УИД 72RS0012-01-2020-000429-29
№ 2а-232/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. КазанскоеКазанского районаТюменской области | 28 октября 2020 года |
Казанский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Первушиной Н.В.,
при секретаре Волох Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я., представителя административного ответчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) Меркулова И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сладковского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) о признании незаконным бездействия по укомплектованию филиала № 1 Сладковская районная больница медицинскими работниками, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор Сладковского района Тюменской области обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) (далее по тексту ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское)), мотивируя их следующим:
Прокуратурой Сладковского района Тюменской области во исполнение решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2020 года проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в том числе в части доступности и качества медицинских услуг, финансового обеспечения медицинской помощи в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14» имени В.Н. Шанаурина (с. Казанское) (далее - ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское)).
ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) является юридическим лицом, создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации органов государственной власти Тюменской области в сфере здравоохранения. Предметом деятельности учреждения является многопрофильная медицинская помощь, включающая в себя оказание лечебно-диагностической, профилактической, реабилитационной помощи детскому и взрослому населению.
Для осуществления указанной медицинской деятельности ГБУЗ ТО Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) имеет соответствующую лицензию (№ ЛO-72-01-003377 от 2 июня 2020 года).
Проверкой установлено, что административным ответчиком не укомплектован филиал № 1 Сладковская районная больница медицинскими работниками, а именно: врачом-неврологом - 1,0 ставка, врачом-кардиологом - 1,0 ставка, врачом-отоларингологом - 1,0 ставка, заведующим Новоандреевским ФАП-фельдшером - 1,0 ставка.
Данные вакансии не укомплектованы длительное время.
Отсутствие перечисленных медицинских работников в филиале № 1 Сладковская районная больница ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) значительно снижает качество и допустимость медицинской помощи в сфере оказания медицинской помощи населению.
По вопросу неукомплектованности кадрами (медицинскими работниками) филиала № 1 Сладковская районная больница ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) прокуратурой Сладковского района в адрес руководителя ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) 23 декабря 2019 года было внесено представление. Вместе с тем до настоящего времени данный вопрос не решен.
Ненадлежащая организация работы по подбору кадров ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) нарушает права и интересы граждан неопределенного круга лиц на получение квалифицированной медицинской помощи, гарантированной им государством, а также не соответствует целям и задачам национального проекта «Здравоохранение».
Просит признать незаконным бездействие ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) по укомплектованию филиала № 1 Сладковская районная больница врачом-неврологом -1,0 ставка, врачом-кардиологом- 1,0 ставка, врачом-отоларингологом - 1,0 ставка, заведующим Новоандреевским ФАПом-фельдшером - 1,0 ставка, и обязать ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) в срок до 31 декабря 2020 года укомплектовать филиал № 1 Сладковская районная больница указанными медицинскими работниками.
В ходе производства по делу от административного истца – прокурора Сладковского района Тюменской области поступило заявление об отказе от административных исковых требований в части: административный истец отказывается от исковых требований в части признания незаконным бездействия ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) по укомплектованию филиала №1 Сладковская районная больница врачом-кардиологом – 1,0 ставка и возложении на административного ответчика обязанности укомплектовать филиал №1 Сладковская районная больница врачом-кардиологом, в связи с тем, что в ходе производства по делу было установлено, что штатным расписанием ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) ставка врача-кардиолога в филиале №1 Сладковская районная больница не предусмотрена.
На основании определения от 28 октября 2020 года производство в части признания незаконным бездействия ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) по укомплектованию филиала №1 Сладковская районная больница врачом-кардиологом – 1,0 ставка и возложении на административного ответчика обязанности укомплектовать филиал №1 Сладковская районная больница врачом-кардиологом прекращено.
27 октября 2020 года поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором административный истец просит признать незаконным бездействие ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) по укомплектованию филиала № 1 Сладковская районная больница врачом-неврологом -1,0 ставка, врачом-отоларингологом - 1,0 ставка, заведующим Новоандреевским ФАПом-фельдшером - 1,0 ставка и обязать ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) в срок до 31 декабря 2021 года укомплектовать филиал № 1 Сладковская районная больница ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) указанными медицинскими работниками.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я. исковые требования поддержал в полном объеме с учетом их уточнения.
Представитель административного ответчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) Меркулов И.Я. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал представленный отзыв, в котором указано следующее:
В настоящее время в филиале №1 Сладковская районная больница имеются вакантные должности: врач-невролог 1,0 ставка, врач-отоларинголог – 1,0 ставка, заведующий Новоандреевским ФАП – 1,0 ставка. Должность врача-кардиолога в филиале №1 Сладковская районная больница не лицензировалась. Информация о потребностях в медицинских кадрах размещена и еженедельно обновляется на сайтах: Интерактивный портал Департамента труда и занятости населения Тюменской области, «Работа в России. Общероссийская база вакансий», Super Job, hh.ru, Об14казанское.рф. Неукомплектованность кадрами вызвана отсутствием в филиале работников данных специальностей, иные лица по вопросам трудоустройства на вакантные должности не обращались, штатная численность не сокращалась, фонд оплаты труда по данным должностям не уменьшен, отказов в приеме на работу в филиал №1 Сладковская районная больница не имеется. Медицинская помощь населению Сладковского района по профилю неврология отказывается врачом-неврологом Н., состоящей в штате учреждения (с. Казанское), еженедельно по средам, по профилю отоларингология – фельдшером кабинета врача-отоларинголога К., состоящей в штате учреждения (с. Казанское), раз в две недели по средам, по профилю кардиология - врачом-кардиологом Е., трудоустроенной по договору внешнего совместительства, раз в две недели. Медицинская помощь на базе Новоандреевского ФАП оказывается медицинской сестрой Новоандреевского ФАП О. ежедневно. Полагает, что бездействие со стороны административного ответчика отсутствует, требования о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2020 года укомплектовать вакантные должности не основаны на законе.
При этом представитель административного ответчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) Меркулов И.В. пояснил, что в случае удовлетворения исковых требований уточненный административным истцом срок – до 31 декабря 2021 года, является разумным.
Заслушав объяснение помощника прокурора Казанского района Тюменской области, просившего административные исковые требования с учетом их уточнения удовлетворить, представителя административного ответчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) Меркулова И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований с учетом их уточнения по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года» на территории Тюменской области реализуется национальный проект «Здравоохранение».
Задачами национального проекта «Здравоохранение» являются, в том числе обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена с использованием геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий и ФАП в малых населенных пунктах, оптимизация работы медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
С целью регулирования отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 323-ФЗ), в статье 4 которого доступность и качество медицинской помощи поименованы в качестве одного из основных принципов охраны здоровья.
При этом в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, путем организации оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличия необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации.
Статьей 19 Федерального закона № 323-ФЗ закреплено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
В соответствии с главой 5 Федерального закона № 323-ФЗ основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона № 323-ФЗ.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
На основании статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно пункту 21 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 №543н, первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь, оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 года № 796н, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи органам местного самоуправления) и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 7 Правил организации деятельности поликлиники (Приложение 1 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н, указано, что структура поликлиники и штатная численность устанавливаются главным врачом поликлиники или руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения), в структуру которой она входит, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, установленных приложением № 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом, уровня и структуры заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Согласно статье 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Согласно Уставу, утвержденному Департаментом здравоохранения Тюменской области 22 июля 2015 года, (л.д. 13-39) ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) является юридическим лицом, созданным в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере здравоохранения. Предметом деятельности учреждения является многопрофильная медицинская помощь, включающая в себя оказание лечебно-диагностической, профилактической, реабилитационной помощи детскому и взрослому населению (п.2.2. Устава). Целями деятельности учреждения являются удовлетворение потребностей населения в качественной высококвалифицированной медицинской помощи, обеспечение постоянного развития и использование современных медицинских технологий (п.2.3 Устава).
Согласно п. 1.4.3. Устава ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) имеет филиал №1 Сладковская районная больница, структурным подразделением которого является, в том числе, Новоандреевский ФАП.
Согласно пункту 46 части статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности ЛО-72-01-003377 от 2 июня 2020 года (л.д. 40-83).
Таким образом, ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) вправе оказывать населению медицинскую помощь.
При этом, в соответствии с требованиями законодательства, она должна отвечать требованиям доступности и качества, в том числе, путем обеспечения наличия необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.
В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что в филиале №1 Сладковская районная больница ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) длительное время существуют вакантные должности врача-невролога, врача-отоларинголога и заведующего Новоандреевским ФАП.
Данный факт сам по себе свидетельствует о нарушении административным ответчиком требований п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Оценивая доводы административного ответчика о том, что руководством ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) предпринимаются меры, направленные на укомплектование филиала №1 Сладковская районная больница необходимыми медицинскими работниками, путем размещения информации о наличии вакансий в Интернете на различных сайтах, суд исходит из следующего: факт размещения информации о наличии вакансий подтверждается материалами дела (л.д. 156-176), однако принимая во внимание то обстоятельство, что данные вакансии имеются длительное время (не менее года), и до настоящего времени предпринятые меры в виде размещения информации в сети Интернет не принесли положительных результатов, суд приходит к выводу, что данные меры сами по себе не являются эффективным средством устранения имеющихся недостатков в оказании медицинской помощи. Доказательств того, что руководством ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) предпринимались иные действенные меры, направленные на укомплектование штата филиала №1 Сладковская районная больница необходимыми специалистами, суду не представлено.
Также не может свидетельствовать о том, что медицинская помощь в филиале №1 Сладковская районная больница отвечает требованиям доступности и качества, тот факт, что врач-невролог, состоящий в штате учреждения, оказывает медицинскую помощь населению Сладковского района 1 раз в неделю, фельдшер кабинета врача-отоларинголога, состоящий в штате учреждения, – 1 раз в две недели, в Новоандреевском ФАПе медицинская помощь оказывается медицинской сестрой, поскольку это также не отвечает требованиям п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
23 декабря 2019 года в ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) прокурором Сладковского района было внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось, в том числе, на неукомлектованность филиала №1 Сладковская районная больница медицинскими кадрами (л.д. 131-132), однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Суд считает, что сам по себе факт того, что длительное время филиал №1 Сладковская районная больница не укомплектован медицинскими специалистами, указывает на бездействие ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское), выразившееся в непринятии должных (эффективных, действенных) мер по укомплектованию филиала №1 Сладковская районная больница необходимыми специалистами: врачом-неврологом – 1,0 ставка, врачом-отоларингологом – 1,0 ставка, заведующим Новоандреевским ФАПом – 1,0 ставка.
Суд находит убедительными доводы административного ответчика о том, что ненадлежащая организация работы по укомплектованию филиала №1 Сладковская районная больница медицинскими специалистами нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение квалифицированной медицинской помощи, гарантированной им государством, а также не соответствует целям и задачам национального проекта «Здравоохранение».
На основании вышеизложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит, что ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) обязано устранить выявленные нарушения в целях выполнения требований действующего законодательства по обеспечению доступности и качества оказываемых учреждением медицинских услуг.
Таким образом, административным истцом уточненные административные исковые требования заявлены законно и обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме, с учетом конкретизации в судебном заседании срока устранения допущенных нарушения ? до 31 декабря 2021 года. Данный срок суд находит разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации ст.10, 19, 32, 33, 34, 37, главой 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 45, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сладковского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) о признании незаконным бездействия по укомплектованию филиала № 1 Сладковская районная больница медицинскими работниками, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское), выразившееся в неукомплектовании филиала № 1 Сладковская районная больница врачом-неврологом - 1,0 ставка, врачом-отоларингологом - 1,0 ставка, заведующим Новоандреевским ФАПом-фельдшером - 1,0 ставка, и обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) в срок до 31 декабря 2021 года укомплектовать филиал № 1 Сладковская районная больница ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) указанными медицинскими специалистами.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме изготовлено в печатном варианте 29 октября 2020 года
Председательствующий судья: /подпись/ Н.В. Первушина
Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-232/2020 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.
Судья
Казанского районного суда Н.В. Первушина