Дело № 2а-4267/2020
25RS0002-01-2020-007894-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года г. Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Н.А. Булановой, при секретаре А.Д.Поздеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зубкова Александра Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения незаконным, и возложение обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Зубков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от дата № об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости и решение от дата. № об отказе в государственной регистрации права собственности объекта недвижимости, возложение обязанности осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Зубкова А.А. на сооружение электроэнергетики - № 1, протяженностью 60 метров, расположенное по адресу: <адрес> в районе <адрес>, на основании заявления от дата № и № и представленных документов.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что дата. административным истцом в Управление Росреестра по Приморскому краю, в соответствии со ст. ст. 14, 15, 40 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" были поданы заявления о постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности на Кабельную линию-КЛ1, протяженностью 60 м, адрес: <адрес>, в районе <адрес> «б». дата административным ответчиком отказано в государственной регистрации права собственности Зубкова А.А. и в осуществлении кадастрового учета на указанный объект недвижимого имущества. Истец считает указанные отказы неправомерными, поскольку они противоречат ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 14, 15, 40 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушают права и законные интересы административного истца. После окончания реконструкции Застройщик ФИО3 передал Зубкову А.А. следующие инженерные сети по акту приема передачи: инженерные сети- кабельные линии электроснабжения, проложенные от № до здания по <адрес>: № кабеля по 15 метров), электроустановку, расположенную в здании по <адрес>: №, электросчетчик типа «№ №, электросчетчик типа «ПСЧ-ЗТА.07.112.2» №, расположенные в ТП-22 (акт приема передачи-2 дата При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования указанных норм права, принимая во внимание положения ст.51 ГрК РФ, ЗК РФ, а также то, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, отказ Управления Росреестра по Приморскому края ввиду не предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации, неправомерен.
Административный истец Зубков А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по доверенности Маслякова Т.С. возражала против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Из возражений следует, что уведомлением от дата №, № было отказано в осуществлении учетно - регистрационных действий в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно в нарушение положений статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ в Управление обратился только собственник 9/10 доли в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №. Управление полагает, что регистрация права собственности на спорный объект в данном случае возможно лишь с учетом прав и законных интересов других сособственников земельного участка, а обязательным условием приобретения каждым из них права собственности является их совместное обращение с соответствующим заявлением в Управление. Управление считает, что отсутствуют как процессуальные, так и материальные основания для удовлетворения заявленных требований. Просила в удовлетворении требований административного искового заявления отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, возражения административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
Согласно материалам дата Зубков А.А. обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю, в соответствии со ст. ст. 14, 15, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с заявлениями о постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение - кабельная линия-КЛ1, протяженностью 60 м, расположенный по адресу: <адрес>».
Управлениями Росреестра по Приморскому краю от дата №, № Зубкову А.А. было отказано в осуществлении учетно - регистрационных действий в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно в нарушение положений статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ в Управление обратился только собственник 9/10 доли в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности -технического плана.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 названной статьи).
Статьей 27 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что в феврале 2011 года административный истец, являясь собственником <...><...> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по <адрес> <адрес>» заключил договор о реконструкции нежилого здания: гараж с административными помещениями, расположенного по <адрес> <адрес>», со вторым сособственником земельного участка ФИО3, которому принадлежало 3/4 доли в праве общей долевой собственности на указанный участок.
Согласно условий данного договора после завершения реконструкции объекта Зубкову А.А. переходят в собственность нежилые помещения, расположенные на 3-м этаже реконструированного здания, согласно плана, а также все наружные инженерные сети (внешние кабельные линии электроснабжения, внешний водопровод, внешняя канализация, внешние тепловые сети и тепловой узел.)
Реконструкция здания гаража с административными помещениями велась в соответствии с проектно-сметной документацией, на основании разрешения на реконструкцию дата № дата, выданного Администрацией <адрес>.
По окончании здание гаража было введено в эксплуатацию Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию дата №.
Одновременно с вводом в эксплуатацию законченного строительством объекта: гараж с административными помещениями, расположенного по <адрес> в эксплуатацию были введены объекты инженерных коммуникаций, необходимые для обслуживания вновь построенного здания, в том числе внешние наружные коммуникации водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Указанные инженерные коммуникации приняты пользователями - городскими эксплуатационными организациями, о чем имеются соответствующие документы.
После окончания реконструкции застройщик ФИО3 передал Зубкову А.А. следующие инженерные сети по акту приема передачи:
- Инженерные сети - кабельные линии электроснабжения, проложенные от ТП-22 до здания по <адрес>: № (2 кабеля по 15 метров), электроустановку, расположенную в здании по <адрес>: №, электросчетчик типа «№2» №, электросчетчик типа «№ №, расположенные в ТП-22 (акт приема передачи-2 от дата.);
-Инженерные сети водоснабжения и канализации, проложенные от городских сетей до здания по адресу: <адрес>, д.б-Б, а также водомерный узел: наружная канализация -К1 (переключение ) от КК №сущ. (септик) (через колодцы №) до КК № сущ. протяженностью 14,5 п., выполненная из асбоцементных труб №. Выпуск от реконструируемого здания в КК № протяженностью - 6,0 п.м. выполненные из чугунных труб d=100м.; наружный водопровод от стенки здания ( через колодцы №) до ВК № сущ. Протяженностью -13.4 п.м., выполненный из стальных туб d=50. Участок трубы под дорогой уложен в футляр из стальной трубы d-300; водомерный узел с прибором учета, расположенный за 1-й стенкой здания, (согласно акта приема-передачи № от дата).
Зубков А.А. обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлениями № № № и № № об осуществлении учетно - регистрационных действий в отношении спорного объекта.К заявлению, в качестве оснований для проведения учетно-регистрационного действия на спорный объект недвижимого имущества Зубковым А.А. были приложены:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>.
В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пунктов 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в случаях, если в соответствии с данным Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Особенности кадастрового учета и регистрации прав на созданные сооружения установлены ст. 40 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 10 статьи 40 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Из материалов дела усматривается, что сооружение «<...>», об учете которого подано заявление, расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами дата
С заявлением о государственном кадастровом учете обратился Зубков А.А., являющийся только собственником 9/10 доли в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером дата
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что регистрация права собственности на спорный объект в данном случае возможно лишь с учетом прав и законных интересов других сособственников земельного участка, а обязательным условием приобретения каждым из них права собственности является их совместное обращение с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Приморскому краю.
Указанные обстоятельства не позволили административному ответчику осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на спорный объект недвижимости.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов истца, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Зубкова Александра Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения от 10.02.2020 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и возложение обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме – 14.01.2021г.
Судья Н.А.Буланова