Судья Калмыкова С.С.
УИД: 04RS0007-01-2024-005848-60
Дело №12-248/2024
пост. 29.08.2024 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
29 августа 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Селиховой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Жамсаранова Б.Б., действующего в интересах гражданки Монголии Орхон Н-Э., на постановление Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 августа 2024 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАПРФ) в отношении гражданки Монголии Орхон Номин-Эрдэнэ ... года рождения,
УСТАНОВИЛ:
22 августа 2024года при проверке документов по адресу:Республика Бурятия, <...> выявлена гражданка Монголии Орхон Н-Э., ... года рождения, которая прибыла на территорию Российской Федерации 12 августа 2022 г. через КПП «Кяхта» (авто)безвизовом порядке, в установленном законом мроки не встала на миграционный учет на 30 суток по месту пребывания по адресу: <...> до 12 сентября 2022 г. По истечении законного пребывания в Российской Федерации, в нарушение ст.5 ФЗ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных гражданв Российской Федерации», не предприняла мер по продлению миграционного учета или выезда за пределы Российской Федерации.
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 августа 2024 г., Орхон Н-Э. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб., с административным выдворениемза пределы Российской Федерациив форме контролируемого, самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Бурятия адвокат Жамсаранов Б.Б.,просит отменить постановление в части назначения административного наказания в виде административноговыдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного, контролируемого выезда, назначить штраф, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного постановления в указанной части.
В судебном заседании Орхон Н-Э., ее адвокат Жамсаранов Б.Б. доводы жалобы поддержали, суду пояснили, что Орхон Н-Э. родилась в России, в г. Иркутск. До 5 класса жила вс. Выдрино у бабушки и дедушки. С 6 класса живет и учится в г. Улан-Удэ, живет у тети. Тетя является гражданкой Российской Федерации. Планирует оформить гражданство Российской Федерации, имеет возможность оплатить штраф.
В Монголию родственников не имеет, выезжала 1 раз для получения паспорта. При достижении 18-летия обратилась в миграционную службу для оформления российского гражданства, однако сотрудники службы оформили протокол об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника ОВМ УМВД России по г. Улан-Удэ Ивахинова Н.Э. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ установлено, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», которым согласно статье 2 этого Закона является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующимзаявлениемвтерриториальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела, 22 августа 2024 года в ходе проверки документов по адресу: Республика Бурятия, <...> выявлена гражданка Монголии Орхон Н-Э., которая по истечении временного срока пребывания с 12 сентября 2022г. не выехала за пределы Российской Федерации без уважительных причин, мер по продлению миграционного учета не предприняла. Срок незаконного пребывания на территории Российской Федерации составляет 710 суток.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами:рапортом должностного лица, протоколом об административном правонарушении, сведениями изАС ЦБДУИГ, копией миграционной карты, копией паспорта и другими материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Орхон Н-Э. правонарушение, а именно: нарушение пребывания на территории РФ и уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Орхон Н-Э. административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Действия Орхон Н-Э., не содержащие уголовно наказуемого деяния, правильноквалифицированы в соответствии нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства и обстоятельствами дела.
Порядок привлечения Орхон Н-Э. административной ответственности не нарушен.
Вместе с тем вышестоящий суд считает возможным изменить обжалуемое постановление в части назначенного Орхон Н-Э. административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ, если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильемнатерритории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказаниеввиде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.
Из материалов дела следует, что Орхон Н-Э. в г. Иркутск Российской Федерации, что подтверждается представленной копией свидетельства о рождении.В настоящее время живет, учится в г. Улан-Удэ. Родителей не знает, воспитывается и постоянно проживает у родной тети. В Монголии родственников не имеет, монгольским языком не владеет.
Опрошенная в качестве свидетеля ФИО8 суду пояснила, что приходится родной тетей Орхон Н-Э.. Орхон Н-Э. родилась в Российской Федерации, с 6 класса проживает с ней в г. Улан-Удэ. В настоящее время перешла в 11 класс. В 2022 г. выехала в Монголию для получения паспорта. Планируют оформить гражданство для Орхон Н-Э..Готова оплатить штраф.
Опрошенная свидетель ФИО9 суду пояснила, что является родной сестрой, муж, дети граждане Российской Федерации. Муж проходит службу в зоне СВО. Сама является гражданкой Монголии, вместе с сестрой Орхон Н-Э. планируют оформить гражданство Российской Федерации.
Учитывая отсутствие отягчающих вину обстоятельств, признание вины и раскаяние в содеянном, принимая во внимание продолжительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, отсутствие административных правонарушений, ее семейное положение и наличие родственников в Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение семейной жизни и несоразмерно целям административного наказания.
Таким образом, вышестоящий суд считает возможным изменить постановление судьи районного суда путем замены административного наказания в виде административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного, контролируемого выезда на административный штраф в размере 40 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛА:
Постановление Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 августа 2024 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданки Монголии Орхон Н-Э., ... года рождения в части назначения наказания изменить.
Назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации заменить на административный штраф в размере 40 000 (сорок тысяч) руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Судья Верховного суда
Республики ФИО2 Ихисеева М.В.