РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 ноября 2019 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Задонской М.Ю.,
при секретаре Дмитриевой С.И.,
с участием
представителя административного истца- старшего помощника прокурора Тульской области Надеждина А.А.,
представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Носачевой М.А.,
представителя административных ответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России по доверенностям Моськиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2693/2019 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Федеральной службе исправления наказаний России о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить камеры средствами радиовещания,
установил:
заместитель прокурора Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Федеральной службе исправления наказаний России о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить камеры средствами радиовещания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Тульской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о материально-бытовом обеспечении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области (далее – ФКУ СИЗО-1).
Согласно п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста от ДД.ММ.ГГГГ № камеры СИЗО оборудуются радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области в адрес УФСИН России по Тульской области внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в ФКУ СИЗО-1.
В данных представлениях, в том числе, указывалось на нарушение в ФКУ СИЗО-1 закона в части необеспечения камер средствами радиовещания.
В рамках рассмотрения представлений УФСИН России по Тульской области проведена работа с целью устранения выявленных нарушений, изложенных в представлениях.
Вместе с тем, в ходе проверки соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-1 требований законодательства о материально-бытовом обеспечении установлено, что радиовещание осуществляется только в камерах специального блока и карцерах, в остальных камерах следственного изолятора радиовещание отсутствует.
В связи с изложенным в ФКУ СИЗО-1 нарушаются права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на материально-бытовое обеспечение в части обеспечения камер средствами радиовещания, однако администрация следственного изолятора, бездействуя, данные нарушения не устраняет.
Устранение вышеуказанных нарушений закона должно быть произведено ответчиком за счет собственных средств, а при их недостаточности – за счет средств, выделяемых УФСИН России по Тульской области и ФСИН России.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения камер ФКУ СИЗО-1 средствами радиовещания и обязать не позднее, чем через 6 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить все камеры ФКУ СИЗО-1 средствами радиовещания; обязать административных ответчиков - ФСИН России и УФСИН России по Тульской области при недостаточности у следственного изолятора денежных средств организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением комплекса мер, направленных на обеспечение всех камер ФКУ СИЗО-1 средствами радиовещания.
Представитель административного истца- старший помощник прокурора Тульской области Надеждин А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в их обоснование, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Носачева М.А. в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований. Указала, что частично требования прокурора выполнены, однако исполнить требования в полном объеме ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Тульской области не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России по доверенностям Моськина Н.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, просила в иске отказать. В обоснование своих возражений указала, что согласно Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки установленной формы со своими полным и сокращенным наименованиями и другую символику, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. Таким образом, полагает, что ФСИН России, УФСИН России по Тульской области являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с абз.4 ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Согласно п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста от 14.10.2005 № 189 камеры СИЗО оборудуются, в том числе радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
Как указано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 70, п. п. 1, 2 ст. 161 указанного Кодекса, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Кроме того, согласно п. п. 2, 6, 10, 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов.
Согласно Уставу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области учредителем учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, в ведении которой находится учреждение.
Согласно п.п. 5.1, 5.7, 5.8, 5.12 Устава имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Контроль использования по назначению и сохранности имущества Учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН России по Тульской области. Источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Тульской области в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства о материально-бытовом обеспечении подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тульской области в адрес УФСИН России по Тульской области внесены представления № и № об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области в части необеспечения камер средствами радиовещания.
В рамках рассмотрения представлений УФСИН России по Тульской области проделана работа с целью устранения выявленных нарушений, изложенных в представлениях, что следует из сообщений УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Также из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области требований законодательства о материально-бытовом обеспечении установлено, что радиовещание осуществляется только в камерах специального блока и карцерах, в остальных камерах следственного изолятора радиовещание отсутствует, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Вместе с тем, доказательств по устранению выявленных нарушений требований законодательства о материально-бытовом обеспечении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области суду не представлено, не установлено таковых и в ходе рассмотрения дела.
Не имеют правового значения ссылки представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области на отсутствие надлежащего финансирования, поскольку указанное обстоятельство не может являться основанием для ущемления прав подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, на содержание в бытовых условиях, отвечающих установленным материально-бытовым требованиям.
Доводы представителя административных ответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России о том, что указанные органы являются ненадлежащими ответчиками, поскольку ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, суд находит несостоятельными в силу вышеприведенных норм закона, из которых следует, что данные органы обязаны осуществлять контроль за использованием имущества подведомственных учреждений, финансировать содержание этого имущества.
При этом, как установлено выше, именно отсутствие надлежащего финансирования является причиной длительного не устранения недостатков недвижимого имущества, используемого ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области для осуществления основной деятельности, в части нарушения норм материально-бытового обеспечения. Доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области и ООО «Телеком-СБ» ДД.ММ.ГГГГ; ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области и ООО «Компакт-Опт» ДД.ММ.ГГГГ заключались договоры поставки товаров, а именно трансляционного усилителя, настольной микрофонной консоли, а также проводов ПВС, по условиям которых поставщик обязуется передать в собственность покупателю товар в ассортименте, количестве и качестве, установленные договором, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенные договором денежные средства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные ответчики бездействовали, не выполняя надлежащим образом возложенные на них функции по поддержанию имущества, используемого ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области для осуществления основной деятельности, в надлежащем состоянии в части соблюдения требований материально-бытового обеспечения.
Таким образом, принимая во внимание, что не обеспечение камер средствами радиовещания нарушают права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на материально-бытовое обеспечение, суд приходит к выводу, что оспариваемые бездействия по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении являются незаконными, не соответствующими действующему законодательству и в данном случае нарушают права неопределенного круга лиц.
Анализ изложенного и имеющихся в деле доказательств, с учетом положений вышеприведенных норм права, на основании оценки имеющихся по делу доказательств в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст.59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, позволяет прийти к выводу об обоснованности административных исковых требований заместителя прокурора Тульской области.
Заявленный заместителем прокурора срок исполнения обязанности - в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу суд находит разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования заместителя прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по устранению нарушений уголовно- исполнительного законодательства в части обеспечения камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области средствами радиовещания.
Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области не позднее, чем через 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить все камеры ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области средствами радиовещания.
Обязать ФСИН Росси и УФСИН России по Тульской области при недостаточности у ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Тульской области организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением комплекса мер, направленных на обеспечение всех камер ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Тульской области средствами радиовещания.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20.11.2019.
Судья