецкой области, направлен на организацию деятельности структур и ведомств, задействованных в предупреждении распространения короновирусной инфекции на территории Липецкой области.

22 октября 2021 года принято постановление администрации Липецкой области № 452 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) в Липецкой области», предусматривающее с 25 октября 2021 года обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос, доставки заказов, самовывоза без посещения гражданами помещений, в которых такие услуги предоставляются), оказание услуг для занятий граждан в крытых объектах спорта, в том числе в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, а также при осуществлении деятельности кинотеатров, театров, концертных залов, музеев, библиотек, салонов красоты, косметических салонов, СПА-салонов, массажных салонов, бань, саун, торговых, торгово-развлекательных центров (комплексов), объектов розничной торговли непродовольственными товарами, оказывать услуги при соблюдении следующих условий:

1) наличие у всех получателей услуг, зрителей, посетителей, сотрудников, а также лиц, участвующих в организации и обслуживании мероприятий:

QR-кода (в электронном виде или на бумажном носителе), которым подтверждается завершение вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, либо факт перенесения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и с даты их выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;

или медицинского документа (оригинал с печатью медицинской организации), подтверждающего сведения, указанные в абзаце третьем настоящего пункта;

или медицинского документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

2) соблюдение гражданами социального дистанцирования и использование масок, предусмотренных пунктами 1.6, 1.6.5 настоящего постановления;

3) обеспечение проверки при входе наличия QR-кода, указанного в абзаце втором подпункта 1 настоящего пункта, путем его сканирования камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или медицинского документа, указанного в абзацах третьем - четвертом подпункта 1 настоящего пункта, и соответствия сведений, содержащихся в QR-коде или в медицинском документе, сведениям, указанным в документе, удостоверяющем личность." (пункт 9);

На граждан возложена обязанность с 25 октября 2021 года при посещении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание услуг, указанных в пункте 1.5.13 настоящего постановления, с целью предоставления услуг использовать:

QR-код (в электронном виде или на бумажном носителе), которым подтверждается завершение вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, либо факт перенесения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и с даты их выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;

или медицинский документ (оригинал с печатью медицинской организации), подтверждающий сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта;

или медицинский документ, подтверждающий наличие противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Лица, не достигшие возраста 18 лет, могут посещать торговые, торгово-развлекательные центры (комплексы) в сопровождении родителей или иных законных представителей, предъявивших QR-код, указанный в абзаце втором настоящего пункта, или медицинский документ, указанный в абзацах третьем - четвертом настоящего пункта." (пункт 12);

Оспариваемое постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 22.10.2021 г. (WWW/PRAVO/GOV/RU), а также в официальном издании "Липецкая газета", N 128, 26.10.2021 г.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что постановление администрации Липецкой области № 452 от 22 октября 2021 года, принято с соблюдением порядка принятия, в частности, с соблюдением требований, устанавливающих полномочия главы администрации Липецкой области на принятие нормативного правовых актов, требований к форме и виду нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. Нарушений процедуры принятия, опубликования и введения в действие не установлено.

Анализируя вышеприведенные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что оспариваемое правовое регулирование соответствует вышеприведенным нормам федерального законодательства и принято во исполнение указанных норм, а также - во исполнение предписания руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области от 20 октября 2021 года N 3409 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Как следует из содержания оспариваемого акта причиной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в Липецкой области является распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указанная инфекция Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Исходя из находящихся в открытом доступе статистических данных и публикуемых сообщений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, COVID-19 характеризуется высоким уровнем контагиозности, тяжелым течением заболевания, особенно среди пациентов из групп риска, высоким уровнем летальности. Ранее среди людей COVID-19 не циркулировал, в отличие от вируса гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций является новым для человека патогеном, иммунитет к которому у населения отсутствует, имеет высокую скорость передачи вируса от человека человеку преимущественно воздушно-капельным путем, создает высокую опасность для здоровья и жизни людей, в том числе в результате быстрого исчерпания ресурсов системы здравоохранения.

Статья 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, организацию осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации, информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий (подпункты 8, 9, 13 пункта 1).

В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вводятся ограничительные мероприятия (карантин) (пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), под которыми, согласно абзацу 15 статьи 1 указанного Федерального закона, понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии с абзацем 4 статьи 6 и пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; главными государственными санитарными врачами на соответствующей территории в силу пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор", установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

По итогам состоявшегося 20 октября 2021 года совещания с членами Правительства, Президентом Российской Федерации 24 октября 2021 года № Пр-1998 утверждён Перечень поручений, в пункте 6 которого высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано:

– ввести допуск на посещение гражданами отдельных организаций (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19) или ранее перенесённое заболевание. Для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации – наличие медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации и отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, полученного не позднее, чем за 72 часа.

Из материалов дела следует, что 20 октября 2021 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области с учетом эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции на территории г.Липецк и Липецкой области, администрации Липецкой области предписано внести в постановление от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» дополнительные профилактические, противоэпидемические мероприятия (предписание от 20 октября 2021 года N 3409 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"). Содержание указанных в предписании мероприятий в полном объеме нашло отражение в оспариваемом постановлении.

Как следует из информации, представленной в материалы дела Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области, следует, что в Липецкой области с середины сентября 2021 года темп прироста заболеваемости новой коронавирусной инфекцией непрерывно возрастал, возросло и количество смертей. На 20.10.2021 г. отмечалось интенсивное распространение новой коронавирусной инфекции, рост летальности. Непринятие дополнительных ограничительных противоэпидемических мер в этих условиях привело бы к росту смерти населения от названной инфекции и ее осложнений.

Из протокола заседания областного оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Липецкой области №17 от 21 октября 2021 года следует, что по результатам изучения и анализа информации о состоянии эпидемиологической ситуации в Липецкой области было принято решение о необходимости введения дополнительных ограничительных противоэпидемических мер, содержание которых нашло отражение в оспариваемом постановлении.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, поскольку постановление от 26 марта 2020 года № 159 в первоначальной редакции, а также вносящие в него изменения постановления приняты с учетом предложений главного государственного санитарного врача по Липецкой области, вызваны исключительной (экстраординарной) эпидемиологической ситуацией, а вводимые правила поведения направлены на противодействие распространению инфекции.

С учетом того, что в соответствии с приведенными нормами федерального и регионального законодательства администрация Липецкой области обладала полномочиями по введению ограничительных мер в условиях режима повышенной готовности, а также установлению обязательных для граждан правил поведения, являются необоснованными доводы административного истца об отсутствии режима чрезвычайного положения, поскольку оспариваемые нормы приняты в связи с введением режима повышенной готовности, и положения статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ не исключают возможности введения отдельных ограничительных мер в случаях угрозы распространения инфекционных заболеваний.

Оценивая доводы административного истца о нарушении оспариваемыми положениями его прав, суд принимает во внимание, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2), допуская их ограничение федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3); в силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Из приведенных положений следует, что вышеуказанные права не являются абсолютными, поскольку могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Названные конституционные требования соотносятся со стандартами, закрепленными в международно-правовых актах, которые также устанавливают, что осуществление прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе, в частности, в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, прав других лиц (статьи 18, 19 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, статьи 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Безусловно, что введенные условия и ограничения посещения отдельных общественных мест затрагивают сложившийся уклад и распорядок повседневной жизни административного истца, не прошедшего вакцинацию. Вместе с тем, очевидно, что вышеуказанные временные меры соизмеримы со складывающейся эпидемиологической ситуацией и не могут расцениваться как факт дискриминации.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, которое в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемые правовые нормы, в том числе временно возлагающие на граждан обязанности публично-правового характера в пределах территории Липецкой области не нарушают конституционные права граждан, а направлены на противодействие распространению инфекции с целью защиты конституционно значимых прав граждан, прежде всего на жизнь и здоровье, как высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности.

Анализируя доводы административного истца относительно нарушения оспариваемыми нормами прав, свобод и законных интересов, противоречии ст. 15,17,18,21,24,27,44,56 Конституции Российской Федерации, суд принимает во внимание, что оспариваемыми нормами введены временные правила поведения, исключающие опасность непосредственного контакта с лицами, на которых может быть оказано негативное влияние, выраженное в распространении инфекции; введенные правила направлены не на ограничение прав граждан, а на защиту их жизни и здоровья.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, установлено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

Доводы административного истца о несоразмерности, неэффективности и нецелесообразности принятых мер основаны на субъективной оценке и не могут быть признаны обоснованными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25 декабря 2020 г. N 49-П, выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в ситуациях, связанных с распространением заболеваний, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, а если такие правовые средства имеют характер мер по ограничению иных прав, то применительно к российской правовой системе - к дискреции федерального законодателя. В то же время отсутствие правового регулирования, адекватного по своему содержанию и предусмотренным мерам чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью граждан, притом что такая угроза реальна и безусловна, не может быть оправданием для бездействия органов публичной власти по предотвращению и сокращению случаев наступления смертей и тяжелых заболеваний. Подобное бездействие означало бы устранение государства от исполнения его важнейшей конституционной обязанности, состоящей в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, и, по сути, приводило бы к ее игнорированию в силу сугубо формальной интерпретации конституционного принципа верховенства закона (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации) без учета того, что интересы защиты жизни и здоровья граждан при определенных обстоятельствах могут преобладать над ценностью сохранения обычного правового режима реализации иных прав и свобод.

Необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - с учетом того, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности.

Принятые меры в соответствии с оспариваемым постановлением, не выходят за пределы полномочий администрации Липецкой области и оснований, предусмотренных федеральным законодательством, обусловлены необходимостью немедленного реагирования, носят исключительно временный характер, при этом учитывают баланс частных и публичных интересов граждан, и направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. В силу изложенного, доводы административного истца о том, что оспариваемые ограничения могли быть приняты лишь федеральным законом, не состоятельны.

Ссылки административного истца на принуждение к вакцинации, участию в эксперименте, нарушение порядка обработки персональных данных не состоятельны, поскольку оспариваемые нормы не содержат положений, регулирующих указанные вопросы.

Суд не принимает и доводы административного истца о том, что такое условие посещение общественных мест как наличие Q-кода не предусмотрено действующим законодательством, поскольку по смыслу оспариваемых норм, Q-код может выступать лишь одним из технических способов подтверждения факта вакцинации (и т.п.) и не является обязательным при наличии соответствующих документов.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, судом установлено, что п.9, п.12 Постановления администрации Липецкой области № 452 от 22.10.2021 г. «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) в Липецкой области» соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.9, ░.12 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 452 ░░ 22.10.2021 ░. «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░ 2020 ░░░░ № 159 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (2019- nCoV) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ : ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░ 16.12.2021 ░.

3а-81/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Липецкой области
Власов Денис Викторович
Ответчики
глава администрации Липецкой области Артамонов Игорь Георгиевич
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Михалева О.В.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация административного искового заявления
28.10.2021Передача материалов судье
28.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Подготовка дела (собеседование)
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Дело оформлено
09.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее