Дело № 2а-3380/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2018 года г. Новосибирска
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина
при секретаре В.Е. Макушиной
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Овчинникова А. А. к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий, сохранении нежилых помещений в перепланированном (переустроенном) состоянии,
установил:
Овчинников А.А. обратился суд с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, общей площадью 64 кв.м. на первом этаже с кадастровым номером №, и общей площадью 66,4 кв. м. на втором этаже с кадастровым номером №, что подтверждается записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ за номерами № соответственно.
В апреле 2018 года административным истцом в мэрию г. Новосибирска поданы заявления о переводе нежилых помещений в жилые, в целях дальнейшего их использования в качестве квартир.
Постановлениями №, № от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком отказано в переводе нежилых помещений в жилые в связи с несоблюдением предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода нежилых помещений в жилые.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесены уведомления об отказе в переводе нежилых помещений в жилые.
Административный истец считает указанные постановления и уведомления незаконными, противоречащими ст.ст. 23, 24 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными постановления и уведомления административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилых помещений в жилые, обязать административного ответчика перевести нежилые помещения по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами № в жилые. Сохранить указанные нежилые помещения в перепланированном (переустроенном состоянии).
Административный истец Овчинников А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил суду письменные возражения.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с п. 11 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 206 года № 47, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
В силу п. 3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
Судом установлено, что Овчинников АА является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенном на втором этаже <адрес>. (л.д.10).
Постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Овчинникову АА отказано в переводе нежилого помещения с кадастровым номером № в жилое на основании п. 3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ (л.д.81).
Как следует из уведомления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое основанием для отказа явился тот факт, что Овчинниковым АА не получено согласие собственников помещений в многоквартирном доме на проведение запланированных работ в соответствии с представленным Проектом и затрагивающих общее имущество собственников помещений в МКД по указанному адресу.
В соответствии с требованиями п. 5.4.7 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в жилых зданиях высотой менее 28 м, проектируемых для размещения в IV климатическом районе и IIIВ климатическом подрайоне, допускается вместо лестничных клеток устройство наружных открытых лестниц из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R 60.
<адрес> относится к IВ климатическому подрайону, в связи с чем, не допускается эвакуация по открытым наружным лестницам.
В соответствии с требованиями п. 4.4.2 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов.
Запланированные заявителем работы, согласно представленному проекту, не создают возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требования (л.д.82).
Как следует из проекта перепланировки «Реконструкция помещений общественного назначения по ул. С.-Гвардейцев, 82 блок-секция 1/11 (л.д.39-53) объектом подлежащим реконструкции является нежилое помещение, кадастровый №, площадью 66,4 кв.м., номера на поэтажном плане 8-16. Этаж 2. Реконструкция заключается в перепланировке помещений общественного назначения, расположенных на втором этаже вставки по ул. С.-Гвардейцев, 82. Предусмотрено устройство трехкомнатной квартиры общей площадью 64,6 кв.м. с отдельным входом. В реконструируемых помещения предусматривается устройство двух вентканалов сечением 140х140 из помещения № санузел и помещения № оборудованного кухней. Входная дверь в тамбуре оборудована тепловой завесой, включающейся автоматически при открытии дверей.
Из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» следует, что в связи с отсутствием в действующих санитарных правилах и нормах требований по обустройству наружного входа в квартиры, располагающиеся выше первого этажа, посредством открытой металлической лестницы, дать оценку соответствия проекта в целом Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-1- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» не представляется возможным (л.д.74-75).
Поскольку, как установлено судом, вход в нежилое помещение, расположенное на втором этаже вставки, по адресу: <адрес>, ул. С.-Гвардейцев осуществляется непосредственно с улицы по наружной металлической лестнице, которая непосредственно пересекает оконный проем нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания, что не соответствует требованиям СП 1.13130.2009. «Свод правил. Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» и не обеспечивает удобство и безопасность при подъеме по ней, то суд соглашается с доводами административного ответчика в той части, что основания для перевода указанного нежилого помещения в жилое, отсутствуют.
Также, судом установлено, что Овчинников АА является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 64 кв.м., расположенного на первом этаже по адресу: <адрес> (л.д.67 оборот).
Постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Овчинникову АА отказано в переводе нежилого помещения с кадастровым номером № в жилое на основании п. 3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ (л.д.79).
Как следует из уведомления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, основанием для отказа явился тот факт, что Овчинниковым АА не получено согласие собственников помещений в многоквартирном доме на проведение запланированных работ в соответствии с представленным Проектом и затрагивающих общее имущество собственников помещений в МКД по указанному адресу. Кроме того, над указанным помещением на втором этаже расположено нежилое помещение, и в случае перевода данного нежилого помещения в жилое, над ним будет находиться нежилое помещение, что противоречит требованиям ч.3 ст. 22 ЖК РФ (л.д.80).
Из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» следует, что в связи с отсутствием в действующих санитарных правилах и нормах требований по обустройству наружного входа в квартиры,
И наличием на уровне окна квартиры открытой металлической лестнице, ведущей в квартиру вышележащего этажа, дать оценку соответствия проекта в целом Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-1- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» не представляется возможным (л.д.69-70).
Как следует из положений ч.3 ст. 22 ЖК РФ нежилое помещение может находиться в многоквартирном доме на первом этаже либо выше первого этажа, но при условии, что под ним также находится нежилое помещение.
Поскольку помещение, расположенное над нежилым помещением с кадастровым номером №, площадью 64 кв.м., также является нежилым, то оснований для перевода данного нежилого помещения в жилое, не имеется.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконными постановлений мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлений об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ; возложении на мэрию г. Новосибирска обязанности перевести нежилые помещения с кадастровыми номерами: №, расположенные по адресу: <адрес> в жилые помещения.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Административным истцом заявлено требование о сохранении нежилых помещений в перепланированном (переустроенном) состоянии, что в силу положений ст. 1 КАС РФ не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Согласно п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством (п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ).
Учитывая изложенное, производство по делу в части требований административного истца о сохранении нежилых помещений в перепланированном (переустроенном) состоянии, подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Овчинникова А. А. к мэрии г. Новосибирска о признании незаконными постановлений мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлений об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ; возложении на мэрию г. Новосибирска обязанности перевести нежилые помещения с кадастровыми номерами: №, расположенные по адресу: <адрес> в жилые помещения, оставить без удовлетворения.
Производство по административному иску Овчинникова А. А. к мэрии г. Новосибирска о сохранении нежилых помещений в перепланированном (переустроенном) состоянии прекратить, в связи с тем, что данное требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятии судом решения в окончательной форме.
Решение изготовлено судом в окончательной форме 28 сентября 2018 года.
Судья Е.А. Певина