18RS0027-01-2021-001682-42 Дело № 12-70/2021
РЕШЕНИЕ
село Вавож УР 12 ноября 2021 года
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Торхова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Никитиной Т.А.,
с участием защитника директора Муниципального автономного учреждения Вавожского района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоровье» Темникова Н.В. – Чумаковой О.Л.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника должностного лица – директора Муниципального автономного учреждения Вавожского района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоровье» Темникова Н.В.
на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 22 июля 2021 года, которым к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, привлечено должностное лицо
директор Муниципального автономного учреждения Вавожского района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоровье» Темникова Николай Владимирович, *** года рождения, проживающий по адресу: ***,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 июля 2021 года директор Муниципального автономного учреждения Вавожского района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоровье» Темников Н.В. (далее – заявитель, директор МАУ ВР ФОК «Здоровье») привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. в связи с тем, что юридическим лицом осуществляется сброс сточных вод в р. Вала с превышением нормативов допустимого сброса, в нарушение ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч.ч. 1, 3 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В жалобе в районный суд защитник директора МАУ ВР ФОК «Здоровье» Темников Н.В. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Жалоба мотивирована тем, что: действия должностного лица подлежат квалификации по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ; доказательствами факта совершения административного правонарушения являются протоколы испытаний сточных вод, сбрасываемых в реку Вала и природные воды в фоновом и контрольном створах МАУ ВР ФОК «Здоровье», которые являются результатами производственного контроля и не могут быть признаны достоверным доказательством по делу об административном правонарушении; заключение *** территориальной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» не может быть признано допустимым доказательством по делу, поскольку специалисты лаборатории не были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и дачу заведомо ложных пояснений; в протоколе исследований *** территориальной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» не указаны точное время хранения и исследования проб, вследствие чего нарушены требования п. 5.5 ГОСТ 31861-2012 «Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб»; должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не применены правила ч. 2.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание заявитель и представитель Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, не явились, извещенные ор времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, судебное заседание проведено в их отсутствие.
Представителем Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставлен суду письменный отзыв на жалобу, в котором должностное лицом просит постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании защитник заявителя жалобу просил удовлетворить, приведя доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Выслушав защитника, изучив и проанализировав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения директора МАУ ВР ФОК «Здоровье» Темникова Н.В. к административной ответственности явились следующие обстоятельства.
МАУ ВР ФОК «Здоровье» осуществляет отведение сточных вод, образующихся в результате собственной хозяйственной и производственной деятельности в ***. Сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод после очистных сооружений осуществляется в ***.
Сброс сточных вод МАУ ВР ФОК «Здоровье» осуществляет на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 472-с от 22 августа 2019 года, зарегистрировано в государственном водном реестре за № 18-10.01.03.005-Р-РСБХ-С-2019-02436/00. Срок водопользования установлен до 01.10.2024.
МАУ ВР ФОК «Здоровье» согласована программа проведения измерений качества сточных вод (в том числе дренажных) на 2019-2024 г.г. и программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной на 2019-2024 г.г.
В соответствии с указанными программами производятся отборы и количественный анализ проб сточных вод, сбрасываемых в *** и природные воды выше и ниже по течению.
МАУ ВР ФОК «Здоровье» 30.12.2020 г. в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора представлена декларация воздействии на окружающую среду по объекту 94-0218-002585-Т. К декларации приложен расчет нормативов допустимого сброса.
МАУ ВР ФОК «Здоровье» представлены Протоколы испытаний сточных вод, сбрасываемых в *** и природной воды в фоновом и контрольном створа р. за 2020 год и 1 квартал 2021 года.
Так же в ходе проверки рассмотрена отчетность МАУ ВР ФОК «Здоровье по результатам учета объема сброса сточных вод и показателей их качеств (формы 3.2 и 3.3).
В результате анализа вышеуказанных документов установлено, что в 1 квартале 2021 года МАУ ВР ФОК «Здоровье» осуществило сброс сточных вод в *** с превышением нормативов допустимого сброса по нефтепродуктам и по аммоний-иону.
В приложенном к декларации о воздействии на окружающую среду по объекту 94-0218-002585-Т расчете нормативов допустимого сброса задекларирована масса по нефтепродуктам допустимая к сбросу в 1 квартале 2021 г. 0,00026 тонн. Фактический сброс нефтепродуктов составил 0,00055 тонны, что в 2,1 раза превышает норматив допустимого сброса.
В приложенном к декларации о воздействии на окружающую среду по объекту 94-0218-002585-Т расчете нормативов допустимого сброса задекларирована масса по аммоний-иону допустимая к сбросу в 1 квартале 2021 г. в 0,0026 тонн. Фактический сброс аммоний-иона составил 0,00301 тонны, что в 1,2 раза превышает норматив допустимого сброса.
В ходе плановой проверки *** территориальной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» (аттестат аккредитации №RA.RU.51450: выданный Федеральной службой по аккредитации 29.06.2016 г.) произведет отборы проб сточной воды, сбрасываемой МАУ ВР ФОК «Здоровье» в *** и природной воды (*** в фоновом и контрольном створах).
Об отборе проб были составлены протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды № 1 от 20.05.2021 года и Акты отбора пробы воды №№ 90,91 от 20.05.2021 года.
Всего отобрано: 1 проба сточной воды на выпуске и 2 пробы природной воды в *** (в фоновом и контрольном створах согласно установленным Решением № 472-с точкам отбора).
По результатам отбора установлено, что МАУ ВР ФОК «Здоровье» осуществило сброс сточных вод в *** с превышением нормативов допустимого сброса по:
- аммоний иону (норматив допустимого сброса 1,19 г/час. Фактический сброс аммоний-иона составил 1,5 г/час) в 1,3 раза;
- нитрит-ионам (норматив допустимого сброса 0,19 г/час. Фактический сброс нитрит-ионов составил 0,45 г/час) в 2,4 раза;
- сульфатам (норматив допустимого сброса 63,99 г/час. Фактический сброс сульфатов составил 99,75 г/час) в 1,6 раза.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении № 04-218/Пр от 07 июля 2021 года; копией Постановления Администрации муниципального образования «Вавожский район» от 27 мая 2013 года № 486 «О создании МАУ ВР ФОК «Здоровье» и назначении на должность директора Темникова Н.В.; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 296-ПКУ от 16 июня 2021 года; копией Приказа от 16 сентября 2019 года № 195/1 «Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты»; копией решения от 22 августа 2019 года № 472-с о предоставлении водного объекта в пользование; протоколами лабораторных испытаний; протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 20 мая 2021 года; актами отбора проб воды от 20 мая 2021 года № 90 и 91; протоколами результатов измерения проб воды от 26 мая 2021 года №№ 109, 110 и 111.
Правовые основы использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах (ст. 39 ВК РФ). Аналогичное положение содержится в ст. 55 ВК РФ, согласно которой при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (п.1 ч.6 ст.60 Водного Кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст.19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.
В соответствии со ст. 22. Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Суд приход к выводу о нарушении директором МАУ ВР ФОК «Здоровье» требований Темниковым Н.В. п. 2 ст. 3 Водного Кодекса РФ, п. 1 ст. 44 Водной Кодекса РФ, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку МАУ ВР ФОК «Здоровье» в 2020 году и 1 квартале 2021 года осуществляло сброс сточных вод в *** с превышением концентрации относительно допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах норматива допустимого сброса и лимита сброса, установленных разрешением.
Таким образом, действия юридического лица правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что директором МАУ ВР ФОК «Здоровье» Темниковым Н.В. приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований законодательства. Вина должностного лица выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения вышеуказанных требований закона, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст введен в действие «ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб» (далее по тексту - ГОСТ 31861-2012). Данный стандарт распространяется на любые типы вод и устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, в частности предъявляются требования к емкостям для отбора проб, и их подготовке (раздел 4, приложение Г).
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6 ГОСТа 31861-2012 объем взятой пробы должен соответствовать установленному в нормативных документах (НД) на метод определения конкретного показателя с учетом количества определяемых показателей и возможности проведения повторного исследования. При этом для получения одной пробы, отражающей состав и свойства воды в данной точке отбора, допускается неоднократно отбирать воду в этой точке отбора за максимально короткий период времени. Метод отбора проб выбирают в зависимости от типа воды, ее напора, потока, температуры, глубины пробоотбора, цели исследований и перечня определяемых показателей с таким расчетом, чтобы исключить (свести к минимуму) возможные изменения определяемого показателя в процессе отбора.
Согласно п. 6.3 ГОСТ 31861-2012 результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
В актах отбора проб воды указаны объемы проб, отобранных должностным лицом, характеристика тары, условия транспортировки, сроки исследования. Акты отбора проб воды содержат полную и раскрытую информацию, в связи с чем соответствует требованиям ГОСТ 31861-2012.
Исходя из актов отбора проб воды следует, что отбор проб воды осуществлялся 20 мая 2021 года и в этот же день начато проведение измерение проб воды, что следует из протоколов №№ 109, 110 и 11 результатов измерения проб воды, в связи с чем доводы жалобы об осуществлении нарушения порядка отбора проб и их проверки противоречат материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С учетом изложенного, закон допускает использовать в качестве доказательств факта совершения административного правонарушения, в настоящем случае, протоколы испытаний сточных вод, сбрасываемых в реку Вала и природные воды в фоновом и контрольном створах МАУ ВР ФОК «Здоровье», которые являются результатами производственного контроля, а протоколы результатов измерения проб воды.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на существо принятого решения, доводы жалобы повторяют правовую позицию изложенную при рассмотрении дела об административном правонарушении и поэтому не могут служить основанием для отмены постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
Суд также не находит оснований для применения правил ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку не установлено наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, заявителем не предоставлены суду сведения об имущественном положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 22 июля 2021 года, которым к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, привлечено должностное лицо - директор Муниципального автономного учреждения Вавожского района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоровье» Темников Н.В., и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб., оставить без изменения, жалобу директора Муниципальное автономное учреждение Вавожского района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоровье» Темникова Н.В. - без удовлетворения.
Копию решения направить в Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Директору Муниципального автономного учреждения Вавожского района «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоровье» Темникову Н.В.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья: С.Н. Торхов