Гражданское дело
№ 2-288/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2015 года Сл. Б - Мартыновка
Мартыновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего: судьи Филатова В.В.,
с участием помощника прокурора ФИО3,
при секретаре Черкашиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мартыновского района в интересах Васильевой ФИО7 к Отделу образования администрации Мартыновского района <адрес>, Управлению социальной защиты населения Мартыновского района <адрес> о признании права на меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в интересах Васильевой ФИО7 к Отделу образования администрации Мартыновского района <адрес> Управлению социальной защиты населения Мартыновского района <адрес> о признании права на меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой района по заявлению Васильевой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения Управлением социальной защиты населения администрации Мартыновского района <адрес> (далее - УСЗН Мартыновского района) требований законодательства по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, а также пенсионерам из их числа. В соответствии со ст. 55 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей предоставляются бесплатно квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Согласно ст. 2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>» (далее - Областной закон от ДД.ММ.ГГГГ №) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством <адрес> региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Васильева М.А. имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 33-х лет. Васильева М.А. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в детском саде совхоза <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в детском саде совхоза <данные изъяты> Васильева М.А. является получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки Васильевой М.А. УСЗН были приостановлены по ходатайству отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Васильева М.А. не имеет право на социальную поддержку. Вместе с тем, проведенная проверка показала, что действия УСЗН и отдела образования Мартыновского района не законны, у Васильевой М.А. имеется право на получение региональной социальной доплаты. Часть 1 ст. 47 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № гласит, что под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Часть 2 вышеуказанной статьи гласит, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Пункт 5, 7 ч. 5 ст. 47 ФЗ № гласят, что Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Пункт 8 ст. 47 ФЗ № гласит, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 2, 7 части 1 статьи 2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>" меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам из числа указанных лиц. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № "По запросу правительства <адрес> о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации" исходил из того, что, таким образом, обязав еще в ДД.ММ.ГГГГ субъекты Российской Федерации установить и до ДД.ММ.ГГГГ ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце шестом пункта 5 статьи 47 ФЗ № указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. (Постановление Президиума Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг№ Согласно части 1 статьи 1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>", компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится, в частности, следующим категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в <адрес> (далее - работающим и проживающим в сельской местности): педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры (п. 2); пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются (п. 7 введен Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № Таким образом, действия УСЗН и отдела образования Мартыновского района не законны, у Васильевой М.А. имеется право на получение региональной социальной доплаты В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. Просят обязать отдел образования администрации Мартыновского района включить Васильеву М.А. в список, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Областным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ года; обязать Управление социальной защиты Администрации Мартыновского района назначить Васильевой М.А. меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ как пенсионеру проработавшему в сельской местности не менее десяти лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях в соответствии с ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ №
Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании полностью поддержал заявленные исковые требования прокурора и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Отдела образования администрации Мартыновского района <адрес> в судебное заседание не прибыл о дне слушания надлежащим образом уведомлён. В суд не представил сведений об уважительности причин неявки не просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании пункта 4 ст 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя О О администрации Март ыновского района.
Представитель ответчика Управление социальной защиты населения Мартыновского района по доверенности ФИО5 в судебном заседании иск прокурора не поддержала, просит отказать в его удовлетворении.
Третье лицо - Министерство труда и социального развития РО в судебное заседание не прибыли, о дне слушании я надлежащим образом уведомлены. В адрес суда поступило письменное возражение Минтруда и социального развития в котором они просят суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору. Рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства труда и социального развития <адрес>. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в связи со следующим:
В соответствии со ст. 55 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст. 2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>» (далее - Областной закон от ДД.ММ.ГГГГ № компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>", компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится, в частности, следующим категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в <адрес> (далее - работающим и проживающим в сельской местности): педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры (п. 2); пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Васильева М.А. имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 33-х лет. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем в детском саду совхоза <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в детском саду совхоза <данные изъяты> Васильева М.А. является получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки Васильевой М.А. УСЗН были приостановлены по ходатайству отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Васильева М.А. не имеет права на социальную поддержку. Данный факт подтверждается трудовой книжкой, архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ муниципального архивного учреждения «Мартыновский районный архив по личному составу».
Суд считает, что действия УСЗН и отдела образования Мартыновского района не законны, Васильева М.А. имеет право на получение региональной социальной доплаты.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Васильевой М.А. необходимо удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░ 2015 ░░░░