Гражданское дело № 2-1566/2022
УИД 48RS0005-01-2022-001574-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Измалкова А.В.,
при секретаре Симаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Управления лесного хозяйства Липецкой области, к ООО «Май» о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации в лице Управления лесного хозяйства Липецкой области, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к ООО «Май» о понуждении к определенным действиям, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Липецкого муниципального района Липецкой области, прилегающей к ГЛФ Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области. В ходе проведения ОКУ «Донское лесничество» планового (рейдового) осмотра, выявлен факт не очистки от горючих материалов на полосе шириной до 10 м. (минерализованная полоса отсутствует) на земельном участке, прилегающем к гослесфонду в Боринском участковом лесничестве квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, что является нарушением п. 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614. Установлено, что нарушения имели место на земельном участке №. Данный участок находится с 14.04.2021 в аренде ООО «Май». Таким образом, ответчик не обеспечил очистку от сухой травянистой растительности территории сельского поселения, прилегающей к лесополосе на расстоянии не менее 10 метров от границ квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области и не отделил данную территорию минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. В связи с чем, просил обязать ООО «Май» осуществить в срок до 15.10.2022 мероприятия по очистке от сухой травянистой растительности территории земельного участка №, прилегающих к лесополосе не менее 10 метров от границ квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области и отделить данный участок противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В судебном заседании старший помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Дождикова Т.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске. Пояснила, что в настоящий момент исковые требования были удовлетворены ответчиком добровольно, однако, после подачи иска в суд. Просила решение суда в исполнение не приводить.
Представитель ответчика ООО «Май» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, в установленном законом порядке. Через приемную суда направили акт обследования земельного участка, из которого следует информация об исполнении требований прокурора.
Представитель Управления лесного хозяйства Липецкой области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ОКУ «Донское лесничество» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В письменном заявлении просили дело рассмотреть в свое отсутствие. Указали, что обязанность по размещению информации ответчиком надлежащим образом не исполнена.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации пожарная безопасность в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные положения, Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил Пожарной безопасности в лесах».
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, леса.
Из содержания части 3 стать 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 10 раздела II Правил пожарной безопасности в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В связи с метеоусловиями, обусловленными устойчивой, жаркой, сухой погодой и в целях обеспечения дополнительных мер пожарной безопасности в лесах, в целях защиты населения и территории Липецкой области от пожаров в пожароопасный период 2022 года, постановлением Правительства Липецкой области от 12.08.2022 № 87 «О введении особого противопожарного режима на территории Липецкой области» на территории региона с 15 августа по 30 сентября 2022 года вводится особый противопожарный режим.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам власти субъектов Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе организацию использования лесов, их охраны, защиты на землях лесного фонда, а также осуществление государственного контроля и надзора.
Распоряжением администрации Липецкой области от 29.01.2010 № 26-р утверждено Положение об управлении лесного хозяйства Липецкой области, в соответствии с которым управление организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда; осуществляет государственный лесной контроль и надзор в лесах, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; является администратором доходов по субвенциям, полученным из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Липецкого муниципального района Липецкой области, прилегающей к ГЛФ Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области.
По итогам проверки установлено, что в ходе проведения ОКУ «Донское лесничество» планового (рейдового) осмотра, выявлен факт не очистки от горючих материалов на полосе шириной до 10 м. (минерализованная полоса отсутствует) на земельном участке, прилегающем к гослесфонду в Боринском участковом лесничестве квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, что является нарушением п. 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614. Нарушения имели место на земельном участке №.
Указанный участок с 14.04.2021 предоставлен на праве аренды ООО «Май», что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Таким образом, ответчик не обеспечил очистку от сухой травянистой растительности территории сельского поселения, прилегающей к лесополосе на расстоянии не менее 10 метров от границ квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области и не отделил данную территорию минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. В связи с чем, просил обязать ООО «Май» осуществить в срок до 15.10.2022 мероприятия по очистке от сухой травянистой растительности территории земельного участка №, прилегающих к лесополосе не менее 10 метров от границ квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области и отделить данный участок противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Доказательств надлежащего и своевременного исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности ответчиком при рассмотрении гражданского дела не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у ООО «Май» обязанности осуществить мероприятия по очистке от сухой травянистой растительности территории земельного участка, с кадастровым номером: №, прилегающих к лесополосе не менее 10 метров от границ квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области и отделить данный участок противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора суд находит обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда – один месяц со дня его вступления в законную силу.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Вместе с тем, как следует из представленного в суд Акта осмотра части земельного участка от 20.09.2022, подготовленного ОКУ «Донское лесничество», в ходе осмотра было установлено, что мероприятия по очистке от сухой травянистой растительности территории земельного участка №, прилегающих к лесополосе не менее 10 метров от границ квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, а также по отделению данного участка противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, были выполнены, то есть требование прокурора Липецкого района Липецкой области добровольно удовлетворено, однако, после подачи иска в суд.
При изложенных обстоятельствах решение суда приведению в исполнение не подлежит.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
Судом установлено, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, с ответчика в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Май» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по очистке от сухой травянистой растительности территории земельного участка, с кадастровым номером: №, прилегающих к лесополосе не менее 10 метров от границ квартала 1 выдела 15 Боринского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области и отделить данный участок противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решение суда в указанной части в исполнение не приводить.
Взыскать с ООО «Май» в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.В. Измалков
Мотивированное решение составлено: 29.09.2022.