Дело № 5-403/2019
73RS0002-01-2019-005146-44
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск 23 сентября 2019 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Сошкиной Г.А.,
при секретаре Наржанковой А.О.
с участием Буранова Р.А и его защитника Давиденко О.В.,
старшего УУП и ПДН ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска Арсланова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
БУРАНОВА Руслана Александровича, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протокола об административном правонарушении АП-73 № от ДД.ММ.ГГГГ 22 августа 2019 года в 18 часов 20 минут Буранов Р.А.,, находясь у дома 28 по пр. 50 летия ВЛКСМ г. Ульяновска, провел агитационное публичное мероприятие в виде пикета с использованием быстровозводимой сборно – разборной конструкции с размещением на ней агитационного материала зарегистрированного кандидата ФИО6 без подачи в установленном порядке уведомления его проведении, в нарушение ч.1.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании ФИО2 с вменяемым ему административным правонарушением не согласился, суду показал, что на основании договора об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с кандидатом в депутаты ФИО1 пятого созыва по Засвияжскому одномандатному округу № ФИО6, он устанавливал и разбирал металлические конструкции с размещенными на ней баннерами, при этом никакого публичного мероприятия не проводил, агитационные материалы не раздавал.
Защитник ФИО2 – ФИО5 в судебном заседании поддержала позицию своего подзащитного, дополнительно указав, что при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом допущены существенные нарушения, в частности не доказана вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, кроме того, последний не был извещен о дне, времени и месте составления протокола.
В судебном заседании старший УУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО7 показал, что протокол об административном правонарушении был составлен на основании обращения председателя ФИО1 избирательной комиссии ФИО8, сам он ФИО2 на месте совершения административного правонарушения не видел, какие действия производил последний по проведению агитационного публичного мероприятия в виде пикета, пояснить не смог, указав, что состав вмененного ФИО2 административного правонарушения, предусматривает ответственность, в том числе за установку сборно – разборной конструкции с размещенным на ней агитационном материалом без соответствующего разрешения.
Выслушав участников процесса, исследовав протокол об административном правонарушении и иные письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Из представленных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОМВД России по <адрес> поступило представление председателя ФИО1 избирательной комиссии ФИО8, где последний указал на поступившую информацию о том, что ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> по пр. 50 летия ВЛКСМ проводится агитационное публичное мероприятие с использованием сборно - разборной конструкции с размещенными на ней агитационными материалами зарегистрированного кандидата ФИО6, и просил установить обстоятельства проведения незаконного несогласованного публичного мероприятия, принять меры по установлению лиц, причастных к их проведению, привлечь их к ответственности. К данному представлению были приложены фотографии сробно – разборной конструкции с находящимися рядом молодыми людьми.
На основании вышеуказанного сообщения ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В качестве доказательств вины ФИО2 суду представлены:
- рапорт старшего инспектора ГОО ОМВД России по <адрес> ФИО9 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 20 минуты возле <адрес> по пр. 50 лет ВЛКСМ <адрес> на земельном участке возле пешеходного тротуара был установлен агитационный материала на удерживающих элементах конструкции, в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 пятого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № Дениса Гурьянова выдвинутого политической партией «КПРФ». Рядом находились мужчина и женщина, которые раздавали печатный агитационный материал (листовки) проходящим гражданам. На размещенном и раздаваемом материале имелась вся необходимая информация, предусмотренная законодательством. На момент обнаружения агитационного материала нарушений действующего законодательства не установлено;
- объяснения ФИО10 и ФИО11, согласно которых ДД.ММ.ГГГГ, находясь у <адрес> по пр. 50 лет ВЛКСМ <адрес> с 16-30 часов, они осуществляли раздачу листовок за кандидата в депутаты ФИО1 по <адрес> по избирательному округу №;
- протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был осмотрен участок местности, прилегающей территории, расположенной по адресу: <адрес>, пр. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>, была обнаружена сробно – разборная конструкция с размещенным на ней агитационным материалом. К данному протокола приложена фототаблица;
- печатный агитационный материал - листовка формата А5 в поддержку кандидата в депутаты ФИО6;
- объяснения ФИО6, из которых следует, что он проводит агитационную работу с использованием агитационных материалов. Уведомление о начале распространения агитационных материалов с приложением копий данных материалов, были заблаговременно переданы в ФИО3 избирательную комиссию, о чем имеется отметка в уведомлении. Так, ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> по пр. 50 летия ВЛКСМ у бордюрного камня был размещен широкоформатный печатный агитационный материал на удерживающих элементах в его поддержку. В десяти метрах от баннера двое его помощников раздавали агитационные материалы в руки граждан, эти действия не были направлены на публичное обсуждение вопроса агитации в его поддержку. Аналогичное мероприятие проходило ДД.ММ.ГГГГ на пешеходном тротуаре по <адрес> у «Автовокзала», ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> по пр. 50 лет ВЛКСМ и ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> ФИО6 на данных мероприятиях не было, он их не проводил;
- сведения ФИО1 избирательной комиссии о представленных образцах печатных агитационных материалов кандидата в депутаты ФИО1 пятого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № ФИО6;
- объяснения ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ в ФИО1 избирательную комиссию поступило сообщение о том, что возле <адрес> по пр. 50 лет ВЛКСМ <адрес> проводится пикет с использованием сборно - разборной конструкцией в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 5 созыва по 16 одномандатному округу ФИО6. С целью проверки данного сообщения, выехала по данному адресу и обнаружила, что по вышеуказанному адресу установлен куб с размещенными на нем агитационными баннерами, возле которого ходит девушка возрастом 25 лет и мужчина, которые осуществляли раздачу листовок с агитационным материалом. Данный факт был зафиксирован фотоматериалом, о случившемся было сообщено в дежурную часть ОМВД России по <адрес>. В какой момент и кто разбирал данную конструкцию, ей ничего не известно;
- объяснения ФИО13, ФИО14, ФИО15, которые по событиям ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> по пр. 50 летия ВЛКСМ <адрес> каких – либо объяснений не давали.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Согласно п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Статьей 7 Закона N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные статьей.
В силу части 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Буранову Р.А. вменяется нарушение ч.1.1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ, согласно которой уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Между тем доказательств того, что Буранов Р.А. провел публичное мероприятие (пикет), в понимании Закона N 54-ФЗ, в материалах дела не имеется.
Для квалификации административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ необходимо установить какие конкретно совершенные Бурановым Р.А. действия свидетельствуют о проведении им пикетирования с учетом того, что в силу закона таковым является форма публичного выражения мнения осуществляемого без передвижения, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Так, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Буранов Р.А. 22.08.2019 года в 18 часов 20 минут, используя быстровозводимую сборно-разборную конструкцию, создающую препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, провел публичное агитационное мероприятие в виде пикета у дома 28 по пр. 50 летия ВЛКСМ г. Ульяновска.
Напротив, из имеющихся материалов дела следует, что рядом с конструкцией в виде куба с размещенным на ней агитационным материалом, находились молодые люди, которые раздавали листовки, при этом Буранова Р.А. среди них не было. Сам Буранов Р.А. отрицал свое участие в проведении какого – либо публичного мероприятия, доказательств обратного, административным органом суду представлено не было.
Доказательств того, что быстровозводимая конструкция в виде куба создавала препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, также суду представлено не было, напротив, из фотоматериала усматривается, что конструкция с агитационным материалам располагается таким образом, что пешеходы свободно передвигаются по пешеходной дорожке.
Представленные материалы дела не содержат информации о том, что каким образом и кем проводилось публичное мероприятие в виде пикета, фотоматериал не подтверждает нахождение Буранова Р.А. на месте совершения вменяемого ему административного правонарушения, и не опровергает его доводов о непричастности к проведению какого - либо публичного мероприятия.
Доводы должностного лица в части того, что ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в том числе за установку сборно – разборной конструкции с размещенным на ней агитационном материалом без соответствующего разрешения, основаны на неверном толковании законодательства.
Из ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ следует, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. (ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в отношении Буранова Р.А., не было учтено, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении последнего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ.
Так, направленная по адресу проживания Буранова Р.А. телеграмма адресату вручена не была.
При этом, в материалах дела, кроме адреса проживания Буранова Р.А., имеются сведения о номере его мобильного телефона.
Каких – либо сведений о том, что Буранов Р.А. извещался по средствам телефонной связи, либо об отсутствии возможности извещения Буранова Р.А. таким образом, материалы дела не содержат.
Сам Буранов Р.А. в судебном заседании показал, что извещение о необходимости явиться в отделение почтовой связи для получения телеграммы, он не получал.
В связи с указанными обстоятельствами Буранов Р.А. не имел реальной возможности явиться к старшему УУП и ПДН ОУУП ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО7 для дачи объяснений по делу, представить свои доказательства.
При этом суд считает несостоятельными доводы должностного лица о том, что Буранов Р.А. был надлежащим образом извещен о дне, времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем вручения телеграммы бабушке Буранова Р.А. по месту регистрации последнего, поскольку данные доводы противоречат положениям ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств, в соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяет считать вину Буранова Р.А. установленной.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу в том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Буранова Р.А. следует прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 20.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░