Решение по делу № 2-194/2024 (2-2350/2023;) от 02.11.2023

                     Дело № 2-194/2024

УИД68RS0004-01-2023-003116-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2024 г. г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Сошниковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Поповой Ю.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А.,

представителя ответчика ООО «Расчетный центр» Пучкова С.В. /по доверенности/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Расчетный центр», Обществу с ограниченной ответственностью «Компьюлинк Инфраструктура ТО» о возложении обязанности.

                        УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тамбовского района Тамбовской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, о возложении на ООО «Расчетный центр» обязанности провести техническое обслуживание приборов учета горячего водоснабжения многоквартирных домов №<адрес>; по результату технического обслуживания устранить выявленные недостатки и провести поверку.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Тамбовского района, в соответствие с поручением прокуратуры области, проведена проверка по обращению гражданина Суховой Ж.Р., а также по обращению исполнительного директора ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» на действия ООО «Расчетный центр».

В ходе проверки было установлено, что ООО «Расчетный центр» осуществляет управление указанными многоквартирными домами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ .

ООО «Расчетный центр» получает от собственников помещений в многоквартирных домах плату за содержание и ремонт общедомового имущества, в состав которого входит, в том числе, и выполнение работ по обеспечению постоянной готовности и технической исправности общедомовых приборов учета. Однако ООО «Расчетный центр» уклоняется от осуществления необходимых мероприятий, соблюдения лицензионных требований и требований жилищного законодательства, что затрагивает права собственников жилых помещений в многоквартирных домах и иных проживающих в них лиц.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО».

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснила, что в ходе проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры района по обращению жителя одного из указанных многоквартирных домов, управление которым осуществляет ООО «Расчетный центр», было выявлено нахождение общедомовых приборов учета горячего водоснабжения в ненадлежащем техническом состоянии, нарушение сроков проведения поверок. Техническое обслуживание общедомовых приборов учета горячего водоснабжения осуществляет управляющая компания согласно лицензионным требованиям. Все указанные многоквартирные дома оснащены общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения, однако необходимо провести их техническое обслуживание и по результатам устранить выявленные нарушения и провести поверку. Полагает срок выполнения указанных обязанностей сразу после вступления в законную силу решения суда. Исковые требования предъявляет к ООО «Расчетный центр».

Представитель ответчика ООО «Расчетный центр» в судебном заседании исковые требования не признал, представил свой отзыв на них, указал, что все многоквартирные дома, указанные истцом, введены в эксплуатацию до 27.11.2009, т.е. до даты вступления в законную силу Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергоснабжении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствие с ч. 5 ст. 13 которого, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Со ссылкой на ч. 12 ст. 13 названного Федерального закона считает, что ресурсоснабжающая организация, которой является ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» обязана оснащать приборами учета многоквартирные дома в случае, если собственниками помещений в таких многоквартирных домах эти обязанности не выполнены. Управляющая организация обязана установить общедомовые приборы учета лишь в том случае, если данный вид работ предусмотрен договором управления многоквартирным домом. Для этого управляющая организация должна либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор, а без решения общего собрания собственников помещений это сделать невозможно. При этом расходы по установке общедомовых приборов учета возлагаются на собственников помещений в многоквартирном доме. Считает недопустимым обязывать управляющую компанию выполнять работы и нести дополнительные расходы на установку общедомовых приборов учета без последующей компенсации понесенных расходов. Просит отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «Расчетный центр», и обязать ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» оборудовать общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения указанные многоквартирные дома, поскольку состояние отдельных элементов узлов прибора учета требует не их техническое обслуживание, а установку и ввод в эксплуатацию, что относится к обязанностям ресурсоснабжающей организации. Невозможно провести техническое обслуживание того, чего не существует

Представитель ответчика ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» полагает исковые требования прокурора к ООО «Расчетный центр» подлежащими удовлетворению, и не подлежащими удовлетворению к ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО»; представило отзыв на исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества, и указало, что для определения объема коммунального ресурса, подаваемого в многоквартирный дом, используется коллективный (общедомовый) прибор учета, который представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемого в многоквартирном доме при наличии технической возможности. Согласно актам проверок состояния узлов учета тепловой энергии у потребителя за период с 2019 – 2022 года, подписанными представителями ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» и ООО «Расчетный центр» или ООО «Юго-Запад» (ранее действовавшая управляющая организация), в указанных домах установлены общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, соответствующие проектной документации, но они не допущены для коммерческого учета по различным причинам (истечение поверки, некомплектность, отсутствие проектной документации и пр.). Кроме того, изменение схемы подключения (монтаж обратного трубопровода ГВС) даже в случае необходимости замены ОДПУ не может рассматриваться как первоначальная установка ОДПУ. Также указал, что Общество на основании заключенного концессионного соглашения осуществляет деятельность на территории пос. Строитель по осуществлению горячего водоснабжения потребителей муниципального образования и имеет статус ресурсоснабжающей организации. Однако в настоящее время между администрацией г. Тамбова и ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения, в соответствие с которым Общество прекратит с ДД.ММ.ГГГГ поставку коммунальных ресурсов потребителям пос. Строитель и утратит статус ресурсоснабжающей организации.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя истца был допрошен специалист Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области Комаров Е.В., который показал, что Министерством проводилась проверка в рамках исполнения управляющей организацией лицензионных требований, по результатам которой ООО «Расчетный центр» было выдано предписание о необходимости восстановления приборов учета и приведения их в надлежащее состояние. В последующем срок исполнения предписания был продлен в связи с большим объемом работы. Предписание не было оспорено, вступило в законную силу. В связи с его неисполнением Министерство обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с требованиями о понуждении исполнения предписания. В ходе рассмотрения дела ООО «Расчетный центр» ссылалось на отсутствие ОДПУ, но Арбитражный суд установил законность выданного предписания, однако в связи с тем, что Министерство не имело права обращаться с такими требованиями, в иске было отказано. Управляющая компания обязана следить за состоянием общего имущества в многоквартирном доме, вся ответственность за состоянием общего имущества лежит на управляющей компании.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Управление многоквартирными домами осуществляется управляющей организацией на основании выданных лицензий, и в соответствие с договорами управления многоквартирным домом.

Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами /ч. 1 ст. 162 ЖК РФ/.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса /ч. 3 ст. 162 ЖК РФ/.

Правительством РФ утверждены стандарты и правила по обеспечению надлежащего состояния общего имущества многоквартирного дома, определен минимальный перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, необходимый для надлежащего состояния имущества.

Так, общими работами, выполняемыми для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, являются: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме и другие /постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290/.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях /п. 5/.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и др. /п. 10/.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

Государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО «Расчетный центр» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной в соответствие с приказом управления государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом № <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом № <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Расчетный центр» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> <адрес>.

Согласно приложениям к указанным договорам управления, в перечень работ и услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме входит, в том числе, техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, техническое обслуживание и ремонт общедомовых приборов учета (электроснабжения, водоснабжения), а также подготовка предложений о перечне и стоимости работ, услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, о соответствующем размере платы для их рассмотрения и утверждения на общем собрании собственников.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области совместно с Министерством государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области была проведена проверка в отношении ООО «Расчетный центр» на предмет исполнений лицензионных требований при управлении многоквартирными домами, в присутствии директора ООО «Расчетный центр».

В ходе проверки было установлено, что в вышеуказанных многоквартирных домах отсутствуют акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета горячего водоснабжения, отсутствуют акты о поверке этих приборов учета, приборы учета ГВС требуют ремонта. По результатам проверки замечаний от директора ООО «Расчетный центр» не поступило, что подтверждается актом проверки.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района также проведена проверка в отношении ООО «Расчетный центр», по результатам которой было выявлена необходимость ремонта и поверки общедомового прибора учета ГВС в <адрес> <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Тамбовского района Тамбовской области было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главного инженера ООО «Расчетный центр» по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер ООО «Расчетный центр» Ульянов В.И. был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Согласно объяснений главного инженера ООО «Расчетный центр» Ульянова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ, в спорных многоквартирных домах общедомовые приборы учета горячего водоснабжения не введены в эксплуатацию и требуют поверки.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Тамбовского района Тамбовской области в отношении ООО «Расчетный центр» было выдано предписание об устранении нарушений жилищного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. министра государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области главный инженер ООО «Расчетный центр» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Таким образом, по результатам прокурорской проверки было установлено, что ООО «Расчетный центр», получая от собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах плату на содержание и ремонт общедомового имущества, в состав которого входит, в том числе, выполнение работ по обеспечению постоянной готовности и технической исправности ОДПУ в полном объеме, уклоняется от осуществления необходимых мероприятий, с целью восстановления работоспособности, поверке и последующего их ввода в эксплуатацию.

Указанные обстоятельства ООО «Расчетный центр» не оспаривались, принятые постановления по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания не обжаловались.

Доводы представителя ответчика в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела о том, что общедомовые приборы учета не установлены в полном объеме, суд находит не состоятельными, они противоречат установленным обстоятельствам.

Так, согласно актам проверки состояния узлов учета тепловой энергии потребителя, по результатам технического осмотра приборов узла учета тепловой энергии потребителя с участием специалиста ООО «Расчетный центр», в спорных многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, однако в отношении некоторых ОДПУ истекли сроки поверки, отдельные приборы учета не подготовлены к дальнейшей эксплуатации.

Представитель ответчика ООО «Расчетный центр» не отрицал, что общедомовые приборы учета ГВС относятся к общему имуществу многоквартирного дома, а техническое обслуживание ОДПУ относится к обязанностям управляющей компании. Однако полагал, что приборы учета находятся в состоянии, требующем их установку.

Между тем в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС19-863 отмечено, что работы по замене общедомового прибора учета тепловой энергии на вводных трубопроводах отопления не являются работами по его первичной установке и должны быть запланированы управляющей организацией при определении размера платы за содержание общего имущества. Следовательно, размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учетом затрат по обеспечению постоянной готовности и технически исправного состояния общедомовых приборов учета, в том числе с возможностью выхода их из строя вследствие нормального износа, а также по независящим от собственников помещений техническим причинам.

Таким образом, осуществление обязанности по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, к которым относится ОДПУ ГВС, возложено законом на ООО «Расчетный центр», которое в соответствие с лицензией осуществляет управление многоквартирными домами; указанная обязанность входит в перечень услуг и работ по управлению многоквартирными домами в соответствие с договором управления, и потому не может быть возложена на ресурсоснабжающую организацию.

При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора к ООО «Расчетный центр» обоснованными и подлежащими удовлетворению, в удовлетворении требований к ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Расчетный центр» удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Расчетный центр» /ОГРН <данные изъяты>/ провести техническое обслуживание приборов учета горячего водоснабжения многоквартирных домов №<адрес>, по результату технического обслуживания устранить выявленные недостатки и провести поверку.

    В удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Компьюлинк Инфраструктура ТО» отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 марта 2024 года.

Судья              Сошникова Н.Н.

2-194/2024 (2-2350/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тамбовского района Тамбовской области
заместитель прокурора Тамбовского района
Ответчики
ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО"
ООО "Расчетный центр"
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Сошникова Надежда Николаевна
Дело на сайте суда
sud22.tmb.sudrf.ru
02.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее