Решение по делу № 33-3353/2018 от 01.10.2018

судья Бырина Д.В.

№ 33-3353/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

01 ноября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Самойленко В.Г.

судей

Кузнецовой Т.А.

Койпиш В.В.

при секретаре

Лащенко И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту нарушенных социальных прав Сергеева Андрея Михайловича к Министерству социального развития Мурманской области об оспаривании правомерности отказа в присвоении звания «Ветеран труда» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»

по апелляционной жалобе Министерства социального развития Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2018 года, которым постановлено:

«иск Мурманского транспортного прокурора в защиту нарушенных социальных прав Сергеева Андрея Михайловича к Министерству социального развития Мурманской области об оспаривании правомерности отказа в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать неправомерным отказ Министерства социального развития Мурманской области в присвоении Сергееву Андрею Михайловичу звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство социального развития Мурманской области осуществить в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Мурманской области от 09.10.2012 № 506-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», действия по подготовке документов для принятия решения о присвоении Сергееву Андрею Михайловичу звания «Ветеран труда».

Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно доводов апелляционной жалобы Сергеева А.М., старшего помощника Мурманского транспортного прокурора Титаренко П.В., представителя Мурманской таможни Соколовой О.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Мурманский транспортный прокурор обратился в суд в защиту нарушенных социальных прав Сергеева А.М. с иском к Министерству социального развития Мурманской области об оспаривании правомерности отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование заявленных требований истец указал, что Сергеев А.М. награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени.

На обращение Сергеева А.М. к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда» ему было отказано со ссылкой на то, что данная награда к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», не относится и не может служить основанием для его присвоения.

Считая, что указанная медаль является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», прокурор просил суд признать неправомерным отказ Министерства социального развития Мурманской области в присвоении Сергееву А.М. звания «Ветеран труда» и обязать ответчика осуществить в установленном порядке действия по подготовке документов для принятия решения о присвоении Сергееву А.М. звания «Ветеран труда».

В судебном заседании Сергеев А.М. и старший помощник Мурманского транспортного прокурора Титаренко П.В. иск поддержали.

Представитель ответчика Министерства социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральной таможенной службы России Соколова О.С. считала иск обоснованным.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития Мурманской области Мякишев С.Б. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

Выражая несогласие с выводом суда первой инстанции в решении о том, что сам факт учреждения награды тем или иным ведомством в пределах имеющихся полномочий свидетельствует о ее ведомственном характере и ведомственной принадлежности, указывает, что, по мнению Министерства, отнесение тех или иных наград к ведомственным, должно определяться нормативными актами ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками.

Ссылается на то, что приказом Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года и Положением о медали ФТС России «За службу в таможенных органах» (Приложение № 10 к данному приказу), указание на отнесение медали к ведомственным наградам Федеральной таможенной службы России не содержится.

Кроме того, вопрос отнесения медали «За службу в таможенных органах» III степени к ведомственным наградам Федеральной таможенной службы России являлся предметом рассмотрения иного гражданского дела, по результатам которого вступившим в законную силу решением суда от 01 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» отказано.

Считает, что данным обстоятельствам судом при разрешении спора надлежащая оценка не дана.

В возражениях на апелляционную жалобу Мурманский транспортный прокурор, Мурманская таможня, а также Сергеев А.М. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Министерства социального развития Мурманской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сергеев А.М. в период с 10 апреля 2002 года по 31 мая 2017 года проходил службу в Мурманской таможне, уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

Согласно приказу начальника Мурманской таможни № 126 от 10 мая 2017 года «Об увольнении Сергеева А.М.», выслуга лет последнего в таможенных органах на 31 мая 2017 года для назначения и выплаты пенсии составила: календарная – 23 года 2 месяца 14 дней, льготная – 18 лет 2 месяца 8 дней, а всего 41 год 4 месяца 22 дня.

В период службы в таможенных органах приказом Федеральной таможенной службы России № 781-П от 31 июля 2012 года за безупречную службу в таможенных органах Сергеев А.М. награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени.

Считая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с награждением указанной медалью, Сергеев А.М. 30 октября 2017 года обратился в Министерство социального развития Мурманской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого ему отказано в связи с тем, что он награжден медалью, не имеющей статус ведомственной награды. Такой статус за указанной медалью Приказом Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года не закреплен.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что медаль «За службу в таможенных органах» III степени, которой награжден Сергеев А.М., является ведомственным знаком отличия в труде, в связи с чем последний, имея необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж, обладает правом на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается в силу следующего.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ с 01 июля 2016 года статья 7 дополнена пунктом 1.1, предусматривающим, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения этими знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В Мурманской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующих удостоверений регулируются указанными Федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Мурманской области: Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 09 октября 2012 года № 506-ПП (ред. от 18.05.2016) (далее по тексту – Положение).

Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года (включительно) ведомственными знаками отличия в труде, при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, указанным в подпункте «в» настоящего пункта, осуществляется на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

В соответствии с пунктом 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» лицам, указанным в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации; Правительством Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; Президентом СССР; руководителями союзных органов государственной власти СССР; руководителями органов государственной власти РСФСР. При этом, все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.

По смыслу указанных норм основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственный власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.

В связи с отсутствием по состоянию на 30 июня 2016 года в Федеральном законе «О ветеранах» нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде», а также порядка учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (такой порядок введен федеральным законодателем только с 01 июля 2016 года), судом сделан обоснованный вывод, что правовой смысл пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ указывает на то, что к числу лиц, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, следует относить всех лиц, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действующего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном порядке.

Разрешая дело, суд правильно учел, что таможенные органы Российской Федерации в соответствии с "Положением о Федеральной таможенной службе" (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 12.06.2017) - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Федеральная таможенная служба является функциональным и организационным центром данной системы, возглавляет ее, объединяет и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя развитию и укреплению ее единства и целостности.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться такие поощрения, как награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы.

Положение о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы и Положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы (пункт 4 статьи 28 указанного Федерального закона и пункт 9.13 Положения о Федеральной таможенной службе ).

В соответствии с подпунктом 9.13 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 года № 809, Федеральная таможенная служба (далее ФТС России) утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы.

Аналогичные полномочия были закреплены за ФТС России постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 «О Федеральной таможенной службе».

Приказом Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года (ред. от 22.04.2009) утверждены Положения: о наградах, о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы, о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы России.

Согласно пункту 2 Положения о наградах Федеральной таможенной службы (далее Положение о наградах) к наградам ФТС России относятся почетные звания, медали, нагрудные знаки, учреждаемые ФТС России в соответствии с пунктом 9.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 года № 429 «О Федеральной таможенной службе», приказами ФТС России.

Награды Федеральной таможенной службы являются формой поощрения должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации за безупречное выполнение ими своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности, а также за особые заслуги в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации (пункт 1 Положения о наградах).

Утверждение наград производится по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации (пункт 3 Положения о наградах).

В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о наградах ходатайство о награждении должностных лиц и работников таможенных органов представляют начальники управлений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и учреждений, непосредственно подчиненных ФТС России. Представления к награждению должностных лиц и работников таможенных органов вносятся на утверждение руководителю ФТС России Управлением кадров ФТС России на основании ходатайств соответствующих начальников.

Награды и удостоверения к ним вручаются награжденным лично в торжественной обстановке, как правило, в месячный срок со дня подписания приказа ФТС России о награждении (пункт 8 Положения о наградах) и запись о награждении вносится в личные дела должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации (пункт 9 Положения).

Приложением №10 к названному выше приказу Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года утверждено Положение о медали Федеральной таможенной службы России «За службу в таможенных органах», согласно которому медалью «За службу в таможенных органах» награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах 10, 15, 20 лет (в календарном исчислении).

Медаль «За службу в таможенных органах» имеет три степени. Высшая степень - I. Награждение медалью производится последовательно: III степени, II степени и I степени. Награждение медалью «За службу в таможенных органах» производится: за 10 лет безупречной службы - медалью III степени; за 15 лет безупречной службы - медалью II степени; за 20 лет безупречной службы - медалью I степени.

Решение о награждении медалью «За службу в таможенных органах» принимает руководитель ФТС России. Решение о награждении оформляется приказом ФТС России.

Таким образом, Федеральная таможенная служба России в соответствии с федеральным законодательством наделена правом на учреждение ведомственных наград и принятие решений о награждении своих должностных лиц ведомственными знаками отличия.

Признавая обоснованным вывод суда в решении, что Сергеев А.М. награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени, относящейся к ведомственным наградам, судебная коллегия учитывает, что ранее аналогичная награда была учреждена приказом Государственного таможенного комитета России № 300 от 26 марта 2001 года «Об учреждении ведомственных медалей и знака» и утверждено Положение о медали "За службу в таможенных органах». В Положении о медали (в ред. Приказа ГТК РФ от 20.01.2004 N 53) также было указано, что медалью "За службу в таможенных органах" награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах в календарном исчислении 10, 15, 20 лет (пункт 1).

Государственный таможенный комитет России Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразован в Федеральную таможенную службу России без изменения прав и обязанностей в отношении других лиц.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что письмом № 10-13\к-3262 от 30 мая 2017 года Федеральной таможенной службы России подтвержден факт отнесения медали «За службу в таможенных органах» III степени к ведомственным наградам. Награды ФТС России, в том числе медаль «За службу в таможенных органах» I, II, III степеней внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под соответствующими номерами (медаль «За службу в таможенных органах» IIIcтепени за № 1579 от 21.09.2004 года, протокол № 19-Д). Внесение изменений в Приказ ФТС № 97 от 01.10.2004 года таможенный орган считает нецелесообразным.

Учитывая, что Сергеев А.М., как указано выше, награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени, которая является ведомственным знаком отличия в труде и имеет стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, возлагая при этом на ответчика, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Мурманской области по решению вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», обязанность по осуществлению действий по подготовке документов для принятия решения о присвоении звания Сергееву А.М. «Ветеран труда».

Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела или являлись безусловным основанием к отмене решения суда, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2018 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Мурманской области – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи:

33-3353/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Мурманская транспортная прокуратура
Сергеев А.М.
Ответчики
Министерство социального развития МО
Другие
Федеральная таможенная служба
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Самойленко Валентина Григорьевна
Дело на странице суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
01.11.2018Судебное заседание
08.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее