РЈРР” 36RS0006-01-2021-000872-31
в„– 2Р°-1404/2021
Строка 3.201а
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«7» апреля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Фролова С.С., представителя административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Дорожкина А.Н.,
представителя административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа РїРѕ доверенности РљСЂРёРІРѕСЂСѓРєРѕРІРѕР№ Рћ.Р®.,
рассмотрел РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Леонтьева Александра Николаевича Рє УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области Рѕ признании бездействия выразившиеся РІ РЅРµ направлении процессуального документа РЅР° заявление РѕС‚ 02.11.2020, признании незаконным ответа РѕС‚ 28.01.2021, признании незаконными бездействий, выразившихся РІ непринятии мер РїРѕ отмене обеспечительных мер, признании незаконным решения Рѕ принятии обеспечительных мер, возложении обязанности отменить обеспечительные меры,
установил:
Административный истец Леонтьев Рђ.Рќ. обратился РІ Центральный районный СЃСѓРґ Рі.Воронежа СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј ссылаясь РЅР° то, что РѕРЅ состоял РЅР° учете РІ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области (далее – РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4) РІ качестве индивидуального предпринимателя, указанная деятельность РёРј была прекращена 27.03.2017, что подтверждается выпиской РёР· ЕГРРРџ. 05.09.2020 Леонтьевым Рђ.Рќ. была получена информация Рѕ наложении 10.03.2018 РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области ограничений РЅР° регистрационные действия РІ отношении принадлежащего ему имущества (автомобиля Рё квартиры, расположенной РІ Воронежской области). Административный истец указывает, что СЃ 09.11.2017 зарегистрирован РїРѕ месту жительства РІ <адрес> Рё, соответственно, встал РЅР° учет РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа. 02.02.2021 РёРј был получен ответ заместителя руководителя управления УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области в„– 17-23/02258 РѕС‚ 28.01.2021, РІ котором содержался отказ РІ снятии запрета РЅР° совершение регистрационных действий РІ отношении принадлежащего административному истцу имущества РїРѕ причине наложения налоговыми органами обеспечительных мер, принятых РЅР° основании решения РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области в„– 34347 25.01.2018 Рѕ привлечении Леонтьева Рђ.Рќ. Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения (акт камеральной проверки в„– 33844 РѕС‚ 30.11.2017). Административный истец указывает, что никаких правонарушений РёРј совершено РЅРµ было, каких-либо задолженностей перед налоговыми органами РѕРЅ РЅРµ имеет, что подтверждается справками РёР· налоговой инспекции Рё сведениями СЃ официального сайта ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± отсутствии возбужденных РІ отношении него исполнительных производств. Полагая, что ответчиками было принято незаконное решение РѕР± отказе РІ снятии запрета РЅР° совершение регистрационных действий РІ отношении принадлежащего ему имущества, административный истец обратился РІ СЃСѓРґ, Рё РїСЂРѕСЃРёС‚:
- признать незаконным бездействие должностного лица УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области заместителя руководителя управления Р¤РРћ1, выразившееся РІ РЅРµ направлении РІ адрес заявителя мотивированного процессуального документа РЅР° заявление РѕС‚ 02.11.2020, переадресованного прокуратурой Воронежской области РІ УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области;
- признать незаконным ответ Р·Р° в„– 17-23/02258 РѕС‚ 28.01.2021 заместителя руководителя Управления ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Р¤РРћ1 РѕР± отказе РІ снятии запрета РЅР° совершение регистрационных действий РІ отношении имущества административного истца РїРѕ причине принятия налоговыми органами обеспечительных мер РїРѕ Рї. 10 СЃС‚. 101 Налогового Кодекса Р Р¤, вынесенных РЅР° основании решения РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 Рѕ привлечении Леонтьева Рђ.Рќ. Рє ответственности Р·Р° совершенное налоговое правонарушение РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347;
- признать незаконным бездействие РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа, выразившиеся РІ РЅРµ принятии мер, направленных РЅР° отмену обеспечительных мер РѕС‚ 25.01.2018 в„– 4, наложенных РЅР° основании решения МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 Рѕ привлечении Леонтьева Рђ.Рќ. Рє ответственности Р·Р° СЏРєРѕР±С‹ совершенное налоговое правонарушение РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 (акт камеральной проверки РѕС‚ 30.11.2017 в„– 33844), РїСЂРё наличии информации РІ налоговом органе РѕР± отсутствии задолженности Сѓ административного истца;
- признать незаконным бездействие МРФНС России № 4 по Воронежской области, выразившиеся в не принятии мер, направленных на отмену обеспечительных мер от 25.01.2018 № 4, наложенных на основании решения МРФНС России № 4 по Воронежской области о привлечении Леонтьева А.Н. к ответственности за якобы совершенное налоговое правонарушение от 25.01.2018 № 34347 (акт камеральной проверки от 30.11.2017 № 33844), при наличии информации в налоговом органе об отсутствии задолженности у административного истца;
- возложить РЅР° УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области обязанность РїРѕ устранению нарушений прав Рё законных интересов административного истца путем отмены обеспечительных мер, наложенных РїРѕ решению МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018 РІ отношении имущества налогоплательщика (в„– Рё квартиры, расположенной РїРѕ адресу: <адрес>, кадастровый в„–);
- признать незаконным решение МРФНС России № 4 по Воронежской области от 25.01.2018 № 34347 о принятии обеспечительных мер в отношении имущества налогоплательщика Леонтьева А.Н., и отменить обеспечительные меры, как незаконные, нарушающие права административного истца при отсутствии задолженности (л.д.4-11).
Определением СЃСѓРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ реорганизацией Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области, произведена замена административного ответчика Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области РЅР° Межрайонную РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области.
Административный истец Леонтьев А.Н. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом по адресу, указанному в административном исковом заявлении, в судебное заседание не явился; в материалы дела представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Леонтьева А.Н. по доверенности Фролов С.С. поддержал административное исковое заявление в полном объеме, настаивал на том, что за административным истцом не числится никаких задолженностей; указал на пропуск всех возможных сроков для предъявления и исполнения органами ФССП России требований о взыскании с Леонтьева А.Н. задолженности, при её наличии.
Представитель административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Дорожкин А.Н. позицию административного истца считал необоснованной, просил отказать в удовлетворении административного иска. Пояснил, что Леонтьевым А.Н. было совершено налоговое правонарушение, в связи с чем, в обеспечение исполнения данного правонарушения, и были приняты соответствующие обеспечительные меры.
Представитель административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа РїРѕ доверенности РљСЂРёРІРѕСЂСѓРєРѕРІР° Рћ.Р®. просила отказать РІ удовлетворении РёСЃРєР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что обеспечительные меры, наложенные решением РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области, являются производными РѕС‚ факта проведения РІ отношении Леонтьева Рђ.Рќ. камеральной проверки. РџРѕ результатам последней административному истцу были доначислены СЃСѓРјРјС‹ налогов, РІ возможности уплаты которых Сѓ налогового органа возникли сомнения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рё было принято решение Рѕ наложении обеспечительных мер; решение Рѕ наложении обеспечительных мер, Р° также решение Рѕ привлечении Рє ответственности Леонтьевым Рђ.Рќ. РЅРµ обжаловалось.
Административный ответчик РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–14 РїРѕ Воронежской области Рѕ месте Рё времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ отсутствие его представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились и о причинах неявки не сообщили.
Суд, выслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив предоставленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
На основании ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшими оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (п.1 ст. 12 ФЗ №59-ФЗ).
Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу п.10 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Обеспечительными мерами может быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений.
В статье 137 НК РФ указано, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Согласно материалам дела административный истец Леонтьев Рђ.Рќ. СЃ 03.06.2016 состоял РЅР° учете РІ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РІ качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНРРџ 316366800095906) СЃ основным РІРёРґРѕРј деятельности «Розничная торговля автомобильными деталями, узлами Рё принадлежностями», указанная деятельность была РёРј прекращена 27.03.2017 (Р».Рґ.52-60).
Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РІ период СЃ 17.8.2017 РїРѕ 17.11.2017 была проведена камеральная налоговая проверка РІ отношении Леонтьева Рђ.Рќ.; основанием для проведения камеральной налоговой проверки послужила налоговая декларация РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц (форма 3-НДФЛ) (рег. в„– 35224380) Р·Р° 2016 РіРѕРґ, представленная 17.08.2017. РџРѕ результатам камеральной налоговой проверки выявлена неуплата налогов РІ размере 3854420 рублей. РђРєС‚ камеральной проверки направлялся РІ адрес административного истца, что подтверждается материалами дела.
Решением Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 ДСП Леонтьев Рђ.Рќ. был привлечен Рє ответственности Р·Р° совершение налоговых правонарушений, предусмотренных С‡.1 СЃС‚. 119, С‡.1 СЃС‚. 122 РќРљ Р Р¤ Рё ему был назначен штраф РІ общем размере 1541768 рублей, Р° также начислены пени РІ размере 128159,47 рублей. Указанное решение направлялось РІ адрес Леонтьева Рђ.Рќ Рё было получено последним.
25.01.2018 заместителем начальника Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области также были приняты обеспечительные меры РІ РІРёРґРµ запрета РЅР° отчуждение (передачу РІ залог) без согласия налогового органа имущества РЅР° СЃСѓРјРјСѓ РЅРµ выше 3 85442 рублей (3854420 рублей – СЃСѓРјРјР° налогов + 1541768 рублей – СЃСѓРјРјР° штрафа + 128159 рублей – пени) РЅР°: транспортное средство в„– Рё квартиру (1/4 доля), кадастровый в„–, площадью 44,2 РєРІ.Рј, кадастровая стоимость 827304,22 рублей).
РќРё решение Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347, РЅРё решение в„– 4 Рѕ принятии обеспечительных мер Леонтьевым Рђ.Рќ. РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ обжалованы РЅРµ были, что РЅРµ оспаривалось представителем истца РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела.
Леонтьев Рђ.Рќ. обращался РїРѕ средствам интернет-обращения РІ Межрайонную РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ снятия обеспечительных мер.
17.05.2019 Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области через личный кабинет направила Леонтьеву Рђ.Рќ. ответ, согласно которому, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением места жительства заявителя карточка расчетов СЃ бюджетом Рё материал проверки передан РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РєСѓРґР° необходимо обратиться СЃ данным заявлением.
РР· указанного ответа РЅРµ следует бездействие Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области (ее правопреемника РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) РІ непринятии мер РїРѕ отмене обеспечительных мер, так как материалы проверки РЅР° момент обращения РІ данном органе РЅРµ находились.
Ответ на данное обращение был дан.
Как следует из разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
03.06.2019 РЅР° обращение Леонтьева Рђ.Рќ. был получен ответ РёР· РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району, РІ котором был разъяснено РїРѕСЂСЏРґРѕРє наложения запрета РЅР° совершение регистрационных действий, Р° также сообщено РѕР± отсутствии задолженности РїРѕ транспортному налогу, Рё что документы РІ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РЅРµ подавались, разъяснено право РЅР° обращение РІ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области для снятия запрета РЅР° регистрационные действия.
РР· данного ответа РЅРµ усматривается, что имело место обращение Леонтьева Рђ.Рќ. СЃ требованием РѕР± отмене обеспечительных мер РЅР° имущество административного истца (транспортное средство Рё квартиру), наложенных оспариваемым решением. Доказательств обратного РІ материалах дела РЅРµ имеется.
Р’ последующем, РЅР° обращение Леонтьева Рђ.Рќ. РѕС‚ 05.09.2020 РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, 18.09.2020 административному истцу был направлен ответ, СЃ разъяснением, что решение Рѕ принятии обеспечительных мер было вынесено Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области, Рё РїРѕ вопросам отмены обеспечительных мер надлежит обращаться РІ данный орган.
02.11.2020 административный истец обратился СЃ заявлением РІ прокуратуру Воронежской области, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР»: провести РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєСѓСЋ проверку Рё привлечь Рє ответственности должностных лиц УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Воронежской области, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области, ответственных Р·Р° допущение нарушения законодательства РІ том числе РїРѕ наложению запретов Рё РЅРµ снятию РІ последующем незаконно наложенных ограничений РІ отношении принадлежащего ему имущества (автомобиль в„–, Рё квартиру РїРѕ адресу: <адрес>); отменить незаконные Рё необоснованные, наложенные 10.03.2018 РіРѕРґР° ограничения РїРѕ решению РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018, направив соответствующие документы РІ РЈР“РБДД ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рё Управление Росреестра РїРѕ Воронежской области РІ кротчайшие СЃСЂРѕРєРё; направить РІ адрес заявителя РєРѕРїРёСЋ решения налогового органа РїРѕ данному РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ (Р».Рґ.28-29).
28.01.2021 УФНС России по Воронежской области, на обращение Леонтьева А.Н., поступившее из прокуратуры Воронежской области и зарегистрированное 20.01.2021, сообщено, что на запрос от 05.11.2020, поступивший из прокуратуры Воронежской области и зарегистрированный в Управлении 27.11.2020, вх. №ЗГ2214, о продлении его рассмотрения на основании п.2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлен в адрес заявителя почтовым отправлением 22.12.2020.
РџРѕ существу ответа указано, что запрет РЅР° регистрационные действия наложен РїРѕ решению МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 (правопреемник РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) Рѕ принятии обеспечительных мер РїРѕ Рї.10 СЃС‚. 101 РќРљ Р Р¤ РѕС‚ 25.01.2018 в„– 4, вынесенному РЅР° основании решения МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 (правопреемник РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) Рѕ привлечении Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 (акт камеральной налоговой проверки РѕС‚ 30.11.2017 в„– 33844).
Таким образом, обращение Леонтьева А.Н. УФНС России по Воронежской области было рассмотрено, ответ дан по существу. Отказ в отмене обеспечительных мер из данного ответа не усматривается. В порядке подчиненности данное решение в УФНС России по Воронежской области не обжаловалось, в связи с чем, не имелось оснований для вынесения процессуального акта, и данное обращение было рассмотрено с учетом положений ФЗ № 59-ФЗ.
Учитывая, что решение МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 (правопреемник РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) Рѕ привлечении Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 (акт камеральной налоговой проверки РѕС‚ 30.11.2017 в„– 33844) обжаловано РЅРµ было, Р° решение Рѕ принятии обеспечительных мер было принято РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ сменой места жительства Леонтьевым Рђ.Рќ. Рё прекращении деятельности РІ качестве индивидуального предпринимателя, СЃСѓРґ РЅРµ усматривает оснований для признания указанного решения Рѕ принятии обеспечительных мер недействительным Рё его отмены.
Довод административного истца, что транспортное средство на момент вынесения решения об обеспечительных мерах было им отчуждено и следовательно не имелось оснований для наложения запрета в отношении транспортного средства, суд не принимает во внимание, так как Леонтьев А.Н. не снял транспортное средство с учета, а заинтересованное лицо Дерябин А.В. своевременно не поставил на учет на свое имя указанный автомобиль.
РР· анализа положений СЃС‚. 101, статей 137, 138 РќРљ Р Р¤ РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что решение РѕР± отмене обеспечительных мер может вынести руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который РїСЂРёРЅСЏР» обеспечительные меры РїРѕ письменному заявлению РЅР° РёРјСЏ руководителя (заместителя) РѕР± отмене данных обеспечительных мер СЃ указанием отсутствия оснований РёС… принятия, исполнение решения инспекции РїРѕ итогам проверки.
Либо отмена обеспечительных мер осуществляется посредствам обжалования решения о принятии обеспечительных мер в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). По тогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять решение об отмене обеспечительных мер (п.2 ст. 140 НК РФ).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Довод административного истца о том согласно представленным справкам по состоянию на 25.06.2019 и на 02.04.2021 какая-либо задолженность отсутствует, и что ответчиками пропущены все сроки для принудительного взыскания, следовательно решение о принятии обеспечительных мер является незаконным и подлежащим отмене, суд считает не состоятельным исходя из следующего.
02.03.2018 (РїРёСЃСЊРјРѕ в„–08-29/02088 РґСЃРї) РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РІ адрес РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа были направлены материалы камеральной налоговой проверки РІ отношении Леонтьева Рђ.Рќ. (РРќРќ 361202808649) для внесения СЃСѓРјРј начисления СЃСѓРјРј налога, пени, штрафа РІ лицевой счет.
РР· отзыва ответчика следует, что СЃСѓРјРјР° доначислений РІ отношении административного истца РІ карточке расчета СЃ бюджетом РЅРµ отражена РїРѕ техническим причинам.
Между тем, решение о привлечении к ответственности с установленной суммой доначисления, вступившее в законную силу, не отменено. До настоящего времени указанная сумма задолженности налогоплательщиком не погашена, что не отрицалось представителем административного истца.
Случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, признаются безнадежными к взысканию, установлены пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
К одним из таких случаев законодателем отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· установленных обстоятельств, РЅРѕСЂРј закона Рё разъяснений Пленума Р’РђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РїСЂРё рассмотрении настоящего административного дела решение РѕР± утрате налоговым органом возможности взыскания СЃ налогоплательщика Леонтьева Рђ.Рќ. налогов, пеней, штрафов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° РёС… взыскания принято быть РЅРµ может, поскольку разрешение данного РІРѕРїСЂРѕСЃР° РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РІ РёРЅРѕРј судебном процессе, инициированном налогоплательщиком либо налоговым органом.
РСЃС…РѕРґСЏ РёС… положений части 2 статьи 227 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует закону или РёРЅРѕРјСѓ нормативному правовому акту.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему административному делу судом не установлена.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований.
Вместе с тем, лица, полагающие, что нарушено их право собственности на спорное имущество, не лишены возможности обратиться за его защитой в порядке гражданского судопроизводства, поскольку споры о праве рассмотрению в порядке административного судопроизводства не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Леонтьева Александра Николаевича Рє УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области Рѕ признании бездействия выразившиеся РІ РЅРµ направлении процессуального документа РЅР° заявление РѕС‚ 02.11.2020, признании незаконным ответа РѕС‚ 28.01.2021, признании незаконными бездействий, выразившихся РІ непринятии мер РїРѕ отмене обеспечительных мер, признании незаконным решения Рѕ принятии обеспечительных мер, возложении обязанности отменить обеспечительные меры, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ.
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021.
РЈРР” 36RS0006-01-2021-000872-31
в„– 2Р°-1404/2021
Строка 3.201а
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«7» апреля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Фролова С.С., представителя административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Дорожкина А.Н.,
представителя административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа РїРѕ доверенности РљСЂРёРІРѕСЂСѓРєРѕРІРѕР№ Рћ.Р®.,
рассмотрел РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Леонтьева Александра Николаевича Рє УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области Рѕ признании бездействия выразившиеся РІ РЅРµ направлении процессуального документа РЅР° заявление РѕС‚ 02.11.2020, признании незаконным ответа РѕС‚ 28.01.2021, признании незаконными бездействий, выразившихся РІ непринятии мер РїРѕ отмене обеспечительных мер, признании незаконным решения Рѕ принятии обеспечительных мер, возложении обязанности отменить обеспечительные меры,
установил:
Административный истец Леонтьев Рђ.Рќ. обратился РІ Центральный районный СЃСѓРґ Рі.Воронежа СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј ссылаясь РЅР° то, что РѕРЅ состоял РЅР° учете РІ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области (далее – РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4) РІ качестве индивидуального предпринимателя, указанная деятельность РёРј была прекращена 27.03.2017, что подтверждается выпиской РёР· ЕГРРРџ. 05.09.2020 Леонтьевым Рђ.Рќ. была получена информация Рѕ наложении 10.03.2018 РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области ограничений РЅР° регистрационные действия РІ отношении принадлежащего ему имущества (автомобиля Рё квартиры, расположенной РІ Воронежской области). Административный истец указывает, что СЃ 09.11.2017 зарегистрирован РїРѕ месту жительства РІ <адрес> Рё, соответственно, встал РЅР° учет РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа. 02.02.2021 РёРј был получен ответ заместителя руководителя управления УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области в„– 17-23/02258 РѕС‚ 28.01.2021, РІ котором содержался отказ РІ снятии запрета РЅР° совершение регистрационных действий РІ отношении принадлежащего административному истцу имущества РїРѕ причине наложения налоговыми органами обеспечительных мер, принятых РЅР° основании решения РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области в„– 34347 25.01.2018 Рѕ привлечении Леонтьева Рђ.Рќ. Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения (акт камеральной проверки в„– 33844 РѕС‚ 30.11.2017). Административный истец указывает, что никаких правонарушений РёРј совершено РЅРµ было, каких-либо задолженностей перед налоговыми органами РѕРЅ РЅРµ имеет, что подтверждается справками РёР· налоговой инспекции Рё сведениями СЃ официального сайта ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± отсутствии возбужденных РІ отношении него исполнительных производств. Полагая, что ответчиками было принято незаконное решение РѕР± отказе РІ снятии запрета РЅР° совершение регистрационных действий РІ отношении принадлежащего ему имущества, административный истец обратился РІ СЃСѓРґ, Рё РїСЂРѕСЃРёС‚:
- признать незаконным бездействие должностного лица УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области заместителя руководителя управления Р¤РРћ1, выразившееся РІ РЅРµ направлении РІ адрес заявителя мотивированного процессуального документа РЅР° заявление РѕС‚ 02.11.2020, переадресованного прокуратурой Воронежской области РІ УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области;
- признать незаконным ответ Р·Р° в„– 17-23/02258 РѕС‚ 28.01.2021 заместителя руководителя Управления ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Р¤РРћ1 РѕР± отказе РІ снятии запрета РЅР° совершение регистрационных действий РІ отношении имущества административного истца РїРѕ причине принятия налоговыми органами обеспечительных мер РїРѕ Рї. 10 СЃС‚. 101 Налогового Кодекса Р Р¤, вынесенных РЅР° основании решения РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 Рѕ привлечении Леонтьева Рђ.Рќ. Рє ответственности Р·Р° совершенное налоговое правонарушение РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347;
- признать незаконным бездействие РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа, выразившиеся РІ РЅРµ принятии мер, направленных РЅР° отмену обеспечительных мер РѕС‚ 25.01.2018 в„– 4, наложенных РЅР° основании решения МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 Рѕ привлечении Леонтьева Рђ.Рќ. Рє ответственности Р·Р° СЏРєРѕР±С‹ совершенное налоговое правонарушение РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 (акт камеральной проверки РѕС‚ 30.11.2017 в„– 33844), РїСЂРё наличии информации РІ налоговом органе РѕР± отсутствии задолженности Сѓ административного истца;
- признать незаконным бездействие МРФНС России № 4 по Воронежской области, выразившиеся в не принятии мер, направленных на отмену обеспечительных мер от 25.01.2018 № 4, наложенных на основании решения МРФНС России № 4 по Воронежской области о привлечении Леонтьева А.Н. к ответственности за якобы совершенное налоговое правонарушение от 25.01.2018 № 34347 (акт камеральной проверки от 30.11.2017 № 33844), при наличии информации в налоговом органе об отсутствии задолженности у административного истца;
- возложить РЅР° УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области обязанность РїРѕ устранению нарушений прав Рё законных интересов административного истца путем отмены обеспечительных мер, наложенных РїРѕ решению МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018 РІ отношении имущества налогоплательщика (в„– Рё квартиры, расположенной РїРѕ адресу: <адрес>, кадастровый в„–);
- признать незаконным решение МРФНС России № 4 по Воронежской области от 25.01.2018 № 34347 о принятии обеспечительных мер в отношении имущества налогоплательщика Леонтьева А.Н., и отменить обеспечительные меры, как незаконные, нарушающие права административного истца при отсутствии задолженности (л.д.4-11).
Определением СЃСѓРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ реорганизацией Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области, произведена замена административного ответчика Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области РЅР° Межрайонную РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области.
Административный истец Леонтьев А.Н. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом по адресу, указанному в административном исковом заявлении, в судебное заседание не явился; в материалы дела представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Леонтьева А.Н. по доверенности Фролов С.С. поддержал административное исковое заявление в полном объеме, настаивал на том, что за административным истцом не числится никаких задолженностей; указал на пропуск всех возможных сроков для предъявления и исполнения органами ФССП России требований о взыскании с Леонтьева А.Н. задолженности, при её наличии.
Представитель административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Дорожкин А.Н. позицию административного истца считал необоснованной, просил отказать в удовлетворении административного иска. Пояснил, что Леонтьевым А.Н. было совершено налоговое правонарушение, в связи с чем, в обеспечение исполнения данного правонарушения, и были приняты соответствующие обеспечительные меры.
Представитель административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа РїРѕ доверенности РљСЂРёРІРѕСЂСѓРєРѕРІР° Рћ.Р®. просила отказать РІ удовлетворении РёСЃРєР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что обеспечительные меры, наложенные решением РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РїРѕ Воронежской области, являются производными РѕС‚ факта проведения РІ отношении Леонтьева Рђ.Рќ. камеральной проверки. РџРѕ результатам последней административному истцу были доначислены СЃСѓРјРјС‹ налогов, РІ возможности уплаты которых Сѓ налогового органа возникли сомнения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рё было принято решение Рѕ наложении обеспечительных мер; решение Рѕ наложении обеспечительных мер, Р° также решение Рѕ привлечении Рє ответственности Леонтьевым Рђ.Рќ. РЅРµ обжаловалось.
Административный ответчик РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–14 РїРѕ Воронежской области Рѕ месте Рё времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ отсутствие его представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились и о причинах неявки не сообщили.
Суд, выслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив предоставленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
На основании ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшими оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (п.1 ст. 12 ФЗ №59-ФЗ).
Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу п.10 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Обеспечительными мерами может быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений.
В статье 137 НК РФ указано, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Согласно материалам дела административный истец Леонтьев Рђ.Рќ. СЃ 03.06.2016 состоял РЅР° учете РІ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РІ качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНРРџ 316366800095906) СЃ основным РІРёРґРѕРј деятельности «Розничная торговля автомобильными деталями, узлами Рё принадлежностями», указанная деятельность была РёРј прекращена 27.03.2017 (Р».Рґ.52-60).
Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РІ период СЃ 17.8.2017 РїРѕ 17.11.2017 была проведена камеральная налоговая проверка РІ отношении Леонтьева Рђ.Рќ.; основанием для проведения камеральной налоговой проверки послужила налоговая декларация РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц (форма 3-НДФЛ) (рег. в„– 35224380) Р·Р° 2016 РіРѕРґ, представленная 17.08.2017. РџРѕ результатам камеральной налоговой проверки выявлена неуплата налогов РІ размере 3854420 рублей. РђРєС‚ камеральной проверки направлялся РІ адрес административного истца, что подтверждается материалами дела.
Решением Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 ДСП Леонтьев Рђ.Рќ. был привлечен Рє ответственности Р·Р° совершение налоговых правонарушений, предусмотренных С‡.1 СЃС‚. 119, С‡.1 СЃС‚. 122 РќРљ Р Р¤ Рё ему был назначен штраф РІ общем размере 1541768 рублей, Р° также начислены пени РІ размере 128159,47 рублей. Указанное решение направлялось РІ адрес Леонтьева Рђ.Рќ Рё было получено последним.
25.01.2018 заместителем начальника Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области также были приняты обеспечительные меры РІ РІРёРґРµ запрета РЅР° отчуждение (передачу РІ залог) без согласия налогового органа имущества РЅР° СЃСѓРјРјСѓ РЅРµ выше 3 85442 рублей (3854420 рублей – СЃСѓРјРјР° налогов + 1541768 рублей – СЃСѓРјРјР° штрафа + 128159 рублей – пени) РЅР°: транспортное средство в„– Рё квартиру (1/4 доля), кадастровый в„–, площадью 44,2 РєРІ.Рј, кадастровая стоимость 827304,22 рублей).
РќРё решение Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347, РЅРё решение в„– 4 Рѕ принятии обеспечительных мер Леонтьевым Рђ.Рќ. РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ обжалованы РЅРµ были, что РЅРµ оспаривалось представителем истца РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела.
Леонтьев Рђ.Рќ. обращался РїРѕ средствам интернет-обращения РІ Межрайонную РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ снятия обеспечительных мер.
17.05.2019 Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области через личный кабинет направила Леонтьеву Рђ.Рќ. ответ, согласно которому, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением места жительства заявителя карточка расчетов СЃ бюджетом Рё материал проверки передан РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РєСѓРґР° необходимо обратиться СЃ данным заявлением.
РР· указанного ответа РЅРµ следует бездействие Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области (ее правопреемника РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) РІ непринятии мер РїРѕ отмене обеспечительных мер, так как материалы проверки РЅР° момент обращения РІ данном органе РЅРµ находились.
Ответ на данное обращение был дан.
Как следует из разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
03.06.2019 РЅР° обращение Леонтьева Рђ.Рќ. был получен ответ РёР· РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району, РІ котором был разъяснено РїРѕСЂСЏРґРѕРє наложения запрета РЅР° совершение регистрационных действий, Р° также сообщено РѕР± отсутствии задолженности РїРѕ транспортному налогу, Рё что документы РІ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РЅРµ подавались, разъяснено право РЅР° обращение РІ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области для снятия запрета РЅР° регистрационные действия.
РР· данного ответа РЅРµ усматривается, что имело место обращение Леонтьева Рђ.Рќ. СЃ требованием РѕР± отмене обеспечительных мер РЅР° имущество административного истца (транспортное средство Рё квартиру), наложенных оспариваемым решением. Доказательств обратного РІ материалах дела РЅРµ имеется.
Р’ последующем, РЅР° обращение Леонтьева Рђ.Рќ. РѕС‚ 05.09.2020 РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, 18.09.2020 административному истцу был направлен ответ, СЃ разъяснением, что решение Рѕ принятии обеспечительных мер было вынесено Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области, Рё РїРѕ вопросам отмены обеспечительных мер надлежит обращаться РІ данный орган.
02.11.2020 административный истец обратился СЃ заявлением РІ прокуратуру Воронежской области, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР»: провести РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєСѓСЋ проверку Рё привлечь Рє ответственности должностных лиц УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Воронежской области, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области, ответственных Р·Р° допущение нарушения законодательства РІ том числе РїРѕ наложению запретов Рё РЅРµ снятию РІ последующем незаконно наложенных ограничений РІ отношении принадлежащего ему имущества (автомобиль в„–, Рё квартиру РїРѕ адресу: <адрес>); отменить незаконные Рё необоснованные, наложенные 10.03.2018 РіРѕРґР° ограничения РїРѕ решению РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 4 РїРѕ Воронежской области РѕС‚ 25.01.2018, направив соответствующие документы РІ РЈР“РБДД ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рё Управление Росреестра РїРѕ Воронежской области РІ кротчайшие СЃСЂРѕРєРё; направить РІ адрес заявителя РєРѕРїРёСЋ решения налогового органа РїРѕ данному РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ (Р».Рґ.28-29).
28.01.2021 УФНС России по Воронежской области, на обращение Леонтьева А.Н., поступившее из прокуратуры Воронежской области и зарегистрированное 20.01.2021, сообщено, что на запрос от 05.11.2020, поступивший из прокуратуры Воронежской области и зарегистрированный в Управлении 27.11.2020, вх. №ЗГ2214, о продлении его рассмотрения на основании п.2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлен в адрес заявителя почтовым отправлением 22.12.2020.
РџРѕ существу ответа указано, что запрет РЅР° регистрационные действия наложен РїРѕ решению МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 (правопреемник РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) Рѕ принятии обеспечительных мер РїРѕ Рї.10 СЃС‚. 101 РќРљ Р Р¤ РѕС‚ 25.01.2018 в„– 4, вынесенному РЅР° основании решения МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 (правопреемник РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) Рѕ привлечении Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 (акт камеральной налоговой проверки РѕС‚ 30.11.2017 в„– 33844).
Таким образом, обращение Леонтьева А.Н. УФНС России по Воронежской области было рассмотрено, ответ дан по существу. Отказ в отмене обеспечительных мер из данного ответа не усматривается. В порядке подчиненности данное решение в УФНС России по Воронежской области не обжаловалось, в связи с чем, не имелось оснований для вынесения процессуального акта, и данное обращение было рассмотрено с учетом положений ФЗ № 59-ФЗ.
Учитывая, что решение МРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 (правопреемник РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области) Рѕ привлечении Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения РѕС‚ 25.01.2018 в„– 34347 (акт камеральной налоговой проверки РѕС‚ 30.11.2017 в„– 33844) обжаловано РЅРµ было, Р° решение Рѕ принятии обеспечительных мер было принято РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ сменой места жительства Леонтьевым Рђ.Рќ. Рё прекращении деятельности РІ качестве индивидуального предпринимателя, СЃСѓРґ РЅРµ усматривает оснований для признания указанного решения Рѕ принятии обеспечительных мер недействительным Рё его отмены.
Довод административного истца, что транспортное средство на момент вынесения решения об обеспечительных мерах было им отчуждено и следовательно не имелось оснований для наложения запрета в отношении транспортного средства, суд не принимает во внимание, так как Леонтьев А.Н. не снял транспортное средство с учета, а заинтересованное лицо Дерябин А.В. своевременно не поставил на учет на свое имя указанный автомобиль.
РР· анализа положений СЃС‚. 101, статей 137, 138 РќРљ Р Р¤ РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что решение РѕР± отмене обеспечительных мер может вынести руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который РїСЂРёРЅСЏР» обеспечительные меры РїРѕ письменному заявлению РЅР° РёРјСЏ руководителя (заместителя) РѕР± отмене данных обеспечительных мер СЃ указанием отсутствия оснований РёС… принятия, исполнение решения инспекции РїРѕ итогам проверки.
Либо отмена обеспечительных мер осуществляется посредствам обжалования решения о принятии обеспечительных мер в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). По тогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять решение об отмене обеспечительных мер (п.2 ст. 140 НК РФ).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Довод административного истца о том согласно представленным справкам по состоянию на 25.06.2019 и на 02.04.2021 какая-либо задолженность отсутствует, и что ответчиками пропущены все сроки для принудительного взыскания, следовательно решение о принятии обеспечительных мер является незаконным и подлежащим отмене, суд считает не состоятельным исходя из следующего.
02.03.2018 (РїРёСЃСЊРјРѕ в„–08-29/02088 РґСЃРї) РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–4 РІ адрес РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі.Воронежа были направлены материалы камеральной налоговой проверки РІ отношении Леонтьева Рђ.Рќ. (РРќРќ 361202808649) для внесения СЃСѓРјРј начисления СЃСѓРјРј налога, пени, штрафа РІ лицевой счет.
РР· отзыва ответчика следует, что СЃСѓРјРјР° доначислений РІ отношении административного истца РІ карточке расчета СЃ бюджетом РЅРµ отражена РїРѕ техническим причинам.
Между тем, решение о привлечении к ответственности с установленной суммой доначисления, вступившее в законную силу, не отменено. До настоящего времени указанная сумма задолженности налогоплательщиком не погашена, что не отрицалось представителем административного истца.
Случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, признаются безнадежными к взысканию, установлены пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
К одним из таких случаев законодателем отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· установленных обстоятельств, РЅРѕСЂРј закона Рё разъяснений Пленума Р’РђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РїСЂРё рассмотрении настоящего административного дела решение РѕР± утрате налоговым органом возможности взыскания СЃ налогоплательщика Леонтьева Рђ.Рќ. налогов, пеней, штрафов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° РёС… взыскания принято быть РЅРµ может, поскольку разрешение данного РІРѕРїСЂРѕСЃР° РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РІ РёРЅРѕРј судебном процессе, инициированном налогоплательщиком либо налоговым органом.
РСЃС…РѕРґСЏ РёС… положений части 2 статьи 227 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует закону или РёРЅРѕРјСѓ нормативному правовому акту.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему административному делу судом не установлена.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований.
Вместе с тем, лица, полагающие, что нарушено их право собственности на спорное имущество, не лишены возможности обратиться за его защитой в порядке гражданского судопроизводства, поскольку споры о праве рассмотрению в порядке административного судопроизводства не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Леонтьева Александра Николаевича Рє УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Воронежской области Рѕ признании бездействия выразившиеся РІ РЅРµ направлении процессуального документа РЅР° заявление РѕС‚ 02.11.2020, признании незаконным ответа РѕС‚ 28.01.2021, признании незаконными бездействий, выразившихся РІ непринятии мер РїРѕ отмене обеспечительных мер, признании незаконным решения Рѕ принятии обеспечительных мер, возложении обязанности отменить обеспечительные меры, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ.
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021.